Электронный носитель

Разделы: Работа с родителями


Эта статья адресована родителям, которые хотят помочь своим детям справиться с трудностями, которые они могут встретить при обучении грамоте. Более подробно рассматривается раздел развития зрительного восприятия и зрительной памяти, пространственной ориентации, что необходимо при обучении не только печатным буквам в дошкольном возрасте, но и письменным буквам в начальной школе.

В настоящее время в дошкольном возрасте у детей все больше встречается ошибок при письме, связанных с развитием зрительного анализатора и базовых способностей ориентировки в пространстве, на листе бумаги, в своем теле.

Как это можно преодолеть?

Предложенные задания давно разработаны и написаны в различной методической литературе. Мною представлены виды работ с детьми, которые, я использую в работе. Обязательные условия в развитии любых навыков ребенка – это дать ребенку подействовать. Родители должны помнить, что устранение трудностей в обучении – это кропотливый и каждодневный труд. Только в действии ребенок может показать нам, с какими трудностями он встретился, что нужно преодолеть и что нужно развить.

В добрый путь дорогие взрослые, успехов и счастливых минут, проведенных с самым дорогим человеком на земле, своим ребенком.

Немного теории.

Оптическая дисграфия – термин предполагающий нарушение письменной речи, связанной с недоразвитием зрительного гнозиса.

Как это проявляется на письме ребенка? Зеркальность письма, нарушение написание элементов букв, нарушение пространственного изображения, как в печатном, так и в письменном варианте.

Направления работы при устранении оптической дисграфии в дошкольном возрасте.

  • Развитие зрительного гнозиса – развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины.

Задания для развития зрительного гнозиса:

  1. Названия контурных изображений предметов.
  2. Выделение контурных изображений наложенных друг на друга.
  3. Соотнесение контурных изображений с предметными изображениями.
  4. Соотнесение геометрических фигур с предметными изображениями.
  5. Умение сравнивать и различать предметы по величине. В три года – различение (большое, маленькое). В четыре года – (высокий – низкий). В пять лет – (далеко – близко). В шесть лет – (толстый – тонкий, широкий – узкий). Начинать сравнивать с большого, маленького и среднего. Пример: большой заяц – большая морковка, маленький заяц – маленькая морковка, средний заяц – средняя морковка.
  6. Расположение по величине различных предметов, от маленького к большому и от большого к маленькому.
  7. Умение понимать и оречевлять пространственное отношение между предметами, рассматривая сюжетные картинки. Пример: что высоко, что ниже, что выше, что ниже, налево, левее, направо, правее и т.д.

Задания для развития буквенного гнозиса:

  1. Узнавание букв в ряде букв.
  2. Срисовывание, копирование, вылепливание букв по образцу.
  3. Узнавание букв наложенных друг на друга.
  4. Узнавание букв с недостающими элементами.
  5. Нахождение букв, с правильным изображением.
  6. Рассматривание букв и дифференциация их различий.

Пример: М и Н, Н и И, М и И, П и Н, Г и Т, Т и Е, Ю и О, Р и В, В и Ь, Ф и В, В и Б, Д и А, А и Л, Ш и Щ, Щ и Ц, Э и С, О и С, И и Й, Е и Ё, Х и К, К и Ж, Ч и Ц, В и З, Р и В, Ь и Ъ и т. д.

  1. Выкладывание букв с помощью палочек, веревочек, элементов букв.
  2. Ощупывание и узнавание объемных букв.
  3. Обведение букв по наждачной бумаге.
  4. Узнавание букв по написанию на чувствительной части руки.
  5. Соблюдение правил написания букв (сверху вниз, слева направо).
  • Развитие зрительного внимания и памяти.

Задание для развития зрительного внимания и памяти:

ИГРА: “Чего не стало?” (можно использовать картинный и предметный материал). Возрастные требования:

Три года – от трех до пяти картинок по темам: “Посуда”, “Мебель”, “Игрушки”, “Домашние и дикие животные”, “Овощи и фрукты”.

Четыре года – от трех до семи картинок. Добавляется темы “Птицы”, “Продукты питания”, “Цветы”.

Пять лет – от трех до девяти картинок. Добавляются темы: “Деревья”, “Ягоды”. Шесть лет – от трех до десяти картинок. Добавляются темы: “Инструменты”, “Учебные принадлежности”, “Геометрические формы”, “Буквы” и “Цифры”.

Правила для проведения игры:

– тренировка не должна стать сама целью
– игра должна присутствовать постоянно
– успех выполнения задания поощряется
– неудачи сглаживаются
– не забывайте о девизе: “Я умею!”, “Я хочу так поиграть!”, “Мне нравится!”, “У меня получается!”

При демонстрации предметов или рисунков, сначала предлагаются изображения на одном листе слева и справа, а затем, если ребенок видит всю страницу (что говорит, о состоянии его зрительного внимания) можно переходить к демонстрации предметов или рисунков на разных страницах или закрывать чистым листом правую сторону. Данное задание позволяет оценить и развить зрительную память и внимание. Постепенное увеличение количества предметов, их лексическое наполнение, позволит развить данные способности у вашего ребенка.

  • Формирование пространственных представлений.

1. Формирование ориентировки в собственном теле.

Знание левой и правой стороны своего тела, верха и низа, впереди и сзади.

Задания:

  • “Покажи левую руку” и т. д.
  • “Покажи правой рукой левое ухо”
  • “Покажи, где голова, ноги, живот, спина”
  • “Назови, какую я показал у тебя руку, ногу, глаз и т. д.”
  • “Что у тебя сзади?” (спина, пятки), впереди (живот, колени), сбоку (уши)
  • “Что выше? (глаза или брови)
  • “Что ниже? (пятка или спина)

2. Формирование ориентировки в пространстве своего тела и предметов вокруг него.

Задание: “Назови предметы справа, сверху, слева, снизу?”

Развернуть ребенка на 180 градусов, на 90 градусов и повторить вопросы. Ребенок должен самостоятельно употреблять слова СЛЕВА, СПРАВА, ВПЕРЕДИ И СЗАДИ.

Например: (Слева от меня стол.)

Задание: “Выполнение действий с предметами”.

Например: Положи куклу перед собой. Слева от куклы положи машинку, а справа от куклы медвежонка. Где находится кукла, медвежонок, машинка?

3. Формирование ориентировки в пространстве на картине.

При рассматривании сюжетных картин, задавать вопросы на пространственную ориентацию. “Где находится определенный предмет, слева или справа, за или между какими либо предметами?”

При этом добиваться полных ответов от ребенка. Например, при ответе на ваш вопрос “Где стоит береза?” ответ: “Береза стоит за домом”. Вопрос: “Где посадили елочку?”, ответ: “Елочку посадили перед домом”. Вопрос: “Кто стоит слева от елочки?”, ответ: “Слева от елочки стоит мальчик”.

4. Манипуляции с предметами в старшем дошкольном возрасте.

Задание:

  • “Возьми тетрадь правой рукой и положи перед собой”,
  • “Возьми красный карандаш правой рукой и положи справа от тетради”,
  • “Возьми зеленый карандаш левой рукой и положи слева от тетради”.

Усложнение задания:

  • “Возьми красный карандаш правой рукой и положи слева от тетради”,
  • “Возьми зеленый карандаш левой рукой и положи справа от тетради”.

5. Манипуляции с буквами, цифрами и геометрическими фигурами.

Задание:

  • Написание цифр, букв или геометрических фигур слева или справа от вертикальной черты.
  • Сверху или снизу от горизонтальной черты.

Задание: “Написание фигуры по инструкции”.

  • Нарисуй фигуру из кривой замкнутой линии вытянутой формы. (ОВАЛ)
  • Нарисуй фигуру из трех замкнутых ломаных линий (ТРЕУГОЛЬНИК)

Задания: “Рисование фигур и букв по инструкции”

  • Напиши в центре круга букву ”А”, справа от него овал в центре с буквой “Д”, слева от овала квадрат в центре с буквой “Л” и далее подобные задания с употреблением “выше” или “ниже”.
  • “Сложи из палочек буквы по памяти и по образцу”
  • “Сложи букву из элементов”
  • “Сравни буквы “Р” и “В” и т. д.
  • “Найди похожие буквы “Н” и “П” и т. д.

При зеркальном изображении букв ребенком необходимо начинать работу с ориентации своего тела по отношению к другим. Например: Как располагается правая и левая рука, если стоим мы друг за другом, если стоим мы друг перед другом. Рассматривание буквы в зеркале.

Рассматривание буквы с обратной стороны на запотевшем стекле или прозрачной бумаге. Сравнение их с образом на бумаге.

6. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Развитие зрительного анализа и синтеза доступно лишь в старшем дошкольном возрасте и начальном школьном возрасте. Это обусловлено тем, что зрительный анализ и синтез проводится при речевом обозначении этих отношений. Необходимо понимание и употребление предложных конструкций, употребление наречий.

Задания:

  • “Нахождение различий и сходств предметов” (например, троллейбус – трамвай, варежки – перчатки и т. д.)
  • “Нахождение двух одинаковых предметов”, “Различия двух букв и фигур”

Усложнение буквенного анализа и синтеза идет при рассматривании сюжетных картин, с изображением персонажей и предметов с различным положением в пространстве. Ребенок дошкольного возраста с достаточным развитием зрительного анализа и синтеза, должен без особых затруднений справляться с такими заданиями и выполнять их с большим интересом и желанием. В случае невыполнения задания или выявления трудностей необходимо систематически упражнять ребенка в выполнении однотипных заданий. Кроме того, родителям важно учесть, что у детей с нарушениями зрения формирование зрительно-пространственных представлений задерживается и даже может идти по дефектному пути развития. Для предупреждения этого необходима консультация у врача окулиста и коррекция зрения по назначению врача.

Литература:

  1. Гурьянов Е. В. “Психология обучения письму” М. 1959.
  2. Глинка Г. А. “Буду говорить, читать, писать правильно” СП. 1996.
  3. Логопедия под редакцией Волковой Л. С., М. 1989.
  4. Лурия А. Р. “Очерки психофизиологии и письма”, М., издательство АМН СССР 1950.
  5. Садовникова И. Н. “Нарушение письменной речи у младших школьников”, М., 1953.