Конкурс эрудитов (виды обработки текстовой информации)

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Тема: Виды обработки текстовой информации.

Форма: конкурс эрудитов.

Цели:

  • Образовательные: применение знаний и умений по переработке текста в незнакомой ситуации, осуществление межпредметных связей (русский язык – математика, русский язык – информатика).
  • Развивающие: отработка навыков работы с текстовым редактором Microsoft Word .
  • Воспитывающие: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.

Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор.

Порядок проведения мероприятия.

Состав:

  • Участники: 2 команды по 7 человек из 10 и из 11 классов.
  • Ведущий: учитель информатики.
  • Жюри в количестве 3 человек, в состав которого входят по одному ученику из каждого класса и учитель русского языка.

Содержание :

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1 конкурс «Грамотей».
2 конкурс «Правильно ли мы говорим?».
3 конкурс «Знаешь ли ты алфавит?».
4 конкурс «Поговорим о старине».
5 конкурс «Опознай пословицу».
6 конкурс «Недаром слово молвится».

III.Подведение итогов жюри. Награждение победителей.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент (разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры)

II. Основная часть.

Язык... Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Каким он был раньше, тысячи лет назад? Поняли бы мы речь людей, живших несколь­кими столетиями раньше?
Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Язык возник в глубокой древности в процессе совместного труда людей. Он помогал понимать друг друга, сообща тру­диться, обмениваться накопленным опытом и знани­ями. Язык тесно связан с мышлением, сознанием людей. Знания об окружающем мире, которые они приобретали в процессе труда, закреплялись в язы­ке – в словах, словосочетаниях и предложениях. Развивался человек, развивалось и продолжает совершен­ствоваться общество людей, изменяется и язык. Все изменения в общественной жизни находят отражение в языке. Меняется, обогащается словарный состав языка, закрепляются новые формы произношения слов, появ­ляются новые синтаксические конструкции.
Сегодня мы с вами с помощью информационных технологий прикоснёмся лишь к некоторым страницам русского языка.

Грамотей. Правописание математических терминов.

Удали слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?):

Задания 1 команде

Триугольник – треугольник,
Отрезок – атресок,
Расстояние – растояние,
Пириметор – периметр,
Милион – миллион,
Перпендикуляр – перпиндикуляр,
Децыметр – дециметр.

Задания 2 команде

Длинна – длина,
Мидиана – медиана,
Цифра – цыфра,
Бисектриса – биссектриса,
Паралелограм – параллелограмм,
Площадь – площать,
Акружность – окружность.

2. Правильно ли мы говорим? Склонение имён числительных

Заполни пробелы.

Задания 1 команде

И. сто;
Р. ст …;
Д. ст …;
В. ст …;
Т. ст …;
П. о ст …;
И.шестьсот;
Р.шест…сот;
Д.шест…ст…;
В.шест…сот;
Т.шест…стам…;
П.о шест…ста…;
И. триста;
Р. трё…сот;
Д. тр…ста…;
В. трист…;
Т. трем…стам…;
П.о трё…ста… .

Задания 2 команде

И. сорок;
Р. сорок …;
Д. сорок …;
В. сорок …;
Т. сорок …;
П. о сорок …;
И.восемьсот;
Р. вось…сот;
Д. вось…ст…;
В. вос…сот;
Т. вос…стам…;
П.о вось…ста…;
И. двести;
Р. дву…сот;
Д. дву…ста…;
В. двест…;
Т. двум…стам…;
П.о дву…ста… .

Ответы: Приложение 1

3. Знаешь ли ты алфавит?

Задания 1 команде

Перед началом работы необходимо подготовить файл AZBUKA 1 в следующем виде:

Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несёшь, как мяч!

Таракан живёт за печкой, –
То-то тёплое местечко!

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем.

Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

Ослик был сегодня зол –
Он узнал, что он осёл.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Воробей влетел в окно
Воровать у нас пшено.

Мёд в лесу медведь нашёл, –
Мало мёду, много пчёл.

Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка – тоже.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Роет землю серый крот –
Разоряет огород.

С.Я. Маршак

  • Загрузить в текстовом редакторе Word текст из файла AZBUKA 1.
  • С помощью перемещения и удаления фрагментов, используя знание алфавита, привести текст к нормальному виду.
  • Сохранить полученный текст под новым именем АЗБУКА 1.
  • Правильный ответ Приложение 2.

Задания 2 команде

Перед началом работы необходимо подготовить файл AZBUKA 2 в следующем виде:

Эму сказал: – Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: – Нет.
Цыпленок бросился бежать!
Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Индюк спросил: – Который час?
Як промычал, пройдя вперед:
Хорек за хвост цыпленка – хвать!
Автобус дальше не пойдет.
Жираф как дернет за звонок.
Удав кольцом сдавил свинью.
Баран успел в автобус влезть.
Медведь сказал: – Я всех вас съем!
Шмель прожжужал ему: – Спешим!
Козел сказал: – Не слышу вас.
Щегол уселся на окно.
Автобус номер двадцать шесть.
Сова заспорила с ежом.
– Выпь говорит, что ей темно.
Верблюд вошел, и волк, и вол,
Петух пропел: – Какой герой!
Орел сказал: – А ты не трусь!
Червяк подумал, что за ним.
Фазан забился под скамью.
Навозный жук жужжит: – Боюсь!
Лиса сказала: – Скоро семь
Тюлень поссорился с моржом.
Рысь проворчала: – Рот закрой!
Змею он принял за шнурок.

С. Я. Маршак

2. Загрузить в текстовом редакторе Word текст из файла AZBUKA 2.
3. С помощью перемещения и удаления фрагментов, используя знание алфавита, привести текст к нормальному виду.
4. Сохранить полученный текст под новым именем АЗБУКА 2.
5. Правильный ответ Приложение 2.

4. Поговорим о старине. Старинные русские слова

Приведенные ниже задания связаны со старинными русскими слова­ми. К определённому компьютерному термину(понятию) из 3 вариантов ответа предлагается подобрать подходящее по смыслу старинное русское слово. Дать объяснение своему выбору. Правильный ответ выделить курсивом.

Задания для 1 команды под нечётными номерами, для 2 команды под чётными.

1. К какому из трех приведенных ниже старинных рус­ских слов ближе всего компьютерный термин "транслятор":

а) толмач;
б) глашатай;
в) скоморох?

2. К какому из трех приведенных ниже старинных рус­ских слов ближе всего компьютерное понятие "системная шина":

а) сусек;
б) тройка;
в) тракт?

3. Наука об общих закономерностях процес­сов управления и передачи информации называется кибернетика. От ка­кого из трех приведенных ниже старинных русских слов происходит это название:

а) зодчий;
б) кормчий;
в) толмач?

4. К какому из трех приведенных ниже старинных рус­ских слов ближе всего понятие "архитектура ЭВМ":

а) ваятель;
б) зодчий;
в) организатор?

5. К какому из трех приведенных ниже старинных рус­ских слов ближе всего понятие "компьютерный вирус":

а) скоморох;
б) толмач;
в) шкодник?

6. К какому из трех приведенных ниже старинных русских слов ближе всего понятие "исполнители алгоритмов":

а) ратники;
б) челядь;
в) отроки?

Правильные ответы Приложение 3.

5. Опознай пословицу.

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале и замените на исходные.

Задания 1 команде

  • Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг.)
  • На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая.)
  • Без винчестера – пол сироты, а без материнской платы – и вся сирота. (Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.)
  • Компьютер без программы – что фонарь без свечи. (Голо­ва без ума – что фонарь без свечи.)
  • Компьютер не принадлежит человеку, а человек принад­лежит компьютеру. (Золото не принадлежит скупому, а ску­пой принадлежит золоту.)
  • Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
  • Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не ис­портишь.)
  • Компьютер на столе не для одних только игр. (Голова на плечах не для одной только шапки.)
  • По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одежке встречают, по уму провожают.)
  • Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят.)
  • Кто БЭСМ помянет, тому глаз вон. (Кто старое помянет, тому глаз вон.)
  • Не Inteloм единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.)
  • Не все WINDOWS, что висит. (Не все золото, что блестит.)
  • Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет. (Плоха та мышка, которая одну норку имеет.)
  • Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет.)
  • Отформатировать винчестер – секунда, а восстановить – годы. (Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.)
  • Удаляй по файлику, наберешь Корзину. (Собирай по ягод­ке, наберешь кузовок.)
  • Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)
  • Винчестер – зеркало души пользователя. (Глаза – зер­кало души.)
  • Наводить тень на шрифт. (Наводить тень на плетень.)
  • Плохой программист всегда Windows хает. (Плохой танцор всегда музыканта хает.)

Задания 2 команде

  • Все отладится – программа будет. (Все перемелется – мука будет.)
  • Не суди о программе по коробке, а о компьютере по кор­пусу. (Не суди об арбузе по корке, а о человеке по платью.)
  • Куда программист, туда и ноутбук. (Куда иголка, туда и нитка.)
  • Был бы алгоритм, а программа напишется. (Были бы кос­точки, а мясо нарастет.)
  • От худого алгоритма не жди хорошей программы. (От худого семени не жди хорошего племени.)
  • Вирус не грянет – пользователь не перекрестится. (Гром не грянет – мужик не перекрестится.)
  • С больной дискеты на здоровый винчестер. (С больной го­ловы на здоровую.)
  • Запись к записи составит базу данных. (Зернышко к зер­нышку составит мешок.)
  • У каждой ячейки свой адрес. (У каждой собаки своя клич­ка.)
  • Есть еще свободные кластеры на винчестере! (Есть еще порох в пороховницах.)
  • Хороша ОС, да винчестер мал. (Хороша кашка, да мала чашка.)
  • Плох тот программист, который не мечтает стать Биллом Гейтсом. (Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.)
  • Золото добывают из земли, а знания из Интернета. (Золо­то добывают из земли, а знания из книги.)
  • Сколько стран, столько доменов. (Сколько стран, столько обычаев.)
  • Чем дальше в гипертекст, тем больше ссылок. (Чем даль­ше в лес, тем больше дров.)
  • Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит.)
  • Не стыдно не взломать, стыдно не пытаться. (Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)
  • Что нам стоит сайт построить. (Что нам стоит дом пост­роить.)
  • На то и хакеры в Интернете, чтоб Microsoft не дремал. (На то и щука в озере, чтоб карась не дремал.)
  • Худой пароль от взлома не защита. (Худая крыша от дож­дя не защита.)
  • Вирусов бояться – в Интернет не ходить. (Волков боять­ся–в лес не ходить.)

6. «Недаром слово молвится»

Ниже записаны в случайном порядке поло­винки пословиц. Каждая половинка заканчивается мно­готочием. Восстановите правильные тексты пословиц (не набирая ни одной буквы!), заменив многоточия на нужные знаки препинания. Каждая пословица должна быть записана в отдельной строке.

Землю красит солнце, …
Труд кормит, ...
Возьми книгу в руки, ...
Где хотенье, да терпенье, ...
В детстве не научишься, ...
Грамоте учиться, ...
Повторенье – ...
Нет друга – ищи, ...
Хочешь есть калачи –
Слово – серебро, ...
Не будь тороплив, ...
Не спеши языком, ...
Ученье – свет, ...
Красна птица перьем, ...
Мал золотник, …
Чего в другом не любишь, ...
Любишь кататься, ...
В чужом глазу сучок видим, ...
Семь раз примерь, ... л
Поспешишь – ...
Старый друг...
Не рой другому яму, ...
Тише едешь, ...
Куда иголка, ...
Красна птица пером, а...
и не будет скуки.
всю жизнь намучишься.
мать ученья.
а найдешь – береги.
не сиди на печи.
молчанье – золото.
а будь терпелив.
торопись делом.
а неученье – тьма.
а человек ученьем.
да дорог.
а лень портит.
а человека – труд.
там и уменье.
всегда пригодится.
люби и саночки возить.
а в своем и бревна не замечаем.
того и сам не делай.
людей насмешишь.
один раз отрежь.
человек умом.
лучше новых двух.
туда и нитка.
сам в нее попадешь.
дальше будешь.

Правильные ответы: Приложение 4.

III. Подведение итогов жюри. Награждение победителей.

Русский язык – это национальный язык рус­ского народа, один из самых богатых языков мира. Это язык науки, техники, культуры. Он имеет боль­шой лексический запас, располагает развитыми вы­разительными средствами для обозначения всех не­обходимых понятий в любой сфере человеческой де­ятельности.
Богатство и выразительность русского языка отме­чали многие писатели и деятели культуры.
Русский язык! Тысячелетия созда­вал народ это гибкое, пышное, неисчер­паемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, сво­их надежд, своего гнева, самого вели­кого будущего.

А.Н.Толстой

Так давайте будем дружить с русским языком!

Литература:

  1. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий с решениями. (2001 – 2004г.)
  2. Подшивка газет «Информатика в школе».
  3. Маршак С.Я. Стихотворения. – М. «Детская литература»,1986г.
  4. Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». – Я. «Академия развития».
  5. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». – М.,2002г.