Внеклассное мероприятия по окружающему миру "Берегите Землю, берегите!". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цели урока: Развитие экологической культуры детей; создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация (приложение 1), сказка “Про Балду и окружающую среду” (приложение 2).

Ход мероприятия

Звучит музыка “Как прекрасен этот мир”:
<Слайд 1,2>

Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую –
Нас много, а она о

Она – твой давний добрый лекарь.
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

<Слайд 3>

– Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.

Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Ученик:

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

– Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, уменьшение озонового слоя земли, загрязнение воды, воздуха, почвы).

– Именно в “День Земли” принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

– История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которой одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

<Слайд 4>

– Россия – страна лесов, полей и рек. Поэтому важно не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

Ученик:

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Ученик:

<Слайд 5,6>

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

Песня “Не дразните собак”

<Слайд 7>

Ведущий: Мы живём на Земле. Это наш дом. Кроме нас и наших близких, на ней живёт ещё множество людей. А кто ещё живёт рядом с нами? Прекрасные бабочки и жабы, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и противные насекомые, и даже зловредные микробы и плесень. Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля – это наш общий дом. Поэтому мы – все жители Земли – очень зависим друг от друга. Земля – наш дом. Нам его и беречь. Но бережёт ли человек свою планету?

Ученик:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ученик:

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Похожей нет.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?

Ведущий. Наверное, большинство из нас стараются сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!” Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт, ко всем природным богатствам. А что же мы относим к нашим природным богатствам? Отгадайте загадки. <Слайд 8-15>

1. По тропинкам я бегу, силу мощную несу
И машинам, и станкам, свет в домах включаю вам. (Энергия)

2. Над цветочками летаем, по листочкам ползаем.
Но детишки забывают, что приносим пользу мы. (Насекомые)

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – не землю падает опять. (Вода)

4. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)

5. Я прозрачный, очень легкий, невидимка я вокруг.
Если чист и свеж я – я ваш верный друг. (Воздух)

6. Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг,
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)

7. Клюв и хвостик, два крыла,
Нас боится мошкара (Птицы)

8. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все и ста, и мал, что она – большущий шар. (Земля)

<Слайд 16>

Ведущий. Сегодня мы говорим о нашей планете Земля.

(Выходят 5 учащихся рассказывают об истории планеты в числах)

Ученик. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него со средней скоростью 107200 км / ч за период, равный трёмстам шестидесяти пяти суткам.

Ученик. Земля имеет один спутник – Луну. Вращение Земли вокруг своей оси вызывает смену дня и ночи. Обращение вокруг Солнца – смену времён года.

Ученик. Родилась Земля в Космосе около пяти миллиардов лет назад.

Ученик. Человек появился на Земле сравнительно недавно. Всего лишь около трёх миллионов лет назад.

Ученик. В настоящее время на Земле проживает около шести миллиардов человек. Ни один человек не сможет прожить без наших природных богатств.

Ученик:

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Слушание “ журчание ручейка”

Ведущий.. Поговорим о воде. Для чего нужна вода? А много ли воды на планете? Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но вода в океанах и морях солёная, а человеку, животным, растениям нужна пресная вода. А пресной воды пригодной для питья на Земле мало, её становится всё меньше. И виноваты в этом – люди, мы с вами.

<Слайд 17>

Ученик: На поверхность Мирового океана ежегодно выпадает 200 тысяч тонн свинца, около 7 тысяч тонн ртути, кадмия, мышьяка и других тяжёлых металлов. Вредные вещества, поступающие в воду, могут попадать и в организм человека, и животных. Загрязняют Мировой океан люди. С кораблей сбрасывают в воду огромное количество мусора. Консервы, банки, бутылки, полиэтиленовые пакеты. Это приводит к гибели морских животных.

Ведущий: – Что же мы должны знать о воде?

Ученик:

Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Все вместе. “Всем нужна вода!”

Ученик:

Бежит вода, струится – и прямо в домик твой.
К ней надо относиться как к ценности большой.
Коли зря течёт вода, кран закрой, а то – беда!

“Береги воду!”

Ученик: Запомни! Если водопроводный кран неисправен, подтекает, за 1 час накапает больше литра воды. Посчитай, сколько воды вытечет за день? Почти 3 ведра.. Вода – это драгоценный дар природы. И мы должны её беречь. Без воды нет жизни. Всё живое погибнет без воды.

“Вода – это жизнь!”

Ученик: Загадаю вам загадку.

Пусть не виден он совсем,
Но скажу вам – нужен всем.
Пусть его совсем не слышим,
Но зато мы все им дышим. (Воздух)

Такой большой,
Что занимает весь мир.
Такой маленький,
Что пролезет в любую щель. (Воздух)

Ведущий: Однажды на уроке окружающего мира Незнайку попросили рассказать, что он знает о воздухе. Послушайте, что он ответил, и исправьте его ошибки.

(Выходит мальчик в костюме Незнайки)

Воздух мне видим, когда я смотрю на небо. Он заполняет всё пространство между предметами. Нет воздуха только в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным и некоторым растениям. Воздух прозрачен, бесцветен, имеет запах свежести и не имеет вкуса. Тёплый воздух совсем не легче холодного, иначе летом он весь бы от нас улетал к солнцу. Воздух хорошо проводит тепло, поэтому в Сахаре жарко.

Ведущий: А теперь правильный ответ.

Воздух невидим. Он заполняет всё пространство между предметами. Воздух есть в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным, растениям. Он прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса. Тёплый воздух легче холодного. Воздух плохо проводит тепло.

Ученик: Тревожные факты. <Слайд 18>

– Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.

– За 1000 км пути легковой автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы водителю на 1 год жизни.

– Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу до 200 т сажи в год.

– Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городах из-за поступления выхлопных газов в атмосферу, выделение кислорода снижается в 10 раз.

Ведущий: Поговорим ещё об одном природном богатстве.

Сама не ест, а всех кормит. (Почва)

Ученик : О почве. <Слайд 19>

– За год в лесах наших широт нарастает слой почвы всего в 2-3 миллиметра. А сгорает он за несколько минут. Долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зелёным ковром.

– Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет. А там, где нет растений – за 15 лет.

– Сильные ветры способны унести слой почвы толщиной 15 см.

– Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.

Игра “Полезно-вредно”

Нужно разложить на две группы карточки, что вредно и что полезно для почвы.

(Снегозадержание, образование оврагов, посадка растений, выветривание, внесение удобрений, закапывание мусора, использование ядохимикатов, размывание водой, сжигание сухой листвы, выбрасывание отходов)

Ведущий: А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок? Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь посмотрите на чудо, которое видеть раньше вы нигде не могли. Не рвите зря цветы. Пусть они цветут те не долгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Сейчас леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

<Слайд 20>

В лесу живут “братья наши меньшие”: птицы, звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Слушание “ Голоса птиц”

Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

<Слайд 21>

Ведущий: (Показывает Красную книгу) Что это за книга? Для чего она нужна? Да, в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ведущий. А сейчас, ребята, предлагаем посмотреть сказку “Про Балду и окружающую среду”

Сказка “Про Балду и окружающую среду” (приложение 2)

<Слайд 22-24>

Ведущий: Заканчивая наш разговор, хочется напомнить вам высказывания русских писателей:

“Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней”.

Л.Н. Толстой

“Человек должен украшать землю”

М. Шолохов

“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля”

К.Г. Паустовский

<Слайд 25>

Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!

Песня “Лесной марш”