Экономика и ее основные участники

Разделы: История и обществознание, Экономика


Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания с дополнительным материалом.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

– Ребята, давайте посмотрим друга на друга, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

– В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить.

Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой.

– В 6 классе мы уже с вами касались понятия экономики. И сегодня мы продолжим изучение этой темы.

– Тема нашего урока «Экономика и ее основные участники». (Приложение)

На занятии мы будем объяснять понятия «экономика», «производитель», «потребитель», «производительность труда» и попробуем выяснить – зачем нужна экономика.

План изучения нового материала (запись в тетрадь)

  1. Что такое экономика.
  2. Зачем нужна экономика.
  3. Основные участники экономики.

– Давайте вспомним происхождение слова «экономика»? (слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон»).

Сообщение учащегося. (об истории термина «экономика»)

Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (IV в. до н.э.). В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли античности.

Итак, давайте попробуем дать определение, что такое экономика.

– Попробуйте продолжить предложение:

– Экономика – это знания о …

– А теперь давайте проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике.

– Используя словарь в конце учебника дайте определение что такое экономика.

(Экономика это –
– хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
– народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности).

Запись определения в тетрадь.

Продолжим нашу работу. Поработаем в группах.

– Каждая группа решает два вопроса: (слайд)

  1. В каких видах проявляется экономика?
  2. Какой конкретно вид проявления экономики встречается в каждой предложенной Вам ситуации.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

– Но прежде чем работать в группе давайте вспомним правила работы в группах (лежат на столах).

Правила работы в группе. (зачитать)

  • Когда говорит один, другие слушают. Не надо смеяться над ответом товарища.
  • Дай возможность высказаться каждому.
  • Уважай точку зрения и мнения другого.
  • В группе все равны – нет недругов.
  • Учись слушать и слышать.
  • В споре рождается истина; мо можешь ошибиться, а вместе мы найдем правильное решение.
  • Работать в группе интереснее и легче.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал («Репка»)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в сказке «Репка»?» Объясните понятие «технология».

Репка
Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – вытянули репку!

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2 (давайте посмотрим как справилась с заданием вторая группа)

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал (считалочка)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?»

Считалочка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда!

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3 (а теперь послушаем ребят третьей группы)

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал («Барабек» английская песенка)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»»?

Барабек (английская песенка)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал (стихотворение)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?»

Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.

Выступления групп.

– Перечислите виды проявлений экономики. Запишите в тетрадь (слайд). 

Вывод: к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление.

– Перед вами вопрос: ЗАЧЕМ НУЖНА ЭКОНОМИКА? (слайд)

– Давайте попробуем на него ответить.

– Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи? (другими словами, чтобы удовлетворить свои потребности. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.)

Производство товаров, услуг берет свое начало с появлением первобытных людей на земле. Но уровни производства были разные. Долгое время господствовало натуральное хозяйство, начиная с 17 века стало складываться товарное хозяйство. (слайд)

– Используя материал учебника на стр. 132 и рубрики «Путешествие в прошлое» (стр. 132-133 учебника) заполните таблицу. Ваша задача выяснить, в чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным.

Беседа по вопросам:

Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствования орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни).

– Ребята, нам осталось ответить на вопрос: Кто является участниками экономики? (слайд)

– Посмотрите на доску и определите по экономической деятельности ее участников, как можно назвать участников экономических отношений. (слайд)

– С помощью учебника (стр. 134) дайте определения кто такой производитель и потребитель. (запись в тетрадь)

– Каковы цели основных участников экономики? Заполните схему. (слайд)

– В чем взаимосвязь между производителем и потребителем? (Производитель и потребитель связаны, т.к. они обеспечивают удовлетворение потребностей друг друга. Одни получают товары и услуги, другие прибыль от произведенных и реализованных экономических продуктов. Обеспечивая потребителя товарами и услугами, производитель ориентируется на то, в чем тот нуждается. В то же время потребитель своими действиями подсказывает, что, в каком количестве и в каком ценовом пределе ему необходимо).

II. Подведение итогов урока.

– А теперь давайте проверим наши знания.

Тест

  1. Что такое экономика.
  2. Какое слово лишнее, почему?
    потребитель, производитель, экономика
  3. Какое из понятий верно:
    • экономика – хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
    • экономика – народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности.

Сообщение оценок учащимся.

Закончим урок рубрикой «Поэтическое слово».

Чтение стихотворения на стр. 133-134 учебника.

Домашнее задание: § 12.