Урок технологии "Пасхальное яйцо". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: изготовление сувенира «Пасхальное яйцо».

Задачи:

  1. Формировать национальную память.
  2. Расширить кругозор детей.
  3. Воспитывать уважение к народным праздникам и традициям.
  4. Развивать фантазию, смекалку, творческую инициативу, самостоятельность.

Оборудование:

  • скорлупа от яйца, яйцо-крашенка;
  • ткань, клей, карандаш, ножницы, кисточка;
  • венок с филигранными яйцами;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какой праздник отмечался в прошедшее воскресенье? (Вербное воскресенье.)

- Чем украшали люди свои жилища? (Вербами.)

II. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки:

1. Кто любит морковку
И прыгает так ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки. (Заяц.)

2. Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое,
Пушистое и золотое. (Яйцо, цыплёнок.)

3. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух.)

- Как вы думаете, что связывает все эти предметы? (Ответы детей.)

III. Вступительная беседа.

- Какой праздник приближается? (Пасха.)

- Пасха на Руси считалась праздником всех праздников. Весной природа пробуждается от зимнего сна и человек радуется обновлению жизни. Поэтому, так был любим народом этот праздник, потому так радостно, щедро звонили колокола в пасхальное воскресенье. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, украшали жилище пасхальными венками с филигранными яйцами. Двери украшали гирляндой из зайчиков, зайками украшали пасхальный венок. Зайчата могут служить грелками для яиц, куры и петухи на Пасху желанные гости в каждом доме.

К праздничному столу хозяйки пекли куличи, готовили творожную пасху и красили яйца.

Обычай обмениваться на Пасху красными яичками давний. Считалось, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную.

Существовали два вида яиц: крашенка и писанка.

Крашенка – это окрашенное вареное яйцо.

Писанка – это сырое яйцо, покрытое разноцветными узорами-символами.

Только славянские народы делали писанки. Считалось, что они скрепляют, объединяют членов семьи, из дома уходит все плохое. Цвета тоже имели свою символику.

Красный цвет – цвет радости, жизни.

Желтый – посвящается солнцу.

Зеленый – символизирует весну.

Коричневый – плодородие земли.

- Что вы можете преподнести своим родным в подарок на Пасху? (Сувенир из яйца.)

- А теперь обоснуйте свой выбор. (Сувенир из яйца может долго храниться. Его можно украсить аппликацией. Символ Пасхи сохраняется. Дешевле киндер-сюрприза.)

- Цель ясна – изготовить сувенирное яйцо. А это можно сделать только на сувенирной фабрике. Давайте назовем нашу фабрику «Сувенир». На нашей фабрике в бригадах (группах) на сегодня одно задание. Распределим обязанности.

Бригадир – отвечает за слаженную работу.

Пост бережливых – за экономное расходование материалов.

Пост контроля – за аккуратное изготовление изделия.

Санитарный пост – за порядок на рабочем месте.

- Какие материалы нам понадобятся? (Ткань, клей, ножницы.)

IV. Подготовка рабочего места.

- Положите папку с материалами слева.

- Отгадайте загадки:

1. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья!
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход! (Карандаш.)

- Положите его справа.

2. Два кольца, два конца
Посредине гвоздик. (Ножницы.)

- Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.

  1. Передавать кольцами.

- Как нужно обращаться с клеем? (Клеить кисточкой, мыть руки после клея.)

V. Правила рабочего человека.

- А теперь повторим правила рабочего человека.

  1. Содержать свое место в порядке.
  2. Экономно расходовать материалы.
  3. Сделал сам – помоги товарищу.
  4. Закончил работу – убери рабочее место.

VI. Основная часть.

- Прочитайте пословицу:

  • «Рукам работа – душе праздник».

- Объясните смысл пословицы. (Ответы детей.)

- Да, чтобы изделие получилось красивым, нужно постараться.

- Сегодня на уроке каждый из вас будет дизайнером. (Знакомство со словом «дизайн» из толкового словаря.)

- Мы используем элементы дизайна – художественное конструирование.

- Из каких фигур можно составить узоры на яйце? (Круги, цветы, сердечки, бабочки.)

- Какие цвета ткани можно использовать? (Красный, голубой, жёлтый, зеленый, т.д.)

- Цвет может сделать вещь весёлой, радостной или строгой, торжественной.

- Подумайте, каким бы вы хотели видеть свой сувенир и приступайте к работе.

VI. Самостоятельная работа под спокойную музыку.

VII. Итог урока. Защита в бригадах.

«5» – красиво, дёшево, своими руками, аккуратно, красивый дизайн.

«4» – красиво, дёшево, своими руками, не совсем аккуратно.

«3» – некрасиво или неаккуратно.

VIII. Домашнее задание.

- Подумайте, как из яйца сделать зайчика или петушка.