"В поисках страны Гармония". Игротерапия

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Одна из составляющих здоровья современного человека (наряду с физическим) является душевная (эмоциональная) сторона. Современный мир с его стремительным ритмом не позволяет нам остановиться. Грубость, жестокость, эгоизм - это то, что управляет человеком в современном обществе. А это значит, что спокойствие, умиротворение становятся дефицитом. Как же найти тот путь, который поможет нам обрести гармонию: жить в соответствии с требованиями общества XXI века и внутренним состоянием каждого?

Вариант, который предлагаем мы, не является лечебным. Мы хотим, чтобы каждый ребенок выбрал свой путь, который поможет ему преодолеть страхи, неуверенность, тревожность. Это путь арт-терапии.

Арт-терапия - это буквально лечение искусством (самолечение творчеством). В научном смысле - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество такие, как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.

На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн (Prinzhorn, 1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg. 1966).

Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа. Мы переживаем ее (мечту) в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. "Я могу нарисовать ее, - часто говорит нам человек о своей мечте, - но я не знаю, как ее выразить словами" (Freud, 1922/1963, р. 90).

Терапия искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью, взрослые, и в особенности дети. Арт-терапия снимает у любого ребенка и, кстати, взрослого самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги, любые другие естественные проявления трудностей бытия. В принципе арт-терапией должны заниматься все. Родители, учителя, воспитатели, и, конечно, врачи-психотерапевты. Но в наибольшей мере именно родители. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, делать это частью жизни ребенка.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; экзистенциальные и возрастные кризисы; травмы; потери; постстрессовые расстройства; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие креативности; развитие целостности личности; обнаружение личностных смыслов через творчество; многое другое.

Эффективны все виды творчества (любое рисование, фантазирование, конструирование, просто даже придумывание и шитье платьев), но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого исключения. Весьма важны в этом смысле чтение - как пассивный вариант арт-терапии и сочинение, придумывание историй - как его активный вариант.

Техники арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, фототерапия, видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Она основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека. Библиотерапия - также процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.

Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания - здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Вторая цель перечитывания - найти ответы на свои жизненно-важные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям и автором полузабытой книги. Чем объемней такой "банк данных" в памяти читателя, тем больше возможностей для библиотерапии.

Здесь мы можем выделить и такую технику арт-терапии, как сказкотерапия.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...

Музыкотерапию применяют почти при всех заболеваниях, но, пожалуй, успешнее всего этот метод помогает при нервных и психических расстройствах. Правильно подобранные мелодии могут способствовать в борьбе со страхами, депрессиями и неврастенией не хуже антидепрессантов. Ее рекомендуют врачи при сердечнососудистых заболеваниях и мигрени, эпилепсии и гастрите, астме и хроническом бронхите... Звуки даже нередко используют как обезболивающее средство в стоматологии. Кроме того, считается, что симфоническая музыка может изменить кислотность желудка. Военные марши - повысить тонус мышц. Мажорная мелодия - участить пульс и повысить артериальное давление. Но, главное, правильно подобранная музыка нормализует ритм нашего дыхания, пульс и артериальное давление, снимает мышечное напряжение. А минорной по силам... активизировать физиологические процессы.

Наши дети слушают самую разную музыку. К сожалению, лишь немногие из них предпочитают классическую. И напрасно. Хорошая музыка оказывает мощное воздействие на человека. Так, музыка Моцарта содержит большое количество звуков высокой частоты, которые вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. И это улучшает память и стимулирует мышление. Кроме того, музыка имеет и лечебные свойства. Психологи и психотерапевты используют ее для устранения самых разных заболеваний. Так, например, струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти в минуту, положительно влияет на работу сердца и на нервную систему. Наш сердечный ритм составляет 68-72 удара в минуту, в то время как ритм произведений Баха, Генделя, Вивальди составляет всего 60 четвертей в минуту. При слушании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.

Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на течение заболеваний сердечнососудистой системы. Выявлено, что специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широкий и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами.

Американский ученый медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось "сваренным" всмятку). "Тяжелый металл" приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая "рок-обработке" с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После "прослушивания" водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми лучиками". А тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки: (Здоровье детей, № 23 /2008)

Итальянскими нейробиологами был проделан интересный эксперимент, который доказал, что быстрая и диссонансная музыка негативно влияет на способности к обучению. Наблюдались мыши, которые шли по лабиринту в поисках пищи. Одна группа мышей слушала вальсы Штрауса, а другая - барабанную дробь. На протяжении трех недель зверьки, слушавшие барабанную дробь, так и не смогли выучить путь к кормушке. При прослушивании резких звуков нарушаются определенные структуры мозга, что сказывается на обучении. Если хотите вырастить неленивых, образованных детей, старайтесь, чтобы их музыкальные предпочтения не ограничивались произведениями, которые звучат на дискотеках.

Цветотерапия. Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры.

Как мы говорили в начале, техник арт-терапии много. Мы решили остановиться на таких, как ИЗОтерапия, сказкотерапия, игротерапия, аромотерапия, анималотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, предоставив тем самым детям один из множества путей обретения Гармонии. А какой путь они выбирают - решение за ними. Предлагаем один из вариант проведения - игротерапию.

Игротерапия:

Оборудование:

  • творческий дневник самонаблюдений;
  • призы (фрукты/конфеты);
  • парные карточки по количеству учащихся с изображением животных, цветов, фруктов, овощей или других предметов (явлений природы);
  • карточки, на которых написаны пары сказочных героев для игры "Домино".

Пары сказочных героев (некоторые герои могут встречаться в разных сказках):

  • Гензель и Гретель ("Пряничный домик" Б. Гримм);
  • Лиса Алиса и Кот Базилио (А.К. Толстой "Буратино");
  • Буратино и Мальвина ((А.К. Толстой "Буратино");
  • Гулливер и лилипуты (Д. Свифт "Путешествие Гулливера);
  • Баба Яга и Кощей Бессмертный (русская народная сказка "Василиса Прекрасная);
  • Василиса Прекрасная и Иван-царевич (русская народная сказка "Василиса Прекрасная);
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка (русская народная сказка "Гуси-лебеди");
  • Красная Шапочка и серый волк (Ш. Перро "Красная Шапочка");
  • Мертвая царевна и 7 богатырей (А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях");
  • Емеля и щука (русская народная сказка "По щучьему веленью");
  • Старик и золотая рыбка (А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке");
  • Иван-дурак и Сивка-Бурка (или Конек-горбунок) (Ершов "Сивка-Бурка");
  • Дюймовочка и крот (Г.Х. Андерсен "Дюймовочка");
  • Беляночка и Розочка (одноименная сказка Б. Гримм);
  • Муха-цокотуха и комар (К. Чуковский "Муха-цокотуха").

Комментарии:

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции, специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она направлена не только на развитие общеучебных умений и навыков, но и на психическое развитие и самореализацию состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.

Перед педагогом при проведении игровых занятий стоит одна из главных задач: найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное "Я"; в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей. Игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей. Каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

Ход занятия

Этап 1

В самом начале занятия можно предложить учащимся прочитать написанные дома сказки. Если желающих не окажется, то учитель может зачитать фрагмент (лучше диалог) из какой-либо сказки (народной или литературной), которую учащиеся должны будут угадать.

Этап 2

Учащимся раздаются карточки, на которых изображено животное, цветок, фрукт, овощ или какие-либо другие предметы (явления природы). Каждый участник подбирается себе пару среди других - таким образом класс разбивается на пары. Учитель раздает каждой паре второй комплект карточек, на которых написаны пары сказочных героев. Их имена должны знать только те, кому они достались.

Этап 3

Дети объединенных пар создают визитную карточку своих героев, не называя их:

  • при этом они могут нарисовать их на альбомных листах;
  • показать фрагмент сказки, где задействованы эти герои;
  • произнести их "коронные фразы";
  • спеть знаменитые (узнаваемые) песенки и т.д. - куда заведет ребят фантазия.

Другие пары пытаются угадать не только, как зовут героев, но еще название и автора сказки. Пара, которая правильно угадала, получает приз.

Этап 4 (работа в "Творческом дневнике")

После игры учащиеся рисуют сказочного персонажа, который им нравится не только среди тех, кто был представлен во время игры, но и других. Рядом с рисунком дети должны написать, почему и какие качества персонажа им нравятся.

Этап 5 (домашнее задание)

В "Творческом дневнике самонаблюдений" записать сказочных героев, про которых любили читать в детстве мама, папа, бабушка и другие родственники, живущие рядом.

Творческий дневник самонаблюдений

Остров СТРАНА ИГРЫ.

Наше путешествие продолжается! Сегодня ты посетишь Страну Игры.

Выполни все задания, которые предложит учитель.

На определенном этапе занятия ты получишь одну из 15 карточек, на которой изображено животное, растение, фрукт, овощ или что-то другое. К этой карточке ты должен подбирать пару среди карточек твоих одноклассников.

Ты и твой партнер по игре, которого ты найдешь таким образом, образуете пару. Учитель выдаст каждой паре второй комплект карточек, на которых написаны пары сказочных героев. Их имена должны знать только ты и твой партнер (ребятам из других пар ничего говорить нельзя!).

Вдвоем вы должны создать визитную карточку своих героев, не называя их. При этом вы можете:

  • нарисовать их на альбомных листах;
  • показать фрагмент сказки, где задействованы эти герои;
  • произнести их "коронные фразы";
  • спеть знаменитые (узнаваемые) песенки
  • и т.д. - куда заведет вас фантазия.

Другие пары будут пытаться угадать, как зовут показанных вами героев, название и автора сказки. То же самое должен делать и ты по отношению к другим парам. Ребята, которые правильно угадают, получат приз.

Удачи!

А теперь нарисуй сказочного персонажа, который тебе нравится больше других. Рядом с рисунком напиши его имя, а также почему и какие его качества тебе нравятся.

Спроси у своих родных и запиши, про каких сказочных героев они любили читать в детстве сами и читали на ночь тебе:

мама ___________, папа ______________, бабушка ______________, я ________________

"Цветопись"

Дай оценку своей работе сегодня с помощью карточек разного цвета:

красный - все понравилось, во время работы не покидало радостное настроение;

оранжевый - все прошло хорошо, настроение было светлое, приятное;

зеленый - работа выполнялась спокойно, незаметно, ничто особенно не радовало, но удовлетворение ощущается;

синий - не понравилось, настроение грустное;

фиолетовый - чувство полной неудовлетворенности, настроение уныния.

До новых встреч.

Рекомендуемая литература:

  1. Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А.И. Копытина [Текст] - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.: илл. - (Серия "Хрестоматия по психологии)
  2. Барканов, С. Мелодия здоровой жизни [Текст] / С. Барканов // Здоровье детей. - № 7. - 2006.
  3. Биение сердца в ритме Баха [Текст] // Здоровье детей. - № 23. - 2008.
  4. Блохина Л.В. Мировая художественная культура: Пособие для учителя [Текст] / Л.В. Блохина, Т.Я. Вазинская. - Мн.: ООО "Юнипресс", 2002, с. 166-190
  5. Дрешер, Ю. Библиотерапия [Текст] / Ю. Дрешер // Библиотека в школе. - 2003.
  6. Лечение музыкой - музыкотерапия [Электронный документ] // www. zvann.narod.ru/index.html
  7. Лихолет, Н. Искусство тоже лечит! [Текст] / Н. Лихолет // Здоровье детей. - № 2. - 2005.
  8. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст]. - М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)
  9. Серов, Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония [Текст] / Н. В. Серов. - М.: [б.и.], 1993.
  10. Тренинг по сказкотерапии / Под ред Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - СПб : Речь, 2006. - 176 с.
  11. Чалый, А. Метод "хохочущих" фотографий [Текст] / А. Чалый // Здоровье детей. - № 5. - 2005.