Анализ научно-методической работы

Разделы: Администрирование школы


В условиях инновационной деятельности школы, реализации экспериментального базисного учебного плана по введению программ профильной, предпрофильной подготовки, а также сообразуясь с особенностями современного этапа развития общества, в условиях когда возникла необходимость качественных изменений в школьном образовании, а именно смены приоритетов с "выучить - на воспитать" и с "научить - на научить учиться", что означает для школы отказ от ориентации на освоение учащихся суммы знаний как основных результатов школьного образования и формирование универсальных ОУУН, общественно значимого ценностного отношения к знаниям важной составной часть психолого-педагогического обеспечения инновационной деятельности общеобразовательного учреждения мы считаем гуманизацию образования, в связи с чем в 2000-2010 учебном году была продолжена работа по проблеме школы "Формирование гражданско-патриотического сознания посредством интеграции основного и дополнительного образования". Работа методической службы была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года:

1. Обеспечение научно - методическое сопровождение образовательных стандартов, профильного, экспериментального обучения.

2. Создание необходимых условий для разработки и введения в УВП педагогических инноваций, роста педагогического мастерства учителей, раскрытия их творческого потенциала в условиях инновационной деятельности, совершенствования педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

3. Совершенствованрие приемов повышения педагогического мастерства через овладение новыми образовательными технологиями, в том числе здоровьесберегающими.

4. Активизация работы ШМО, ориентированная на повышение профессионального мастерства педагогов по выбору технологий подготовки нетрадиционных форм урока, самоанализу, самоконтролю своей деятельности, активному использованию передовых педагогических технологий, их элементов в целях развития познавательного интереса учащихся, формирования предметных компетенций.

5. Активизация работы учителей по темам самообразования, распространению передового педагогического опыта, обобщению опыта учителей школы.

6. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.
2. Утверждены учебные планы профильного образования (социально-гуманитарный, информационно-технологический, оборонно-спортивный профили), позволяющие осуществить вариативность среднего (полного) общего образования.
3. Составлены и утверждены планы работы научно-методического Совета школы, педагогического совета.
4. Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.
5. Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы.
6. Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.
7. Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.

В соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

1. Работа педагогического, научно-методического советов
2. Работа методических объединений
3. Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов
4. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров
5. Посещение уроков администрацией школы
6. Работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами
7. Теоретические семинары по инновационной деятельности
8. Круглые столы
9. Открытые уроки и их анализ;
10. Предметные недели
11. Индивидуальные целевые консультации
12. Накопление и систематизация материалов для индивидуальных методических папок

Приложение 1. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Изменение кадрового состава МОУ СОШ №13 по годам (2008 - 01.06.2010 гг).

Приложение 2. Аттестация педагогических кадров.

Приложение 3. Повышение квалификации сотрудников МОУ СОШ №13

Методическая тема и пути ее реализации

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей связующим в единое целое всю систему работы МОУ СОШ №13 является организованная на оптимальном уровне методическая работа.

Учитывая уровень учебно-воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно-материальной базы, а также особенности состава учащихся, была выбрана с 2007-2008 учебного года следующая методическая тема МОУ СОШ №13 "Формирование гражданско-патриотического сознания посредством интеграции основного и дополнительного образования". Единая методическая тема пронизывает все звенья школьного пространства: организационные, управленческие, методические и др.

Были определены пути решения методической темы:

Определены циклы и уровни перспективного развития методической темы на 3 года:

Учебный год Уровень Этап Цель и задачи Ответственные
2007-2008 Административный Информационное погружение Подбор и изучение литературы по МТ, изучение технологий Зам. директора по УВР, ВР
2008-2009 Кафедральный Методическое погружение Формирование педагогического опыта по технологиям Зав. кафедрами
2009-2010 Обобщающий Аналитическое погружение Обобщение ППО на кафедрах Зам. директора по УВР, ВР
  1. Разработана и в настоящее время полностью реализована программа первого и второго года на 2007-2009 гг - "Информационное погружение", "Методическое погружение".
  2. Проведены тематические педагогические советы: "Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации учебного процесса" (11.03.2008), "Информатизация образования как фактор развития инновационного потенциала образовательного учреждения" (09.12.2008)
  3. Проведена методическая неделя по теме "Формирование гражданко-патриотического воспитания" в рамках реализации подпрограмм "Кадет", "Я-гражданин" (февраль, 2009 год).
  4. В 2009-2010 учебном году работа была конкретизирована по следующим направлениям:

- формирование духовно-нравственной личности, обладающей навыками нравственного поведения;

- развитие у обучающихся высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений;

- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей;

- развитие системы защиты здоровья обучающихся;

- укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов, реализация плана обучения педагогов современным информационным технологиям;

- развитие содержания образования, методов обучения и качества образования путём интеграции основного и дополнительного образований;

- развитие положительной динамики качества знаний выпускников по итоговой аттестации;

- развитие материально-технической базы школы, пополнение библиотечного фонда справочной, методической литературой, изданиями по инновационным процессам.

Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно- правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

Структура и организация методической службы

Ведущая роль в структуре методической службы отведена педагогическому совету, вторым рабочим органом является научно-методический Совет, который руководит работой СПС школы, работой школьных методических объединений и творческих групп (по работе с одарёнными детьми; по предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов). Данные объединения учителей - предметников и творческие группы соответствуют образовательным и воспитательным задачам школы.

В целях обеспечения выбора направлений методической работы внутри ШМО было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план работы методической службы, уточнён пан повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов.

Результаты самодиагностики учителей показали, что затруднения учителя испытывают по следующим вопросам:

  1. Системный подход при постановке целей урока.
  2. Инновационные технологии повышения качества ЗУН
  3. Самоанализ урока учителем

Работа методического совета школы

Цель анализа: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач

В 2009-2010 учебном году для реализации задач, поставленных перед школой, координации работы ШМО продолжил работу научно-методический Совет МОУ СОШ №13, план работы которого подчинен задачам методической работы и находится в соответствии с методической темой школы. На 2009-2010 учебный год план методического совета выполнен полностью. В течение учебного года методическим советом школы были проведены 5 тематических заседаний. На заседаниях НМС были рассмотрены следующие вопросы, отражающие направления работы по аналитической, планово-прогностической, организационно-коородинационной, диагностической деятельности:

  • Итоги методической работы школы за 2008-2009 учебный год и задачи по повышению эффективности и качества образовательного процесса, его методического обеспечения в новом учебном году.
  • Утверждение плана методической работы школы на 2009-2010 учебный год.
  • Утверждение программ элективных курсов и календарно - тематического планирования в профильных классах.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Участие в аттестации педагогических работников
  • Утверждение учебного плана на 2010-2011 учебный год
  • Утверждение локальных актов школы и др.

В ходе плановых заседаний Методического совета была организована работа творческих групп по подготовке педагогических советов, семинаров, педагогических консилиумов по 5-м, 10-м классам. Кроме обозначенной выше тематики на заседаниях НМС были обсуждение результаты федерального пробного тестирования в 11 классах (ЕГЭ, математика). Выработаны рекомендации по корректировке, совершенствованию знаний, умений учащихся с учетом допущенных ошибок. Обсуждались итоги проведения единой предметной недели. В целом, работа научно-методического Совета осуществлялась в соответствии с основными направлениями развития школы

Вывод:

План работы методического совета на 2009-2010 учебный год выполнен полностью

Рекомендации:

1. План работы методической службы школы на 2010-2011 учебный год скорректировать с учетом выбранной методической темы школы (учитывая наработки за предыдущие 2 года), плана работы по предпрофильной, профильной подготовке социально- гуманитарного, информационно-технологического, оборонно-спортивного профилей, а также направлений деятельности программы развития на период до декабря 2010 года, экспериментальной работы в начальной школе по ФГОС

2. Членам методического совета продолжить работу по созданию банка диагностических методик педагогического коллектива на предмет изучения уровня профессиональной компетентности педагогов, затруднений методического, предметного характера, степени владения новыми педагогическими образовательными технологиями, приемами диагностики, мониторинга учебно-воспитательного процесса.

3. Продолжить работу по обеспечению социально-гуманитарного, информационно- технологического профилей необходимым научно- методическим, нормативно-правовым, информационным сопровождением.

4. Обеспечить работу обучающих, практических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов в целях непрерывного процесса повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции.

Работа методических объединений

Цель анализа: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенных на ШМО учителей-предметников.

В школе сформировано 11 методических объединений по одному и более предмету.

Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. В 2009-2010 учебном году педагогические работники привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой аттестации при помощи руководителей ШМО, зам. директора по УВР, курирующих предметы. Методическими объединениями организован мониторинг качества образования: разработка и проведение стартовых, рубежных, итоговых контрольных срезов, выявление эффективности изучения образовательных программ, выполнение практической и теоретической частей программ; посещение уроков.

Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана. Проанализированы содержание, результаты работы по различным учебникам, которые используются учителями, преемственность и логичность, взаимосвязь по параллелям и годам обучения, отобраны определённые комплекты учебников, в том числе для обеспечения профильного обучения.

На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщения педагогического опыта.

В 2009-2010 учебном году на заседаниях ШМО, большое внимание руководители ШМО уделяли рассмотрению организационных, инструктивно-методических и аналитических вопросов. Заседания проводились в традиционной и форме круглого стола, ШМО классных руководителей и дополнительного образования в т.ч. в форме семинаров.

Аспектный анализ тематики заседаний ШМО показал, что руководителям ШМО необходимо больше уделять внимание при планировании заседаний на вопросы психологического сопровождения с приглашением работников социально-психологической службы школы и обобщения передового педагогического опыта, использовать различные, в т.ч. креативные формы проведения заседаний ШМО. Все замечания были проанализированы и при планировании методической работы учтены в 2010-2011 уч. году.

Выводы:

  1. Методическая тема МОУ СОШ №13 и вытекающие из нее темы кафедр соответствуют основным задачам, стоящие перед школой.
  2. Тематика заседаний методических объединений отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед учителями ШМО
  3. Заседания кафедр, в целом, тщательно подготовлены и продуманы. Выступления и выводы основывались на глубоком анализе, практических результатах, позволяющих сделать серьезные научно-методические обобщения.
  4. На кафедрах провести диагностику по итогам года и на основании этих данных спланировать работу по следующим направлениям: методическая работа, научно-экспериментальная работа, изучение опыта работы учителей кафедры, организация взаимопосещения уроков.

Рекомендации:

  1. Заведующим кафедрами при планировании методической работы на 2010-2011 уч.год предусмотреть такие формы и методы, которые способствовали бы профессиональному росту преподавателей: проблемные семинары, круглые столы, мастер-классы и др.
  2. Продолжить работу на кафедрах по составлению диагностических карт профессионального роста педагогов.
  3. Увеличить долю семинаров-практикумов (на кафедрах) в цикле постоянно действующих семинаров.
  4. Администрации спланировать экспериментально-аналитические, методические семинары.
  5. Продолжить работу по освоению и внедрению в УВП современных технологий.

Приложение 4. Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогических работников МОУСОШ № 13

Приложение 5. Основные направления посещений и контроля уроков

Приложение 6. Применение информационных технологий в УВП школы

Обобщение и распространение педагогического опыта

Одной из форм повышения методического мастерства педагогов является их участие в публикации статей в сборниках, Всероссийских изданиях, электронных сайтах.

  • В 2009-2010 учебном году были изданы в рамках Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября" 16 работ.
  • Всероссийский открытый конкурс "Педагогические инновации-2010г." (Статья "Программа игрового тренинга по теме: "Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни", Клёс В.В., учитель начальных классов);
  • СМИ Всероссийское электронное издание "ЗАВУЧ. ИНФО" - 5 работ.
  • В рамках Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" издательского дома "Первое сентября" - 3 работы.
  • Сборник материалов "Современные технологии в художественном образовании и эстетическом воспитании детей" очно - заочной Межрегиональной научно-практической конференции УрГПУ г. Екатеринбург (статья "Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе", Куприянова С.А., педагог ДО; открытый урок по теме "Радостный хмель подвига и победы родит лихую песню героев", Куприянов В.В., педагог ДО).

За последние два года значительно повысился интерес учителей к обобщению и распространению педагогического опыта. Стимулом к этому является прежде всего желание поделиться приобретенным педагогическим опытом работы, кроме того это одно из условий успешной аттестации педагогов на квалификационную категорию. Наблюдается положительная динамика участия педагогов в печатной деятельности: в 2008-2009 учебном году процент участия педагогов составлял 8%, то в 2000-2010 учебном году - 39,7 %.

Рекомендации:

1. Активизировать работу педагогического, методического советов по повышению профессионального мастерства учителей, повысить роль научного труда учителя.

2. Создать творческую атмосферу в школе путем организации работы творческих микрогрупп, работы семинаров.

3. Стимулировать педколлектив к участию в городских, областных семинарах, Всероссийских конференциях, интернет-проектах.

Приложение 7. Результаты работы с одаренными детьми

Приложение 8. Мониторинг участия учителей школы в конкурсах в рамках ПНПО.

Приложение 9. Смотр кабинетов.

Приоритетные направления методической работы в 2010-2011 учебном году

Методическая тема МОУ СОШ №13: "Формирование гражданско-патриотического сознания посредством интеграции основного и дополнительного образования".

Цель методической работы: оказание действенной помощи учителям и классным воспитателям в улучшении организации обучения и воспитания обучающихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства МОУ СОШ №13.

Основные задачи методической работы:

  1. Создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы школы;
  2. Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами;
  3. Оорганизовать научно-методическое обеспечение изучения и реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.
  4. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
  5. Учителям-предметникам с целью повышения профессионального мастерства совершенствовать умения по применению нетрадиционных форм уроков, самоанализа, самоконтроля своей деятельности.
  6. Обеспечить внедрение в УВП новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных, личностно-ориентированных с целью повышения качества образования.
  7. Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
  8. Активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся.
  9. Создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам, повысить роль предметных недель.
  10. Разнообразить формы методической работы с мотивированными учащимися, "оживить" практику проведения семинаров, научно-практических конференций по проблеме школы, профильному обучению, другим направлениям методической работы школы.
  11. Обеспечить качественную подготовку и проведение олимпиад, методических недель, научно-методических конференций, конкурсов, с целью повышения мотивации обучения, качества образования, ЗУН обучающихся;
  12. Продолжить работу по отработке навыков использования КИМов как одного из видов контроля ЗУН учащихся, с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, ГИА.
  13. Продолжить работу по расширению образовательных услуг школы, ввести дополнительные платные образовательные услуги по запросам учащихся, родителей.