Для школьных психологов

Адаптация сотрудников к условиям ДОУ

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Программа адаптации сотрудников разработана в МДОУ д/с №47 г. Екатеринбурга с целью сохранения и развития кадрового состава в условиях вновь открывшегося детского сада на стадии формирования коллектива сотрудников и традиций учреждения.

Мы считаем создание коллектива единомышленников одной из первоочередных задач в детском саду-новостройке, т.к. лишь слаженно работающая команда, имеющая общие цели сумеет максимально эффективно и оперативно решать свои профессиональные задачи.

Под адаптацией сотрудников мы понимаем взаимное приспособление организации и сотрудника, в результате которого сотрудник осваивается в новой организации, а именно:

  • учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях;
  • находит свое место в структуре организации, как специалист, способный решать задачи определенного класса;
  • осваивает организационную культуру;
  • включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Виды адаптации:

  1. первичная – приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускников ВУЗов);
  2. вторичная – приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (в данной профессии либо в иной).

Уровни адаптации:

  1. Психофизиологическая адаптация – это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.
  2. Социально-психологическая адаптация – это приспособление к новой социальной среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с какой-либо формальной или неформальной группой.
  3. Профессиональная адаптация – это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.
  4. Организационная адаптация – это адаптация к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функционирования организации и управления ею, осознание её миссии и основных факторов конкурентоспособности на внешнем рынке. [1]

Исходя из обозначенных уровней и видов нами составлен план мероприятий, направленных на адаптацию вновь принятых сотрудников в организации.

Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный Примечание
1.Психофизиологическая адаптация
1.1. Гибкий режим дня первый рабочий день заведующий  
1.2. Практическое занятие “Соблюдение режима труда и отдыха как фактор профилактики дезадаптации” Первая рабочая неделя медсестра групповое или индивидуальн.
1.3. Релаксационный тренинг (снятие состояния тревоги и эмоц. напряжения) еженедельно Педагог-психолог По плану педагога-психолога
1.4. Информирование вновь принятого сотрудника о том, кто и в каких вопросах может оказать ему помощь. Первый рабочий день Заведующий детским садом  
1.5. Консультации непосредственного руководителя и прочих сотрудников по возникающим у “новичка” вопросам (создание климата соц. поддержки) постоянно Сотрудники ДОУ  
2. Социально-психологическая адаптация
2.1. Знакомство работника с организацией: вручение информационного листа и краткий комментарий к нему (история развития учреждения; положение учреждения в настоящее время; организационная структура, перечень подразделений; Собеседование Заведующий  
2.2. Представление работника непосредственному руководителю Первый рабочий день Заведующий  
2.3. Представление сотрудника коллегам Первый рабочий день Непосредственный руководитель / заведующий  
2.4. Ознакомление с локальными актами организации:

• устав;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• должностная инструкция или должностные обязанности;
• положение об оплате труда;

при оформлении на работу Заведующий  
2.5. Вводный инструктаж по технике безопасности При оформлении на работу Зам. заведующей по ХР Под подпись в журнале вводного инструктажа
2.6. Знакомство сотрудника с принятыми режимными моментами и правилами: продолжительностью рабочего дня;
днями и порядком выплаты зарплаты, аванса;
дресс - кодом;
действующими социальными программами и гарантиями;
организацией питания;
регламентированными перерывами на чай/кофе, отдых и т.п.
При первичном собеседовании, при приеме на работу Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР  
2.7. Включение сотрудника в “малую рабочую группу” с четкой постановкой задач её работы С первой рабочей недели зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР Возможно включение в несколько групп
2.8. Закрепление за сотрудником “наставника” В первый рабочий день зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР  
2.9. Проведение социально-психологического тренинга (групповая сплоченность) В начале уч.года, в конце уч.года Педагог-психолог Для всех сотрудников
2.10. Проведение тренинговых занятий (гр.сплоченность, сотрудничество) еженедельно Педагог-психолог Для педагогов
2.11. Проведение традиционных праздников, дней рождения сотрудников В течение года Музыкальный руководитель, делопроизводитель  
3. Профессиональная адаптация
3.1. Ознакомление с миссией, целями и задачами организации При приеме на работу, в течение года Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР  
3.2. Повышение квалификации (посещение курсов, семинаров, составление плана проф. саморазвития В течение учебного года Заведующий, вновь принятый сотрудник  
3.3. Участие сотрудника в производственных совещаниях (собраниях по рабочим вопросам, пед.консультациях, круглых столах) В течение учебного года Непосредственный руководитель  
3.4. Анкетирование, диагностика ПВК педагогов, определение направления организационной и психолого-педагогической помощи В течение учебного года Заведующий, зам. заведующей по ВМР, педагог-психолог  
3.5. Прохождение аттестации, присвоение квалификационной категории Согласно плана Заведующий, зам. заведующей по ВМР  
4. Организационная адаптация
4.1. Ознакомление с миссией, целями и задачами организации При приеме на работу, в течение года Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР  

Трехмесячный опыт реализации данной программы позволяет нам уверенно утверждать об ее эффективности:

Диагностика психологического климата показала, что в основном в коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение; доброжелательность в отношениях; в отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание; в большинстве случаев членам коллектива нравится участвовать в совместной деятельности, сотрудники испытывают чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители; сотрудники доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоится в коллективе.

Безусловно, мы понимаем, что наша работа по созданию коллектива единомышленников требует постоянных усилий, т.к. молодая команда еще нестабильна и нуждается в постоянной поддержке.

Одной из основных трудностей в адаптации сотрудников, которую мы можем отметить – это отсутствие как таковых организационной культуры, норм и традиций, которые отчасти совместно формируются сотрудниками в ходе работы, отчасти предлагаются администрацией МДОУ исходя из прошлого опыта работы и, в дальнейшем, корректируются с учетом особенностей данного образовательного учреждения.

Перспективу дальнейшей работы мы видим в создании и поддержании организационной культуры и традиций учреждения, а также системы мотивации сотрудников, что каждому сотруднику не только более качественно выполнять свою работу, но и комфортно чувствовать себя в детском саду.

Список литературы:

Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. – М., Воронеж, 2003, с.110