Интегрированное занятие "Ель – волшебное дерево!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип: закрепление и систематизация накопленного субъективного опыта у детей.

Форма: интегрированное.

Комментарии к конспекту:

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования экологического мировоззрения. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности.

В связи с этим мы поставили перед собой цель – посредством создания разными средствами и воспроизводимого в разных видах деятельности положительного образа ели формировать экологическое мировоззрение у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция происходит по следующим направлениям:

  1. Развитие речи.
  2. Ознакомление с окружающим миром.
  3. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – чтение и рассказывание известных сюжетов из Библии.
  4. Продуктивная деятельность.

Возраст детей: 6–7 лет.

Цель: формирование экологического мировоззрения посредством создания положительного образа дерева ели у детей 6–7 лет.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о дереве – ели.
  2. Развивать познавательную мотивацию.
  3. Расширять и систематизировать словарный запас, развивать инициативную речь, совершенствовать грамматический структуру речи.
  4. Продолжать формировать представления детей о символике Нового Года и Рождества.
  5. Продолжать знакомить детей с культурным наследием христиан;
  6. Содействовать реализации знаний, впечатлений в продуктивной деятельности.
  7. Закреплять навыки позитивного взаимодействия между детьми.
  8. Побуждать детей совершать социально – значимые поступки.

Субъективный опыт детей (что должны знать – понятия):

– хвойное дерево (хвоя);
– деревья – чистый воздух;
– деревья – чей – то дом;
– деревья – чьё – то убежище;
– деревья – чья-то пища;
– из ели изготавливают скрипки;
– ель – лекарственное растение;
– ель – символ Нового года и Рождества;
– в старину ель – символ жизни;
– как, где родился Иисус (Спаситель) Христос, кто его мать (известные сюжеты из библии);
– ель украшают на Новый Год и Рождество.

Субъективный опыт педагога (новое знание для детей):

– в память о великом празднике для всех христиан – Рождестве Христовом наряжают елку и украшают макушку Вифлеемской звездой (знакомство с наиболее известной притчей).

Предшествующая работа:

  1. Экскурсия в зимний лес.
  2. Целевая прогулка к аллее елочек, расположенной на территории ДОУ.
  3. Экскурсия в магазин на “Елочный базар”.
  4. Беседа “Хвойный лес”.
  5. Развлечение “Деревья в стихах”.
  6. Беседа “Как к нам пришла елка”.
  7. Чтение и рассказывание детям известных сюжетов из библии.

Место проведения: групповая комната.

Количество детей: 8–10.

Длительность занятия: 30 минут.

Оборудование: презентационный материал со слайдами “Что мы знаем о ели”, презентационный материал со слайдами “Рождество Христово”; по-новогоднему украшенная елка, Вифлеемская звезда; картинки с изображением животных, птиц; разных размеров вырезанные елочки; ватман формата А2, тексты “Не руби!”. “Пожалей наш дом!”, “Стой, я живая!”, фломастеры, клеевой карандаш, вырезки из журналов, открыток.

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель: Вы любите праздники?
Какие зимние праздники приближаются? (Новый Год, Рождество.)
В эти праздничные дни как люди украшают свои дома? (Ели, гирлянды и пр.).
Как по другому, правильно можно назвать дерево – елка? (Ель.)
А что вы знаете о таком интересном дереве – ели, какое значение имеет ель в жизни животных, людей? (Презентационный материал со слайдами “Что мы знаем о ели”.)

  • Кто может показать, где растет ель? (Географическая карта – в мире, России.)
  • Какие красивые слова, выражения, крылатые фразы мы можем сказать про ель? (Слайд “Ель” и слайд “Новогодняя ель”).
    Используются слайды с образами для “наталкивания” на мысль (Презентация).
  • Слайд – “Хвойное дерево”;
  • Слайд – “Чистый воздух”;
  • Слайд – “Дом для животных”;
  • Слайд – “Лекарство”;
  • Слайд – “Пища для животных”;
  • Слайд – “Скрипка”.

Воспитатель: Скоро Новый Год и Рождество вы вместе с родителями будете украшать новогодние елки? А как вы думаете, где ваши родители возьмут ели?
А что мы все, животные, люди потеряем, если каждый год все будут рубить ели?
Чем можно заменить живую ель для украшения своего дома для Нового Года? (Искусственной елкой, веточками живой ели и пр.).
Давайте пройдем к нашей красиво украшенной искусственной ели и немного потанцуем под веселую песенку про Новый Год и елку.

Физкультминутка (2–3 мин.). (Приложение 1)

Дети стоят около ели.

Воспитатель:

Вот какая веселая игра про новогоднюю ель, как много радости она нам принесла.
Скажите, а вы знаете, почему украшают именно ель, а не другие деревья (не тополь, не березу)? (Ель – вечнозеленое дерево, символ жизни.)
Хорошо, а почему не сосну, пихту, это тоже вечнозеленые хвойные деревья?
А почему принято на макушку надевать звезду?
Не знаете?
Хотите узнать?
Тогда садитесь и слушайте. Помните, мы читали библию и узнали, как родился Иисус Христос.
Где он родился?
Как переводится его имя?
Как звали его маму?
Я расскажу вам продолжение этой истории.

Рассказ “Предания о Рождественской ели” (Приложение 2).

Это было очень давно,
Это было ночью одной:
В небе звездочка появилась,
Небо светом ее озарилось.

Воспитатель: вот такая удивительная история. И все – таки очень жаль, если живые ели начнут рубить, когда можно их заменить искусственными. Как мы можем убедить людей не рубить ели?

(Сделать плакаты, коллажи в защиту зеленой ели.)

Изготовление плакатов по подгруппам не более 4-х человек.

Рефлексия.

Вот мы и сделали очень интересные плакаты.
Куда мы их можем повесить?
А сможете ли вы своих родителей убедить не рубить ели и даже не покупать живые елки?
Какой елкой вы будете украшать свой дом?
Какую елку вы будете наряжать для своих детей?

Список литературы.

  1. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5–7 лет. – М.: “Издательство “Скрипторий 2003”, 2009.
  2. Сайт – viki.rdf.ru
  3. Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа. Конспекты занятий /авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009.