Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 40—80-х гг. Уроки горькие, но уроки необходимые". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цели урока:

  • Обобщить, проверить и углубить знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х г.г.
  • Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности советского правительства во главе с лидером в соответствующий период, а также развитию творческого воображения.
  • Способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу своего Отечества.

Оборудование: плакат «Своя игра», карточки с вопросами, эпиграф на доске.

Предварительная подготовка: каждая группа готовит политический плакат «Лидер и его время»( I гр. – И.В.Сталин, II гр. – Н.С.Хрущев, III гр. – Л.И.Брежнев).

ХОД УРОКА

Нужно хорошо знать прошлое, чтобы лучше понять настоящее и уверенно идти в будущее

I. Организационный момент

II.  Вводное слово учителя

– Ребята, мы с вами изучили достаточно большой период в истории нашего Отечества, начиная с конца 40-х годов и заканчивая началом 80-х годов.
Сегодня мы должны не только проверить,  как усвоили материал, но и постараться сравнить отдельные этапы развития нашего Отечества, выявить общие и различные черты,  но и, конечно же, извлечь для себя из прошлого уроки пусть горькие, но необходимые.
Ведь не зря говорят – нужно хорошо знать прошлое, чтобы лучше понять настоящее и уверенно идти в будущее.
«Человек идет дальше всего, когда не знает куда идет – говорили древние. - Но шаг его при этом извилист и неровен – он то резко вырывается вперед, то сильно откатывается  назад». Так выглядит, видимо, история советского Отечества в изученный период. Давайте вспомним отдельные моменты этого этапа.

III.  Групповая работа «Своя игра»

1. Класс делится на три группы.  Каждая группа по очереди выбирает категорию вопроса, обсуждают и дают ответ, две группы не только слушают, но и дополняют, либо могут дать ответ, если он готов раньше. (За каждый ответ – 1 балл)

Категория Номер вопроса
1. Экономика 1 2 3 4 5 6
2. Политическое развитие 1 2 3 4 5 6
3. Культура, искусство, наука 1 2 3 4 5 6
4. Внешняя политика 1 2 3 4 5 6

Вопросы (на карточках разного цвета или на компьютере)

Экономика

1. Движение «скоростников» в промышленности в послевоенные годы было инициировано кем? (Г.С.Борткевич).

2. Укажите главный источник быстрого восстановления хозяйства страны? (Трудовой героизм и самопожертвование советских людей).

3. Экономическая политика Н.С.Хрущева была направлена на…? (обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей; повышения закупочных цен на сельхозпродукцию; ликвидацию отраслевого управления промышленностно).

4. Основными направлениями социальной политики Н.С.Хрущева были…? (широкомасштабное жилищное строительство, рост заработной платы в промышленности, сокращение продолжительности рабочей недели, предоставление социальных гарантий сельским жителям).

5. Основными направлениями реформы 1965 в промышленности были…? (сокращение до минимума  числа директивно планируемых показателей; переход предприятия на хозрасчет; упразднение совнархозов; восстановление отраслевых министерств).

6. Главным предприятием на пути научно-технического прогресса в СССР были…? (планово-директивная экономика, огромные затраты на военное производство, остаточный принцип финансирования отечественной науки и культуры).

Политическое развитие

1. Причинами расширения масштабов репрессий после окончания войны были…?  (проявление политического режима И.В.Сталина, попытки создать новый «железный занавес», отгораживающий СССР от остального мира).

2. Дать определение понятий: репрессия,  апогей, «железный занавес». (Карательные меры наказания; высшая точка развития; система мер, направленная на изоляцию СССР от других стран).

3. Относительная демократизация советского общества после XX съезда КПСС проявилась в…? (ликвидации или перестройке репрессивных структур; реабилитация жертв политических репрессий; расширение прав союзных республик).

4. Чем было вызвано отстранение Н.С.Хрущева от власти? (Недовольством партийного аппарата,  проводимыми реформами).

5. Первыми «контрреформами» Л.И.Брежнева стали...? (отмена ротации партийной номенклатуры; усиление контроля за деятельностью государственных органов со стороны партийного аппарата).
6. Когда впервые после XX съезда КПСС высокая оценка деятельности И.В.Сталина на посту руководителя страны прозвучала в  докладе Л.И.Брежнева? (На празднование  20-летия Победы).

Культура и искусство

1. Кто был главным идеалом страны в послевоенный период? (А.А.Жданов).
2. Назовите имена писателей, ставших объектами критики в постановлении УК ВКП (б) в журналах «Звезда» и «Ленинград» (А.А.Ахматова, М.Н.Зощенко).
3.  Благодаря кому  термин «оттепель» вошел в политический лексикон? (И.Г.Эренбургу).
4. Кто был  «отцом» советской водородной бомбы? (А.Д.Сахаров).
5. Лидерами авторской песни в 60-80-е года были…? (Б.И.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий).
6. Кто  в 60-80-е годы был вынужден эмигрировать? (В.П.Аксенов, А.И.Солженицын, И.А.Бродский, Ю.П.Любимов, М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская).

Внешняя политика

1. Основными направлениями внешней политики СССР после войны были..? (расширение сферы своего влияния в мире; борьба за обретение статуса мировой державы; расширение военного присутствия в странах Восточной Европы и Азии).

2. Берлинский кризис, связанный с возведением Берлинской стены, имел место в: (1961 г.).

3. Когда произошел Карибский кризис? (1962 г.).

4. Назовите факторы, способствующие разрядке международной напряженности. (Достижение военно-стратегического паритета между СССР и США, подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству).

5. Когда советские войска вступили в Афганистан ? (1979 г.).

IV. Подведение итогов (дети подсчитывают количество баллов. В каждой группе есть спикер).

Учитель: Какой вывод можно сделать по данному периоду? (Заслушиваем мнения учащихся).

Учитель: Да, действительно, командно-административная система изжила себя. Она завела в тупик экономику, общественно-политическую и духовную жизнь общества.

V. Выступления ребят по домашнему заданию «Лидер и его время»

Наше видение:

1. Защита политического плаката.
2. Вопрос команде-сопернику.
3. Подведение итогов и выставление оценок.

VI. Обобщение и выводы:

– Итак, изученный период истории нашего Отечества полон драматизма: ожидания лучшей жизни и крушения несбывшихся надежд.
Сталинское правление верило в  близкое торжество коммунизма в нашей стране и еще в полутора десятков окрестных стран. Поэтому гибель каких-то 20-30 миллионов необходима и оправдана.
Хрущевское поколение еще донашивало веру в скорое пришествие коммунизма, который мнился как всеобщее благополучие и мир,  поэтому бичевание какой-то группы «ничтожных интеллигентиков» - не более чем уборка мусора на великом пути.
Брежневское поколение оправдывало инакомысли, привилегии и коррупцию могуществом супердержавы, вооруженной термоядом, которая может вмешиваться в любое событие в мире.
Каждый новый руководитель как бы заново испытывал опьянение величием задач, возложенных на него историей.
В результате этих экспериментов наша страна зашла в тупик, стояла на краю пропасти. Общество нуждалось в коренных переменах, свежем воздухе обновления.
Вы строите мир XXI века, и вам придется делать свой выбор. И хочется верить, что ваш выбор  окажется  благоприятным и для вас и для всего общества. Спасибо за урок.

VII Домашнее задание: Подготовить сообщение М.С.Горбачев, Э.А.Шеварнадзе.