Использование космоснимков на уроках и во внеклассной работе

Разделы: География, Информатика


Использование изображений Земли из космоса – относительно новое направление в образовании. Космическая съемка - съемка земной поверхности с космических летательных аппаратов при помощи специальной аппаратуры (фотосъемка, сканерная съемка, тепловая съемка и др.).

Первые снимки из космоса были сделаны:

  • с ракет в 1946 г.;
  • с искусственных спутников Земли – в 1960 г.;
  • с пилотируемых космических кораблей – в 1961 г. (Ю. А. Гагариным).

Космоснимки используются в экологическом мониторинге, лесном и сельском хозяйстве, строительстве, картографии, кадастровой и туристической деятельности, страховании и т.д. В практике школьного образования в нашей стране космические снимки стали использоваться менее 20 лет назад. Но и сегодня педагоги ощущают недостаток информации о возможностях работы с космическими снимками со школьниками и молодежью. В рамках школьных программ единичные космические снимки представлены в учебниках географии, экологии, а также школьных атласах.

Основные достоинства использования изображений Земли из космоса в обучении – междисциплинарность, наглядная демонстрация связей между процессами и явлениями, и возможность осуществлять исследования «собственными руками». Космические снимки могут использоваться как в рамках школьной программы, так и на дополнительных и факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях и конкурсах.

География. Это самый распространенный предмет для работы с космоснимками. Разнообразию заданий при работе с космоснимками нет предела. Это и определение конкретных географических объектов (морей, вершин горных массивов, населенных пунктов и т.д.), и расстановка космоснимков в хронологическом порядке по времени съемки (строительство канала для переброски вод из реки Хайлар в озеро Далайнор, изменение размеров Аральского моря). Например, при работе по теме «Реки» задания могут быть следующие: на космическом снимке найти истоки и устья рек, определить форму устья рек (дельта или губа), в конкретной речной системе определить главную реку и назвать (подписать) ее притоки, начертить границу между речными бассейнами (водораздел) и т.д.

История. Каспийское море сформировалось примерно 10 миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море, потерявшее связь с мировым океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части, которые образовали Каспийское море и Чёрное море. Находки в пещере Хуто у южного побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях уже примерно 75 тысяч лет назад. Первые упоминания о Каспийском море и проживающих на его побережье племенах встречаются у Геродота. Согласно древним армянским и иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с 9-10 вв.

Учащимся предлагается отметить границы стран, имеющих выход на побережье Каспийского моря в XXI веке, а также как они менялись в историческом прошлом, описывая события, сопутствующие этим изменениям.

Используя космоснимки, на уроках экологии можно определять последствия антропогенного воздействия на природу конкретных районов, на уроках математики – масштаб представленного космоснимка, расстояние между заданными объектами, физики – какие излучательные или отражательные характеристики объектов регистрируются на снимке...

Взгляд из космоса не знает границ.

Информатика и ИКТ. На уроке «Графические информационные модели» в 9 классе предлагается учащимся создать графическую модель района школы, отметив на космическом снимке улицы, школы (музыкальную, спортивную, СОШ № 29) и другие объекты. В такой работе школьники более подробно знакомятся с районом города, в котором они живут и/или учатся, развивают познавательный интерес, умения применять полученные знания на практике, прививаются навыки исследовательской работы.

Тема «Геоинфомационные системы» изучается учащимися на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах. В математических классах учащиеся, используя космоснимки Смоленской области и изучаемый объектно-ориентированный язык программирования, создают программу, которая позволяет отмечать на космоснимке географические объекты, а затем работают над заполнением их названий.

Данная работа знакомит школьников со значением космических снимков в создании ГИС, а также позволяет повысить уровень информационной культуры учащихся.

Внеклассное мероприятие «Знакомьтесь, моя малая родина Смоленщина». Освоение основных понятий по любому предмету проходит успешнее, если для этого используются задания в занимательной форме, а также в непринужденной обстановке, атмосферу которой и призваны создавать внеклассные мероприятия. Можно формировать умения учащихся работать с космическими снимками, расширяя их знания о малой родине, знакомя с замечательными малоизвестными фактами. Такая работа продолжит воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине, которая готовится к празднованию целого ряда юбилейных дат:

  • 2010 год – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и 100-летие Александра Твардовского;
  • 2011 год – 50-летие полета в космос Юрия Гагарина;
  • 2012 год – 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года;
  • 2013 год – 1150-летие города Смоленска.

Готовясь к этим юбилейным датам, учащиеся должны лучше узнать нашу малую родину и заполнить «белые страницы» о Смоленщине. Вот строки из стихотворения Владимира Простакова «Смоленщина»:

Спроси у хлебороба иль солдата,
Спроси ты у березки полевой:
А чем моя Смоленщина богата?
Ответ один:
Завидною судьбой.

Для внеклассного мероприятия можно, используя объектно-ориентированный язык программирования предварительно создать программу, в которой будут рассмотрены вопросы литературы, истории, географии Смоленщины, авиации и космонавтики, кинематографии, архитектуры и др. Сначала учащиеся отвечают на вопросы викторины, а затем отмечают ответы на космоснимке. Варианты заданий могут быть следующие:

Карта Смоленщины похожа на сердце. Около 50 тысяч квадратных километров «сердечной» земли! Учащимся можно предложить, используя ресурс http://kosmosnimki.ru/, определить крайние северные, южные, восточные и западные точки области, их географические координаты, а также районы, которым они принадлежат.

Самобытность природы Смоленщины заметно выражена в неповторимых по облику голубых жемчужинах-озерах. Гордостью Смоленщины считается озеро Сапшо, которое за шатровую зелень шести островов, красоту елово-соснового ожерелья Н.М. Пржевальский назвал «Байкал в миниатюре». Задание учащимся - за отведенный промежуток времени отметить предложенные озера на космическом снимке Смоленской области.

Смоленщина – удивительный край. Неповторима ее историческая судьба, тесно связанная с историей нашего отчества.

… Не раз было небу от пламени жарко:
Ключ-город в осаде пылал.
И прежде чем выступил Минин с Пожарским,
Атаки Смоленск отбивал.

Есть интереснейшие достопримечательности на Смоленщине. Пожалуй, и сами смоляне не подозревают, сколько уникальных достопримечательностей расположено на территории области. А между тем, на Смоленщине находится более трех тысяч объектов культурного наследия!

В боях под этим населенным пунктом Смоленщины Наполеон потерял убитыми, ранеными и пленными более 9000 человек, 52 офицера, 2 генерала, 70 орудий и множество обозов. Это сражение - одно из самых больших сражений 1812 года. Назовите место, где произошло это событие, и отметьте его на космоснимке Смоленской области.

Смоленская земля…

Она дала миру и Отечеству тысячи выдающихся людей, прославивших ее своими достижениями в науке, культуре, спорте, других видах деятельности. Имена многих смолян стали символом воинской доблести, чести, трудовой славы.

Немало поэтов дала России Смоленская земля. Лучшие из них приобретали громкую всероссийскую известность, уходили в Петербург и в Москву. Автор стихов:

«Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя».

– единственный большой поэт, который всю жизнь прожил в Смоленске и посвятил родной земле всё своё творчество, отдал ей всю душу. Назовите поэта и отметьте место его рождения на космоснимке Смоленской области.

Один из наших земляков стал одним из пионеров вертолетостроения. Советский ученый, специалист в области аэродинамики, основоположник советского вертолетостроения, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. В 1930 г. по его схеме создан первый экспериментальный вертолет ЦАГИ – 1-ЭА, в 1941 г. сконструировал двухместный вертолет «Омега», впервые показанный на воздушном параде в Тушино (1946 г.). Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение. Назовите ученого и отметьте место его рождения на космоснимке Смоленской области.

Это лишь немногие примеры заданий, которые можно предложить учащимся и которые они с интересом выполняют. Извлечение информации из космических снимков непростое, но очень увлекательное занятие, позволяющее развивать у школьников умения работать самостоятельно и в группах, прививать навыки исследовательской работы, целевого использования ресурсов Интернет.

Источники информации:

  1. Живая карта. Москва, Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир», 2009 г.
  2. Вокруг да около. Москва, Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир», 2009 г.
  3. География Смоленской области 8-9: учебное пособие / Под ред. А.П. Катровского. – 5-е изд., перераб. И доп. Смоленск, 2006 г.
  4. Земля Смоленская Родная/ З.Ф. Шиманова, Т.К. Полякова. Смоленск: СОИУУ, 1997 г.
  5. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIIIвека/ Г.А. Ластовский. Смоленск: Изд-во «Русич», 2009 г.
  6. Литература Смоленщины: учебник-хрестоматия по литературному чтению – 9/ Составитель Г.С. Меркин. Смоленск, 1994 г.
  7. Поэты земли Смоленской/ В.С. Баевский, Л.В. Павлова. Смоленск: Комитет по образованию.
  8. Смоленск в исторических судьбах России/ А.А. Кондрашенков. Смоленск: СГПУ, 2002 г.
  9. http://admin.smolensk.ru/history/ index.htm
  10. http://kosmosnimki.ru/