Разработка урока немецкого языка с использованием средств ИКТ "Путешествие по сказке". 6-й класс

Разделы: Иностранные языки


Методическая разработка урока для 6-го класса представлена в направлении обучение иностранному языку с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет. Урок “Путешествие по сказке” является восьмым уроком в теме “Что наши немецкие друзья делают в школе”.

В основу урока положена работа над лексико-грамматическим материалом темы на базе аутентичного текста (сказка “Золушка”). Материал урока подобран с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, предполагает коммуникативно-деятельностный подход: решение коммуникативных задач на основе работы с текстом. Такая система работы направлена на:

  • обогащение активного и рецептивного лексического запаса учащихся
  • систематизацию грамматических знаний на примере языка аутентичных текстов;
  • выработку навыков поискового, ознакомительного и изучающего чтения и на этой основе развития универсальных учебных умений:
  • выделять основные факты,
  • отделять главную информацию от второстепенной,
  • извлекать необходимую информацию,
  • высказываться в связи с прочитанным,
  • делать сообщения на основе прочитанного,
  • составлять план, тезисы на основе выписок из текста,
  • определять свое отношение к прочитанному.

Урок относится к разделу №4 “Что наши немецкие друзья делают в школе”, является восьмым в теме (3 часа в неделю/102 часа в год), по типу – урок – обобщение и систематизация знаний. Преобладающим видом деятельности на занятии является речевая деятельность. Чтение выступает и как самостоятельный вид речевой деятельности, и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков.

Для повышения степени усвоения материала содержание и оборудование урока было отобрано таким образом, чтобы учесть все типы учащихся:

  • визуалов (большое количество наглядности, использование видеофрагментов, презентации, карточки для работы в парах, группах, индивидуально)
  • аудиалов (музыкальное сопровождение, аудирование текстов)

Целью урока является:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся лексического (школа, расписание уроков, предметы) и грамматического (претеритум – прошедшее повествовательное время) материала по теме;
  • использование лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач.

В соответствие с целями было подобрано содержание урока, оптимально сочетаются различные формы работы, происходит постоянная смена деятельности, подобраны интересные приемы работы для поддержания интереса к работе, подобраны разноуровневые задания для создания ситуации успеха для каждого учащегося.

Пошаговая, поэтапная работа с материалом урока от простого к сложному предполагает включенность в работу каждого ученика. Работа с аутентичным текстом организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе ролевой, группами, индивидуально, коллективно.

 Занятие состоит из 4 этапов:

  • I этап – введение в тему, “погружение” в легенду (появление Золушки – гостьи из сказки), составление ассоциограммы к теме урока
  • II этап – устный опрос учащихся, работа с карточками, систематизация лексического материала (школа, расписание уроков, любимые предметы),
  • III этап – систематизация и использование грамматического материала (прошедшее повествовательное время, спряжение глаголов в претеритум) в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме)
  • IV этап – подведение итогов урока, оценка и самооценка работы учащихся, получение творческого домашнего задания (проиллюстрировать любую часть сказки)

Для проведения данного урока были использованы различные технические средства: компьютер, проектор, экран.

Ценность данной разработки заключается в том, что ее можно применить как дополнительный материал по учебным темам, либо в качестве готового урока по теме “Персонажи немецких сказок”, в качестве занятия кружка по немецкому языку (инсценировка сказки). В конспекте урока дана подробная технологическая карта конструирования занятия и использованием ИКТ, прилагается дидактическое и методическое сопровождение, а также видеофрагменты из мультфильма “Cinderella” 1950 г. на немецком языке.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема урока

Тип урока

“Путешествие по сказке”, урок

№8 , тема в УМК Бим И. Л. “Шаги:2” – “Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen”

Обобщение и систематизация знаний

Предмет /возраст учащихся Немецкий язык. 6 класс
Программное обеспечение мультимедийный проектор, программные средства, компьютер
Дидактический материал Карточки с вопросами для парной работы, опоры по временам глагола, разрезные тексты, карточки для индивидуальной и групповой работы
Наглядные пособия Презентация в POWER POINT

Универсальные (компьютер, проектор, экран)

Межпредметные связи Немецкий язык, информатика

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся лексического (школа, расписание уроков, предметы) и грамматического (претеритум – прошедшее повествовательное время) материала по теме;
  • использование лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач.

Задачи урока:

  • повторить лексику “Школа, расписание уроков, названия предметов”;
  • повторить и использовать прошедшее повествовательное время претеритум в ситуациях общения;
  • организовать работу над аутентичным текстом “Золушка”
  • развивать самостоятельность и творческую активность учащихся при решении коммуникативных задач;
  • развивать у учащихся умение работать в коллективе;
  • развивать умение презентовать и оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;

Ожидаемый результат:

  • усвоение лексического и грамматического материала по теме,
  • подготовка к итоговому тестированию по теме к следующему уроку.

Организационная структура урока

Структура

Этап 1

(введение в тему, погружение в “легенду”)

Этап 2

(устный опрос учащихся, работа с карточками: вопрос-ответ)

Этап 3

(работа над грамматическим материалом на основе текста)

Этап 4

(подведение итогов урока)

Цель

Введение в коммуникативную ситуацию – легенду “Появление гостьи – Золушки”

Активизация лексики по теме,

Организация диалогового общения

Систематизация и использование грамматического материала (прошедшее повествовательное время, спряжение глаголов в претеритум) в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме)

Подведение итогов урока

Длительность этапа

5 минут

5 минут

30 минут

5 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя

Слайд 2

Построение ассоциограммы к слову “Золушка”

Выполнение заданий по карточкам, слайд -контрольная карта

Слайд 3,4 Приложение 1

Приложение 5

Слайд – задания по тексту и контрольные карты, просмотр видеофрагментов

Слайд 5-13

Приложения 2, Приложение 3, Приложение 4

___________

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Парная

Индивидуальная, групповая, парная

Анализ проделанной за урок работы, оценивание своей работы

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор, координатор рассуждений учащихся

Координатор рассуждений учащихся

Слушатель, эксперт, консультант

Подведение итогов

Оценивание

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрация презентации, комментарии к презентации

Координация рассуждений учеников

Прослушивание информации, проверка правильности оформления сообщения

Подведение итогов

Оценивание

Этапы урока

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Фрагменты из мультфильма “Золушка” на немецком языке Walt Disney 1950
  • УМК Бим И. Л. “Шаги 2” для 6-го класса с. 165-166

Презентация

10.05.2011