Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Способы добычи пищи на суше". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представления о многообразии способов питания у живых организмов.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить со способами добычи пищи в природе, приспособлениями для добычи пищи.

Воспитательная: сформировать позитивное отношение к природе.

Развивающая: расширить представление о применение законов природы в собственной жизни.

Обрудование: презентация (приложение 1), карточки с рисунками животных.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Актуализация знаний.

Дорогие ребята, у нас на уроке сегодня будет гость – животное.

– Отгадайте, кто это?

Загадка Слайд 2

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка,

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

Правильно, это хомяк.

Скажите:

  1. Чем он питается?
  2. Как он добывает пищу?
  3. С помощью чего он это делает?

Но животные многообразны.

Посмотрите на экран и скажите: Слайд 3

– Чем отличаются эти животные?

(Размером, внешним видом, местом обитания, способом питания)

Вывод: правильно эти животные отличаются условиями обитания и способами добычи пищи. Эти отличия появились в связи с тем, что животные приспосабливаются к разным условиям жизни.

Слайд 4

Тема урока: “Способы добычи пищи на суше”.

Обратите внимание на план на доске, мы будем отвечать на эти вопросы. Слайд 5

  • Чем питаются животные?
  • Как животные добывают пищу?
  • С помощью чего животные добывают пищу?

2. Чем питаются животные?

Работа с учебником по иллюстрациям (страница 22 – 23).

Посмотрите на фотографии, на которых изображены животные наших лесов.

– Чем питаются эти животные?

Дети отвечают по очереди.

– На какие группы по типу питания делятся животные?

Растительноядные, Плотоядные, Всеядные (опорные схемы на доске)

– Как мы называем животных, которые питаются растениями? (растительноядные)

– Как мы называем животных, которые питаются животными? (хищники)

– Как ещё мы их можем назвать? (плотоядные)

– Как называем животных, которые питаются и растениями и поедают животных? (всеядные)

Читаем задание № 3 в учебнике: Отметь растительноядных животных значком (Р), плотоядных – (П), всеядных – (В).

В учебник-тетрадь вписывают ответы ручкой.

Проверяем.

Отложили учебники. (Работа в группах).

Учащимся предлагаются карточки с рисунками животных. Обсудите в группах.

– К какому типу питания относятся эти животные?

Распределите животных по соответствующим группам.

Проверяем. Слайд 6

Вывод: животные отличаются по типу питания и делятся на следующие группы: Растительноядные, Плотоядные, Всеядные.

3. Как добывают пищу?

Пища разная – разные способы добычи пищи.

Слайды 7 – 16 (Охотятся, пасутся, собирают)

– Что делают животные?

Работа у доски.

Проверяем. Слайд 17

Вывод: Как животные добывают пищу?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Автор: Садыгова Елена) Слайд 18

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.

4. С помощью чего животные добывают пищу?

Просмотр отрывка из мультфильма “Золотая рыбка”

(Отрывок как дед неводом вытаскивает рыбу)

Вы смотрите отрывок из мультфильма, будьте внимательны, потом я вам задам вопрос.

– При помощи чего дед ловил рыбу?

– Что такое невод?

Эту идею человек подсмотрел у животного.

– У какого животного?

Подумайте, какой закон природы с помощью этого примера мы проиллюстрировали. (“Мы учимся у природы”)

Для добычи пищи животные используют разные приспособления.

Подумайте, какие?

(Когти, зубы, копыта, паутина, яд)

Вывод: У животных есть разные приспособления по добыче пищи.

5. Закрепление:

Выполняем задание № 1 в учебнике: по описанию узнай, о каком живом организме идёт речь и впиши его название.

Проверяем (первое для образца читает учитель) СЛАЙДЫ 19 – 26

(паук, волк, гусеница, бабочка, медведь, кабан, заяц, растения)

Выполняется задание № 5 в учебнике: Подчеркни в тексте слова обозначающие способ добычи пищи.

Каждый ряд получает индивидуальное задание СЛАЙД 27

1 ряд – картинка №1
2 ряд – картинка № 2
3 ряд – картинка № 3

Проверяем.

Общий вывод по опорной таблице на доске.

Таблица “Способы добычи пищи”

Тип питания Растительноядные Всеядные Плотоядные
Как добывают пищу? Пасутся Собирают Охотятся
С помощью чего добывают пищу? Особое строение зубов, копыта Зубы, когти Зубы, когти, яд, паутина

Вернёмся к нашему животному-загадке.

– Как вы думаете, к какой группе по способу питания он относится?

Закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Заходера

“Про всё на свете”

Все – все – все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё – таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все – все – все на свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны

Домашнее задание: страница 22 – 23, задание 2, 4.

Использованная литература:

  1. Интернет-портал для родителей няня.ru

Презентация

11.05.2011