"Плывем на остров". Сложение и вычитание в пределах 100. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: готовить к ознакомлению со способом проверки, основанном на связи между сложением и вычитанием.

Задачи:

  1. Закреплять знание таблиц сложения и вычитания, умения решать задачи и умения применять изученные устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.
  2. Развивать у детей воображение, внимание, мышление, интерес к математике.
  3. Воспитывать у детей навыки самостоятельной работы, привычку систематически трудиться и преодолевать трудности; аккуратность в работе.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

  • рисунки «обитателей» острова, корабля и моря;
  • полоски с числами;
  • карточки с примерами для физкультурной минутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Мыслить, думать и смекать!

II. Сообщение темы урока.

- У нас сегодня, дети, необычный урок математики. Мы отправимся на остров, где жил Робинзон Крузо, вот на этом корабле. Путешествие далёкое, опасное, но интересное. Мы в пути будем закреплять изученный нами материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 100, поэтому с собой берём самых находчивых, сообразительных и дружных математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда выполним три задания.

III. Устный счёт.

1. Смотрите внимательно! Показываю полоску:15, 18, 20, 3, 45, 37.

- Определите «лишнее» число.

- Почему число «3» лишнее? (Число 3 однозначное, а все остальные числа двузначные.)

- Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало? (13)

- Какое это число? (Двузначное.)

- Так как получили из однозначного числа двузначное? (Прибавили десяток.)

2. Игра «День и ночь».

- А сейчас положим головки на парты и погрузимся в царство математики. Ночь! (Ответы сначала показывают на пальцах, не поднимая головы – 1-е задание, затем хором – 2-е задание.)

1) 16 – это 8 и ...
14 – это 6 и ...
12 – это 5 и ...
17 – это 9 и ...
18 – это 9 и ...
15 – это 8 и ...

2) День!

  1. У Маши 8 открыток, а у Пети на 3 меньше. Сколько открыток у Пети?
  2. В 1-й вазе 5 яблок, а во 2-й-на 6 больше. Сколько яблок во второй вазе?

3. Назовите ответ:

а) 70 – 3 =
60 – 5 =
80 – 2 =
100 – 8 =

б) Сравните числа и выражения:

60 * 12
13 * 40
85 – 5 * 85
70 – 4 * 70

4. Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие. Проходить на корабль будете по рядам. Нужно ответить:

1-му ряду. Как получить число 11? * + * = 11

2-му ряду. Как получить число 12? * + * = 12

3-му ряду. Как получить число 13? * + * = 13

IV. Работа в тетради. Арифметический диктант.

- И вот мы на корабле. Располагайтесь поудобнее. Любуйтесь морем, дышите свежим воздухом.

- Итак, в путь!

- Откройте тетради. Запишите число; «Классная работа».

- Наш корабль подходит к острову Попугаев! Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы написать арифметический диктант.

- Запишите число, которое при счёте следует за числом 11.

- Запишите число, которое при счёте стоит впереди числа 12.

- Запишите число, которое при счёте находится между числами 16 и 18.

- Найдите значение суммы чисел 7 и 3, 6 и 7.

- Найдите значение разности чисел 9 и 1, 15 и 8.

- Запишите число, которое состоит из 1д. 5ед., 3д. 0ед.

Проверяем: 12, 11, 17, 10, 13, 8, 7, 15, 30.

Ни одной ошибки, ставим «5» ...

Поднимите руки, кто поставил «5».

«Цепочка примеров» (устно).

-А можете ли вы определить, сколько лет Гоше?

20 + 8 – 9 – 10 – 2 + 13 = ? (20) (веером показывают, получают «ананас»)

-Гоша хвалит вас за успехи и прощается с вами.

V. Физкультурная минутка.

Сколько раз ногами топнем? (8 – 4)
Сколько раз руками хлопнем? (1 + 3)
Мы присядем сколько раз? (10 – 5)
Мы наклоняемся сейчас (10 – 6)
Мы подпрыгнем ровно столько (4 + 1)
Ай да счёт! Игра и только.

VI. Решение примеров с устным объяснением.

- Движемся дальше. И перед нами остров Обезьян. Хозяйка острова приготовила для путешественников примеры (на доске -№ 1, с. 93).

Она просит решить их с устным объяснением.

VI. Самостоятельная работа. Решение задачи.

- Плывём дальше. Остров Слонов.

Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе и никак не может справиться с решением задачи (с. 93, №4).

- Объясните слонёнку, как сделать краткую запись, но решать за него не надо.

Анализ задачи.

-Прочитайте задачу.

Условие. О чём говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

Вопрос. Что нужно узнать? Найти?

- Сколько действий в задаче?

Решение: а) Решите самостоятельно. Один человек работает на обратной стороне доски (индивидуальная помощь).

б) Проверка.

Ответ.

- Слонёнок всё понял. В благодарность он всем, кто правильно решил задачу, дарит «бананы» и «ананасы».

- Попрощайтесь со своим новым другом и – снова в путь!

VII. Самостоятельная работа. Решение примеров.

- Что это? Необитаемый остров! Ребята, наш корабль захватили дикари! Пока вы не дадите ответ на их задание, они вас не выпустят, потопят корабль!

Быстрее, дети! Быстрее за работу! (с.93, №2)

I вариант: 1-й столбик (87, 41, 92).

II вариант: 2-й столбик (25, 42, 50).

Проверка.

- Какие правила использовали при решении? Какие приёмы должны знать? (Правила перестановки слагаемых; единицы складываем с единицами; Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому; приём сложения по частям.)

- Ура! Ответы найдены, правила вспомнили. Мы на свободе! Скорее на корабль!

- Ой, что это? На палубе вода! Кто-то из дикарей успел пробить наш корабль. Ищите пробоины! (№5)

80 + 3 = *
83 – 3 = * (1-е слагаемое 80, 2-е слагаемое 3. Из суммы вычли 2-е слагаемое, получили 1-е слагаемое.)

- Можно почитать по-другому. Как? (83-уменьшаемое, 3-вычитаемое, разность-?)

К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое.

- Пробоины найдены. Вот мы и на острове (повесить пальму).

- Как вы повзрослели! И, наверное, стали ещё сообразительнее! А ну-ка я проверю.

Задача на смекалку. Лестница состоит из 11 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть посередине?

VIII. Итог урока.

- Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.

- Какие преграды встречались в пути?

- С кем вы встретились?

- Какие задания они предлагали вам выполнить?

Оценивание. Домашнее задание: с. 93, №2, №3.