Музыкальная карусель

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: организовать совместную музыкально-творческую деятельность учащихся начальных классов.

Задачи:

  1. Создать игровую ситуацию для применения музыки как средства коммуникации детей.
  2. Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен и разгадывании мелодий, мышление при разгадывании загадок и ребусов, внимание при игре "Хлопки".
  3. Воспитывать культуру работы в группе, интерес к музыкальному искусству.

Оборудование:

  • магнитофон, музыкальные записи + минусовки;
  • ребусы, музыкальные домики;
  • две магнитные доски + набор букв;
  • магниты, ноты, шкатулка.

Ход мероприятия

I. Организация внимания.

II. Основная часть.

Беседа о возникновении ударных музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты. Без них невозможно композиторское творчество. Без них невозможно музыкальное исполнительство (исключение - вокальное искусство, но и оно тесно связано). Иными словами, без музыкальных инструментов музыки практически не существует.

На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных инструментов, о которых мы с вами говорили, и будем говорить в дальнейшем.

О чем может сказать простой камень?

Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, отличались от вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие окоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела. Танцы были длинными – ведь порой приходилось рассказывать подробно об окоте или погоне, которая длилась много дней. Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Попробуй-ка поаккомпанировать, таким образом, танцу, который длится несколько часов, от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивали» друг о друга. Чем не оркестр? Потам попробовали «поаккомпанировать» на растянутой дня сушки коже - совсем хорошо получилось. Отсюда уже недалеко и до барабана.

Камень – это первый ударный инструмент.

Но какими бы разными не были все существующие инструменты, их можно условно разделить по способу звукоизвлечения на три группы:

  1. Струнные инструменты (источник звука – натянутая струна).
  2. Духовые инструменты (звук извлекается благодаря вдуванию воздуха в инструмент).

Ударные инструменты (звук извлекается с помощью удара по инструменту). С наиболее яркими представителями этих групп мы с вами будем знакомиться на протяжении всего года. Возможно, какой-нибудь из них станет вашим любимым инструментом.

Разгадывание загадок (Приложение 1).

Разгадывание ребусов (Приложение 2).

Музыкальная викторина.

Я ваша подруга,
Я ваша попутчица,
В пути без меня
Ничего не получиться.
Со мною, друзья,
Всегда интересно,
Узнали, кто я?
Ну, конечно же ... (Песня.)

Итак, нужно определить, какая песня звучит, по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины. Первые слова:

  1. Они растут в южных странах на деревьях.
  2. Ими любят лакомиться обезьяны.
  3. Это любимая еда жителей острова Чунга-Чанга. (Кокосы и бананы.)

Второе слово:

  1. Он круглый и упругий, как маленький мячик.
  2. Из него можно сделать вкусный сок.
  3. Его цвет – это цвет солнца. (Апельсин.)

Вопрос. В какой популярной эстрадной песне поется о бананах, кокосах и апельсинах? Конечно, это «Апельсиновая песня» в исполнении группы «Блестящие». Слушаем музыку, поём и танцуем!

«Апельсиновая песня».

Игра «хлопки».

  • Попугай – руки назад.
  • Обезьяны – прыгают, двигают руками.
  • Крокодил – присесть.

Музыкальная загадка 1.

Первое слово:

  1. Это моллюск.
  2. Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
  3. У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)

Второе слово:

  1. Они живут в жарких странах.
  2. Люди говорят, что их можно сделать из муки.
  3. Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)

Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Музыкальная загадка 2.

Первое слово:

  1. Они бывают на небе, но не каждый день.
  2. Ночью их не увидишь.
  3. Они очень похожи на белую вату. (Облака.)

Второе слово:

  1. У маленьких детей она бывает деревянной.
  2. Она была верным другом каждого былинного богатыря.
  3. А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви. (Лошадка.)

Отгадка: облака + лошадки = пёсня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

Музыкальная загадка 3.

Первое слово:

  1. У него уши на коленках.
  2. Он умеет прыгать.
  3. На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)

Второе слово:

  1. Она мягкая и зеленая.
  2. Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.
  3. Её любит, есть корова. (Трава.)

Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).

Музыкальная загадка 4.

Первое слово:

  1. Он похож на стрекозу.
  2. Но сделан он из металла.
  3. И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)

Второе слово:

  1. Это холодное и сладкое.
  2. Его нельзя есть, когда болит горло.
  3. Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)

Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского,сл. А. Тимофеевского).

Музыкальная загадка 5.

Первое слово:

  1. Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
  2. Он любит плавать и нырять в воде.
  3. Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку со счастливым концом.

Второе слово:

  1. Ещё раз произнесём уже отгаданное слово!

Отгадка: утёнок + утёнок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, сл. Ю. Энтина).

Песня «Танец маленьких утят» (дети исполняют танец).

Резерв времени.

Музыкальные вопросы:

  1. Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к.)
  2. Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота "РЕ". (Черепаха, тетерев, гречиха.)
  3. Птицу, в названии которой есть нота "МИ". (Фламинго.)
  4. Растение, в названии которого есть нота "СОЛЬ" и еще одна нота? (Фасоль.)
  5. Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота "СИ". (Синица, персик, василек.)
  6. Порода домашних собаки растение. (Бульдог, подорожник.)

Музыкальная загадка 6.

Веселая викторина про музыку и животных.

  1. Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки? (Арфа.)
  2. Волосы какого животного используют для изготовления скрипичного смычка? (Коня.)
  3. Какое произведение Сергея Прокофьева в Америке посчитали пропагандой экологического насилия и отказались исполнять? (Симфоническая сказка «Петя и волк».)
  4. Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные? (Рог.)
  5. Каких птиц Алексей Фатьянов призывал не тревожить солдат во время сна? (Соловьёв.)
  6. Кто не ловится и какой орех не растёт на острове Невезения? («Крокодил не ловится, не растёт кокос».)
  7. Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь идёт. Кто он? (Носорог-рог-рог.)
  8. Назовите дерево, родившееся в лесу? (Ёлочка.)
  9. Какой овощ звали копать в песне Антошку? (Картошку.)
  10. Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре. (Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)

III. Итог занятия.

Мир Музыки – волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства – осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.

Если вам было интересно на занятии, и вы хотите в дальнейшем постигать тайны музыки, возьмите нотки и опустите их в волшебную шкатулку.

Успехов вам, начинающие музыканты!

Литература.

  1. Гармаш И. И. Игры и развлечения. Киев, 1996.
  2. Зайцева О.В.На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  3. Кулагина Г. А. Сто игр по музыке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов .Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по музыке. М.: Просвещение, 2002.