Программа по сольфеджио для профессионального отделения ДМШ

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Необходимость в создании программы по сольфеджио повышенного уровня сложности появилась в связи с открытием в ДМШ им. С.М.Старикова профессионального исполнительского отделения. Опережающий характер занятий по специальности для учащихся исполнительского специализированного класса влечёт за собой углублённое изучение предметов музыкально-теоретического цикла. В группах профессиональной ориентации, нацеленных на подготовку учащихся к продолжению музыкального образования в колледжах, высших учебных музыкальных заведениях, обучаются одарённые дети 5–7 (8) классов (отделения “фортепиано” и “струнные инструменты”). Программа 8-го класса предназначена для учащихся, желающих продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях, но не имеющих к моменту окончания 7-го класса ДМШ общего образования в объёме обязательной 9-летней (11-летней) школы.

Особое внимание в данной программе уделяется формам работы, сближающим сольфеджио с исполнительской практикой. Это:

  • транспонирование одноголосия, двухголосия, а также мелодий с сопровождением, авторским и подобранным по слуху;
  • подбор аккомпанемента с использованием разных видов фактуры;
  • исполнение романсов и песен с сопровождением;
  • исполнение полифонической музыки И.С.Баха и других композиторов;
  • чтение с листа одноголосных и многоголосных примеров;
  • анализ отдельных элементов музыкальной речи и целостный анализ произведений из музыкальной литературы и т.д.

Цели и задачи данной программы:

воспитание музыкального слуха, музыкального мышления, развитие творческих способностей учащихся, приобретение ими знаний, умений, навыков (ЗУН), необходимых для продолжения музыкального образования в средних и высших специальных учебных заведениях.

В результате изучения предмета “сольфеджио” учащиеся должны уметь:

  • читать произведения с листа (петь с листа одноголосные и двухголосные примеры различной степени трудности, с сопровождением и без него);
  • записывать музыкальный текст (одноголосные и двухголосные диктанты, интервальные и аккордовые последовательности);
  • анализировать на слух отдельные элементы музыкального языка;
  • сделать целостный анализ музыкального произведения по определённому плану: характер, жанр, форма, тональный план, особенности мелодии, ритма, фактуры, гармоническое содержание и т.д. (на слух и по нотам);
  • точно интонировать;
  • транспонировать одноголосные и многоголосные примеры;
  • подбирать по слуху аккомпанемент к мелодиям с использованием разных видов фактуры;
  • импровизировать и сочинять музыкальные построения в разных формах, с разной жанровой установкой.

Структура курса.

Курс сольфеджио для профессионального отделения ДМШ рассчитан на 3(4) года: 5-й, 6-й, 7-й специализированные классы и, по необходимости, 8-й спецкласс.

Занятия по сольфеджио в 5–8 классах профессионального отделения ДМШ проводятся в объёме 2 часов в неделю (из расчёта 34 учебные недели в год, что составляет 68 часов в год).

Примерный тематический план.

Пятый год обучения.

(5-й спецкласс)

Наименование тем Количество часов
  I-я четверть  
1. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. 2
2. Тональности H-dur, gis-moll 2
3. Буквенные обозначения звуков и тональностей. 2
4. Обращения D7. 2
5. Ум53 в мажоре и миноре 2
6. Интервалы и аккорды в тональности и от звука. Тритоны от звука

с разрешением в 3 тональности.

2
7. Тональности Des-dur, b-moll 2
8. Контрольный урок письменно 2
9. Контрольный урок устно 2
  II-я четверть  
1. Внутритональный хроматизм. Разные виды хроматических звуков, взятых в плавном движении и скачком. 2
2–3. Модуляционный хроматизм.
Модуляция 3-х видов.
4
4–5. Ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4:

  

Ритмические рисунки в размерах 3/8, 6/8:

 

4
6. Контрольный урок письменно 2
7. Контрольный урок устно 2
  III-я четверть  
1–2. Гармонический мажор. Минорная S, Ум53, тритоны гармонического мажора 4
3. Органный пункт. 2
4. Синкопа внутритактовая, междутактовая. 2
5. Переменный размер. Пунктирный ритм в размерах 3/8, 6/8. 2
6. Ув53 гармонического мажора и минора. 2
7. Тональности Fis-dur, dis-moll. 2
8. Творческие формы работы. Подбор по слуху. Разные виды аккомпанемента. Гармоническая фигурация. 2
9. Контрольный урок письменно. 2
10. Контрольный урок устно. 2
  IV-я четверть  
1. Тональности Ges-dur, es-moll. 2
2. Альтерация в мажоре и миноре. 2
3. Интервалы от основных и производных ступеней. Тритоны с разрешением в 4 тональности. 2
4. D7 с обращениями, Ум53, Ув53 от основных и производных ступеней. 2
5. Повторение изученного. 2
6. Творческие формы работы. 2
7. Контрольный урок письменно. 2
8. Контрольный урок устно. 2
  Итого 68

Шестой год обучения.

(6-й спецкласс)

Наименование тем Количество часов
  I-я четверть  
1. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей (повторение). 2
2. Тональности одноимённые, энгармонически равные. 2
3. Внутритональный хроматизм. Разные виды хроматических звуков. 2
4. Органный пункт, тонический и доминантовый. 2
5. Периоды разных структур и видов. Классификация каденций. 2
6. Характерные интервалы гармонического мажора. 2
7. Характерные интервалы гармонического минора. 2
8. Контрольный урок письменно. 2
9. Контрольный урок устно. 2
  II-я четверть  
1. Тональности с 7 знаками. 2
2. Размеры 3/2, 2/2, 6/4. 2
3. Хроматическая гамма в мажоре. 2
4. Хроматическая гамма в миноре. 2
5. Секвенции тональные и модулирующие, мелодические и аккордовые. 2
6. Контрольный урок письменно. 2
7. Контрольный урок устно. 2
  III-я четверть  
1–2. Простые формы (двухчастная, трёхчастная). Творческие формы работы. 4
3. Родственные тональности 2
4–5. Модуляция 3-х видов в параллельную тональность, в тональность S, D, III ступени из мажора и VI ступени из минора. 4
6. Тритоны от звука с разрешением в 4 тональности. 2
7. Характерные интервалы от звука. 2
8. Прерванный оборот D7–VI 2
9. Контрольный урок письменно. 2
10. Контрольный урок устно. 2
  IV-я четверть  
1. МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре. Разные способы разрешения. 2
2–3. Особые диатонические лады. Пентатоника. 4
4. Форма рондо. Творческая работа. 2
5. Интервалы и аккорды в тональности и от звука (включая МVII7, УмVII7). 2
6. Повторение изученного. 2
7. Контрольный урок письменно. 2
8. Контрольный урок устно. 2
  Итого: 68

Седьмой год обучения.

(7-й спецкласс.)

Наименование темы
I-я четверть
Количество часов
1–2. Творческие формы работы: импровизация, досочинение, сочинение.
Подбор по слуху. Разные виды аккомпанемента.
4
3. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. Интервалы и аккорды в тональности и от звука (повторение изученного). 2
4. Модуляция в тональность II ступени из мажора. 2
5. Мелодический мажор. 2
6. Ритмические группы, включающие длительности с двумя точками:

2
7. Музыкальные термины. 2
8. Контрольный урок письменно. 2
9. Контрольный урок устно. 2
  II-я четверть  
1. Сложные размеры 9/8, 12/8 и другие. 2
2–3. II7 в мажоре и миноре. Плагальное и сложное разрешение II7. Обращения II7. 4
4. Творческие формы работы: подбор по слуху, импровизация, сочинение. 2
5. Повторение изученного. 2
6. Контрольный урок письменно. 2
7. Контрольный урок устно. 2
  III-я четверть  
1–2. Трезвучия побочных ступеней в мажоре и миноре 4
3–4. Родство тональностей (1 и 2 степень родства). Модуляции в тональности 1 и 2 степени родства. 4
5. Смешанные размеры 5/4, 5/8, 7/4 и др. 2
6–7. Куплетно-вариационная форма. Творческие задания. 4
8. Повторение изученного. 2
9. Контрольный урок письменно. 2
10. Контрольный урок устно. 2
  IV-я четверть  
1–6. Повторение изученного материала. Подготовка к выпускному экзамену. 12
7. Выпускной экзамен письменно.  
8. Выпускной экзамен устно.  
  Итого: 68

Восьмой год обучения.

(8-й спецкласс.)

Наименование темы Количество часов
  I-я четверть  
1. Особые диатонические лады (повторение). Импровизация в диатонических ладах и пентатонике. 2
2. Повторение тональностей с 1–7 знаками (3 вида мажора, 3 вида минора). 2
3–4. Основные септаккорды лада и их обращения (в мажоре и миноре).
Плагальное и сложное разрешение II7 и его обращений. Два способа разрешения VII7 и его обращений.
4
5–6. Медианты и их обращения в мажоре и миноре. 4
7. Транспонирование. Творческие формы работы. 2
8. Контрольный урок письменно. 2
9. Контрольный урок устно. 2
  II-я четверть  
1–2. Простые и составные интервалы в ладу. 4
3. Аккорды от звука: 4 вида трезвучий и их обращения. 2
4–5. Аккорды от звука: МБ7, ММ7, МУМ7, Ум7 с поиском разных вариантов разрешения. 4
6. Контрольный урок письменно. 2
7. Контрольный урок устно. 2
  III-я четверть  
1–2. Тесное и широкое расположение звуков в аккорде. 4
3–4. Ладовая альтерация (продолжение). Аккорды альтерированной S, D в мажоре и миноре. 4
5–6. Модуляция в тональности 1 и 2 степени родства (продолжение). 4
7. Простые и составные интервалы от звука. 2
8. Повторение изученного. 2
9. Контрольный урок письменно. 2
10. Контрольный урок устно. 2
  IV-я четверть  
1–6. Повторение изученного материала. Подготовка к выпускному экзамену. 12
7. Выпускной экзамен письменно.  
8. Выпускной экзамен устно.  
  Итого: 68

Форма промежуточного и итогового контроля.

Формой промежуточного контроля являются контрольные уроки. Они проводятся в конце каждой четверти во всех классах в письменной и устной форме. Итоговый контроль – выпускной экзамен. Он проводится в 7-м, 8-м классах (письменно, устно).

Требования к контрольным урокам и экзаменам (Общие положения).

Письменно:

  1. Одноголосный диктант с внутритональным и модуляционным хроматизмом в форме периода, с ритмическими трудностями.
  2. Двухголосный диктант интервального типа в форме периода однотонального или модулирующего. Двухголосный диктант полифонического склада (по выбору).
  3. Аккордовая последовательность, однотональная, с отклонениями, или модуляцией-переходом в тональности I-й степени родства. Возможна запись интервальной цепочки (однотональной, с отклонениями или модулирующей).
  4. Смешанная цепочка вне лада.

Устно:

  1. Пение гамм (3 вида мажора, 3 вида минора, гаммы с альтерацией, хроматические гаммы в мажоре и миноре, звукоряды особых диатонических ладов и пентатоники).
  2. Пение в тональности отдельных интервалов (неустойчивых – с разрешением). Пение интервальной цепочки, включающей тритоны, характерные интервалы гармонических ладов (возможно и составные интервалы). Цепочки могут быть однотональные и модулирующие.
  3. Пение в тональности отдельных аккордов (неустойчивых – с разрешением). Пение аккордовой последовательности (однотональной, с отклонениями, модулирующей), включающей все изученные аккорды: T, S, D – трезвучия с отклонениями, D7 с обращениями, Ум53, Ув53, D7 –VI, МVII7, УмVII7, II7 с обращениями; трезвучия и септаккорды побочных ступеней. Возможно пение смешанных цепочек в тональности.
  4. Пение простых и составных диатонических интервалов, в том числе тритонов и характерных, от основных и производных ступеней ↑ и ↓(неустойчивые – с разрешением).
  5. Пение изученных аккордов от основных и производных ступеней ↑ и ↓ (неустойчивые – с разрешением): 4 вида трезвучий с обращениями, МБ7, ММ7, МУМ7, Ум7 (возможно с обращениями).
  6. Пение приготовленных одноголосных примеров по нотам или наизусть (возможно с аккомпанементом, авторским или подобранным по слуху).
  7. Пение двухголосных (трёхголосных) примеров гармонического, полифонического склада (приготовленных).
  8. Пение выученного произведения в гомофонно-гармонической фактуре (романс, песня с сопровождением).
  9. Пение выученного полифонического произведения имитационного или неимитационного склада (отдельные номера из сборников И.С.Баха: “Нотная тетрадь А.М.Бах”, “Маленькие прелюдии”, “Двухголосные и Трёхголосные инвенции” и др.).
  10. Пение сочинённых мелодических и аккордовых построений.
  11. Пение с листа одноголосия, двухголосия, а также примеров с сопровождением.
  12. Анализ на слух интервалов, аккордов в тональности и от звука.
  13. Опрос теоретического материала.

Программа также включает в себя:

– Методические положения (Приложение 1);
– Содержание предмета (Приложение 2);
– Список рекомендуемых учебных и методических пособий (Приложение 3).