Словообразование. Орфография. 5-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обучающая. Теоретический аспект: обобщить знания учащихся по теме “Словообразование и орфография”.
  2. Практический аспект: систематизировать орфографические навыки, отработанные в ходе изучения темы.

  3. Развивающая: продолжить формирование общеучебных умений и навыков (анализ, обобщение; самооценка; работа с инструкцией, работа с тестами); развивать речь, эмоциональную сферу учащихся, интерес к учению, самостоятельность мышления.
  4. Воспитательная: воспитывать внимание, дисциплинированность, ответственность за собственный результат учения, дисциплинированность.

Оборудование: электронный тренажёр “СЛОВАРЬ 2”, электронная презентация (Приложение 1), карточки с алгоритмами, карточки с деформированными текстами, тестовые задания на каждого учащегося.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание. 3 мин.
  3. Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера:
    • Диктант “Угадай словечко!” 7 мин.
    • Работа с деформированным текстом. Выполнение грамматических заданий. 10 мин
    • Работа по группам: тестирование/тренажёр. 20 мин. /По 10 мин. на каждую группу/
  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок. 3 мин.
  2. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению. 2 мин.

Ход урока

1. Оргмомент.

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся.

2. Целеполагание.

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.

Содержание этапа: выведение темы, целей, показ практической значимости повторяемого материала.

Содержание учебного материала:

– Ребята, сегодня на уроке нам придётся очень много работать с информацией. Кому по роду профессии приходится это делать? (журналистам, сыщикам, военным и т.д.)

– Действительно, чтобы быть профессионалом в любой области, надо постоянно самосовершенствоваться. Для этого надо не только обладать определённым набором профессиональных знаний, умений и навыков, Но и ещё и вниманием, эрудицией, развитым мышлением. Сегодня на уроке, как обычно, мы будем развивать и эти качества.

Ваше первое задание – “Шифровка”.

Для того, чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему, её необходимо расшифровать.

Задание. Из предложенных кусочков соберите тему.

(На слайде и на карточках)

Проверка.

– Что явилось “ключом” к этому шифру? (обозначение частей слова).

– Для чего нам необходимо знать словообразование и орфографию? (это основа грамотности!)

3. Выполнение упражнений обобщающего и систематизирующего характера.

Дидактическая задача этапа: обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в ходе изучения темы.

Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; отработка умения оперировать полученными ранее знаниями.

Содержание учебного материала:

Профессионал должен быть профессионалом во всём: обязательно знать законы, по которым он действует, обладать широким кругозором. Обладаем ли мы с вами этими качествами? Проверим!

Диктант “Угадай словечко!”

  • Я называю лексическое значение слова, вы записываете само это слово, выделяя все встретившиеся в нём орфограммы. Записываем в столбик, чтобы удобнее было проверять и исправлять возможные ошибки
  1. Действие прибавления одного числа к другому (сложение)
  2. Увеличиваться в росте (расти)
  3. Название одного из чисел при сложении (слагаемое)
  4. Развернуть полностью или, распределив по поверхности, разложить (расстелить)
  5. Массовое вооружённое выступление против существующей власти (восстание)
  6. Снимать, срывать, например, плоды, ягоды, урожай (собирать)
  7. Договор о выполнении чего-либо, её можно заключить (сделка)
  8. Тайком слушать чужой разговор (подслушивать)
  9. Человек, который даёт деньги в долг под большие проценты (ростовщик)
  10. Оберегать, относиться бережно, стеречь, сторожить (охранять)
  11. Отдельная область деятельности, науки, производства, хозяйства (отрасль)
  12. Видимая граница неба и земли (горизонт)
  13. Покрыться какой-либо растительностью (зарасти)
  14. Ярко светиться, сверкать (блестеть)
  15. Нанести на что-нибудь черты, линии в нужных направлениях при помощи линейки и карандаша (расчертить).
  16. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве (пассажир)

Определите, какие орфограммы вам встретились.

– Назовите их (слайд)

  • 1. проверяемые безударные гласные в корне;
  • 2. непроверяемые безударные гласные в корне;
  • 3. чередующиеся гласные в корне;
  • 4. неизменяемые приставки;
  • 5. изменяемые приставки.

– Какие слова соответствуют каждой группе орфограмм?

  • Взаимопроверка по алгоритмам (Приложение 2) /проверяем
    • правильность определения слов по их значениям,
    • орфографию,
    • умение видеть орфограммы и группировать слова в зависимости от орфограмм/

Слайд, гиперссылки

1. Расчертить, охранять.

2. Пассажир, горизонт.

3. Сложение, расти, слагаемое, расстелить, собирать, ростовщик, отрасль, зарасти, блестеть.

4. Сложение, слагаемое, собирать, отрасль, зарасти, сделка, подслушивать, охранять.

5. Расчертить.

Всего в нашем диктанте было 16 слов. Поставьте себе то количество баллов, сколько слов вы записали правильно, безошибочно.

Корректор.

– Итак, господа следователи, продолжаем наши тренировочные занятия. У вас на партах текст. Давайте его прочтём и попробуем определить, на каком языке он написан.

На закате падул халодный ветер, пошол мелкий касой дожть. В такую погоду мы возврощались из деревни, разполажившейся рядом. Ветер затруднял хотьбу, капли заберались под воротник. Реско похолодало. Дорогу, поле, луг, ростения: всё вокруг затинуло тонким слоем льда. Он с хрустом расламывался под ногами.

– Почему трудно было читать? (много орфографических ошибок)

– Что необходимо сделать, чтобы перевести “с русского на русский”? (исправить ошибки)

– Ваша задача: выписать неверно написанные слова в исправленном виде, выделить в них орфограммы, выполнить задания после текста. /2 человека работают около доски: один выписывает слова, второй работает над заданиями/

Дополнительные задания. 1. Найти слова, соответствующие схеме приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. К какой части речи относятся эти слова?

2. Найти предложение с неверно расставленными знаками препинания. Выписать его в исправленном виде, графически объяснить постановку знаков препинания.

Взаимопроверка. Учащиеся, работавшие около доски, комментируют выполненные задания.

– Поставьте, пожалуйста, количество баллов: по 1 за каждое правильно записанное слово и правильно выполненное задание.

– Молодцы! Мы постарались с вами повторить большую часть того материала, который был изучен нами по теме “Словообразование и Орфография”. А сейчас пришло время проверить, насколько хорошо каждый из вас усвоил знания по этому разделу.

Работа по группам. Тестирование/тренажёр.

– Делимся на две группы: одна работает с тестом, вторая с программой “Словарь 2” (Приложение 3). Работая с тренажёром, придерживайтесь инструкции. Время работы ограничено!

Работа по 10 минут.

1 группа.

Инструкция по работе с программой “Словарь 2”.

Инструкция

  1. Найдите на Рабочем столе компьютера программу СЛОВАРЬ 2.
  2. Двойным щелчком левой кнопки мыши запустите её.
  3. В появившемся диалоговом окне выберите “Файл диктанта”.
  4. Найдите “ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”. Щелкните по нему левой кнопкой мыши.
  5. Приступайте к работе.
  6. После выполнения всего задания вы увидите количество правильных ответов. Запишите это число в тетрадь

Те слова, в которых вы допустили ошибки, перепишите в тетрадь. Составьте с ними словосочетания.

2 группа.

Итоговый тест по теме

“Словообразование и орфография”

Фамилия, имя____________________________________________

Инструкция к выполнению теста.

  1. Внимательно прочитайте вопрос.
  2. Внимательно прочитайте все варианты ответов.
  3. Выберите правильный, на ваш взгляд, вариант ответа.
  4. Заштрихуйте кружок рядом с буквой правильного ответа.

Желаю удачи!

1.В разделе Словообразование изучается:

A) Звуковой состав и основные звуковые процессы.
B) Словосочетание и предложение.
C) Правила, определяющие написание слов.
D) Словарный состав и фразеологические сочетания.
E) Состав слова и способы образования новых слов.

2. Укажите морфемный состав слова:

A) окончание, основа, приставка, суффикс, часть речи
B) окончание, ударение, приставка, суффикс, корень
C) окончание, приставка, суффикс, корень
D) окончание, основа, корень, приставка, суффикс
E) окончание, определение, существительное, приставка, корень.

3. Изменяема часть слова, которая служит для связи слов в предложении и для выражения форм числа, падежа, рода, лица:

A) суффикс;
B) окончание;
C) корень;
D) основа;
E) приставка.

4. Слово, не входящее в ряд однокоренных:

A) Ножевой.
B)
Нож.
C)
Ножка.
D) Ножны.
E) Ножик.

5.Укажите форму слова красивый:

A) Красота.
B)
Красный.
C)
Прекрасный.
D)
Красивому.
E) Красавица.

6. Укажите правильный разбор по составу:

A) Про-бирает-ся.
B) Про-бира-ет-ся.
C) Пробир-а-ет-ся.
D) Про-бир-а-е-тся.
E) Про-бир-а-ет-ся.

7. Укажите ряд слов с неизменяемыми приставками:

A) о..дать, и…расходовать, ра…жечь.
B)
на…писать, пре…положение, …делать.
C) бе…цельный, во…разить, …ходить.
D) и…писать, по..мести, ра…гореться.
E)
во…вращение, и..пытание, бе…брежный.

8. Укажите ряд слов с изменяемыми приставками:

А) на…писать, пре…положение, …делать.
В) о..дать, и…расходовать, ра…жечь.
С) во…вращение, и..пытание, бе…брежный.
D) и…писать, по..мести, ра…гореться.
Е) бе…цельный, во…разить, …ходить.

9. Укажите ряд слов с гласной И в корне.

А) раст…реть, проб…раться, зап…рать.
В) зап…рать, выт….рать, подж….гать.
С) ст…лить, зат…реть, вым…рать.
D) расст…лать, заст…лить, вым….реть.
Е) ум…реть, заст…лить, выт…реть.

10. Укажите ряд слов, в котором пропущенные буквы расположены в следующем порядке: О-О-А

А) отр…сль, предл…жение, р…стовщик
В) выр…стать, Р…стислав, сл…жение.
С) пол…жи, р…стение, прил…гательное.
D) выл…жить, разр…стись, Р…стов.
Е) изл…жение, выр…сли, сл…гаемое.

11. Укажите ряд слов-исключений:

А) р…ст, прор…стать, р…стение.
В) зар..сти, выр…сли, подр..сток.
С) Р…тов, р…стовщик, отр…сль.
D) р…сток, р…стительность, Р…стислав.
Е) прор…сли, зар…сли, р…сли.

ТЕСТ ЗАВЕРШЁН

4. Подведение итогов урока.

Дидактическая задача этапа: подвести итоги работы на уроке.

Содержание этапа: рефлексия. Соотнесение целей, поставленных в начале занятия, с достигнутым результатом, комментирование ответов обучающихся, оценка знаний, умений и навыков, продемонстрированных ими во время урока.

– Каждый из вас в начале урока поставил определённую цель. Что сегодня у вас получилось, что ещё требует доработки? Какую цель мы можем поставить на наши последующие занятия?

Комментарий и выставление отметок.

5. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Содержание этапа: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания методики выполнения задания.

На выбор:

  1. Упр. №755
  2. Упр. №756
  3. Составить словарный диктант из 8-10 словосочетаний на изученные правила.

– Спасибо за урок!

5.05.2011

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306