Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Сегодня, в условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации общество нуждается в образованных, мобильных, конкурентоспособных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности.

В связи с этим предполагаются изменения в системе образования, его ключевой характеристикой становится не столько передача знаний и технологий, сколько формирование ключевых компетентностей. Создание условий для развития у учащихся ключевых компетентностей - одна из главных профессиональных задач учителя, в арсенале которого множество современных педагогических технологий.

На своих уроках я чаще использую технологию развития критического мышления - это универсальная "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами.

Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми, участие в совместном принятии решений, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком.

Предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 8 классе "Полушария большого мозга" с использованием этой технологии.

Тема урока: "Полушария большого мозга"

Цель урока: создать условия для осмысления информации о строении и функциях большого мозга.

Задачи урока:

  • создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о строении отделов головного мозга: больших полушарий,
  • создать условия для развития у школьников умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий,
  • способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, информацией ЦОР,
  • способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы,
  • способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1), задания для работы в группах (Приложение 2); электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

Ход урока

I. Определение темы. Вызов.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы изучали особенности нервной системы. Вспомните, из каких частей состоит данная система органов?

Ученик: Нервная система состоит из центральной и периферической частей.

Учитель: Что входит в состав периферической нервной системы?

Ученик: В состав периферической нервной системы входят нервы и нервные волокна.

Учитель: Чем представлена центральная нервная система?

Ученик: Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом.

Учитель: Перечислите уже изученные вами отделы головного мозга.

Учитель: На прошлом уроке мы составляли синквейны об этих отделах. А сейчас я предлагаю вам прочитать ещё одно пятистрочие и определить, о чём сегодня на уроке пойдёт речь (слайд 1).

Отдел

Молодой, важный

Анализирует, воспринимает, координирует

Самый крупный отдел мозга

Грецкий орех.

Учитель: С особенностями какого отдела головного мозга нам предстоит познакомиться? Итак, тема урока "Полушария большого мозга". Сегодня вы работаете на рабочих листах, которые есть у каждого на столе. Запишите туда число, тему урока.

В настоящее время о большом мозге известно много, все сведения о нём можно представить в виде информационного кластера, который появился на экране и есть у каждого из вас на рабочих листах (слайд 2). Сейчас кластер пуст. Как вы думаете, какого рода информацией его можно заполнить (что о большом мозге вам хотелось бы узнать сегодня на уроке)?

Учащихся выдвигают свои предположения: информация о строении, составе, функциях большого мозга, возможных нарушениях его работы и последствиях для человека.

Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке найти интересующую вас информацию и заполнить кластер. Все готовы к работе, тогда мы начинаем.

II. Осмысление.

Учитель: Изучая различные системы органов, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения. И сейчас я предлагаю изучить особенности строения большого мозга. Для этого прослушайте информацию. Будьте внимательны и постарайтесь выделить те данные, которые помогут заполнить кластер.

На данном этапе урока используется электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", тема "Полушария большого мозга"

Учащиеся прослушивают информацию, после называют ключевые слова.

Учитель: Что вы узнали о строении большого мозга? (При затруднении - организуется беседа по вопросам или работа с рисунками на слайде 3):

- Известно, что переднезадняя щель делит большой мозг на две части, назовите их.

- Чем между собой соединены левое и правое полушария мозга?

- Как распределяется серое и белое вещество в полушариях большого мозга?

- Охарактеризуйте расположение нейронов серого вещества: располагаются ли они равномерно или образуют слои нервных клеток?)

Учитель: Разместим полученные сведения в кластер. Предложите, какую информацию можно разместить в верхней строке? Что следует разместить ниже? (слайд 4)

Учитель: Кое-что нам стало известно, но неизвестного ещё больше, например: установлено, что площадь поверхности коры больших полушарий составляет 2200 см2, она образована 12 - 18 млрд. нервных клеток (слайд 5). Как вы полагаете, за счёт чего достигается столь большая площадь коры при относительно небольшом объёме головного мозга? (Почему сравнение больших полушарий с грецким орехом в начале урока не вызвала у нас особого удивления?).

Ученик: Кора больших полушарий имеет неровную (складчатую) поверхность.

Учитель: Действительно поверхность полушарий складчатая, имеет углубления и выступающие части. В учебнике на стр. 232 найдите, какими биологическими терминами они обозначены?

Учитель: Величина борозд и извилин подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех: это центральная, боковые, теменно-затылочная борозды, которые делят каждое полушарие на 4 доли (слайд 6). Рассмотрите рисунок 95 на стр. 232 учебника. Определите, на какие доли делят кору указанные борозды, подпишите доли мозга на рисунке в рабочем листе.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Я уверено, что эту работу вы выполнили правильно, поэтому предлагаю вам следующее задание: заполните пропуски в тексте, появившемся на экране (слайд 7). Прочтите текст "про себя", вставьте недостающие по смыслу слова. Озвучить текст я попрошу ребят, сидящих за партами среднего ряда.

Учитель: Разместим полученные сведения в кластере. А ребятам, сидящим за первыми партами, я предлагаю вписать название долей большого мозга в кластер на доске (данное предложение имеет место, если кластер выполнен на доске в виде вставок).

Учитель: Итак, теоретически, вам стали известны некоторые анатомические особенности коры больших полушарий. А сейчас попытаемся объяснить явления, которые на практике наблюдают врачи и учёные (слайд 9).

- При операции на головном мозге у больных совершаются непроизвольные движения (рукой или ногой). Это происходит в момент прикосновения к определённым участкам коры, лежащим спереди от центральной борозды.

- При обследовании глухого пациента обнаружили, что уши и слуховые нервы у него не повреждены. Почему же он всё-таки не слышит?

- В результате дорожно-транспортного происшествия у мужчины повреждена затылочная доля коры больших полушарий и нарушено зрительное восприятие: зрение сохранилось, но узнавать окружающие предметы он не мог.

Учитель: Как вы полагаете, в чём причины описанных явлений?

Учащиеся высказывают предположения (в коре есть функциональные зоны - участки, выполняющие функции восприятия звука, изображения и т.д.)

Учитель: Ваши гипотезы я предлагаю проверить, работая в группах по 4. Для этого ребята, сидящие за нечётными партами, развернутся к тем, кто сидит за чётными партами. Работая совместно, вам предстоит выполнить задания, указанные в инструктивной карточке. Вам необходимо поработать с текстами, рисунками в учебнике, на рабочем листе и на "экране" (схематический рисунок больших полушарий, заранее помещённый на доске и скрытый от учащихся), составить рассказ для одноклассников и презентовать свою работу по истечении 5 минут (слайд 10).

Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

Учитель: Пришло время вернуться к случаям, описанным практикующими врачами, в чём причина указанных явлений? (Нарушение деятельности чувствительной - слуховой, двигательной и ассоциативной зон мозга).

Учитель: Таким образом, кора головного мозга анатомически и функционально подразделяется на неравноценные участки. Как вы думаете, равнозначны ли правое и левое полушария между собой?

Учитель: Действительно, полушария неравнозначны, имеет место асимметрия мозга, но об этом лучше расскажет "специалист", который занимается изучением этого явления (имеет место выступление заранее подготовленного ученика, или краткая информация учителя).

Выступление:

Изучая распределение обязанностей между полушариями, учёные пришли к выводу о существовании функциональной асимметрии мозга (слайд 11).

Функциональная асимметрия - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счёт, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков (слайд 12).

В настоящее время учёные выделяют несколько видов асимметрии (слайд 13):

1. Моторная асимметрия - неодинаковая двигательная активность рук, ног, половин тела, управляемых разными полушариями мозга. Проведём простой эксперимент: переплетите несколько раз пальцы рук, образуя "замок". Обратите внимание, палец какой руки оказался сверху. Эта рука, скорее всего и является ведущей. Однако для получения истинного результата этого опыта недостаточно. Выполняя исследовательскую работу, мы узнали, что среди девятиклассников нашей школы большее количество (76%) склонны к использованию для одних действий только правой, а для других - только левой руки. Праворуких оказалось больше, чем леворуких: 16% и 8% - соответственно. Истинных правшей и левшей мы не обнаружили.

2. Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым полушарием объектов, расположенных слева и справа от срединной плоскости тела.

3. Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психических процессов. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала, сколько характером переработки информации, то есть типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному. Рассмотрим на конкретном примере. У меня в руке яблоко. Опишите, какое оно: (выслушать предложения). Левополушарные люди, как правило, воспринимают предмет целиком: его объём, форму - это те, кто охарактеризовал яблоко как круглое, объёмное. Правополушарные люди, воспринимая предмет целиком, обращают внимание на мельчайшие детали - это те, кто сказал про яблоко сладкое, красное, яркое, аппетитное.

Как вы думаете, нужны ли нам сведения о функциональной асимметрии собственного мозга? На самом деле эти вопросы актуальны для нас, людей, которым в скором времени придётся выбирать дальнейший образовательный маршрут, ведь между левым и правым полушариями есть различия по принципу управления поведением, что может оказать влияние на деятельность человека (слайд 14). Известно, что левополушарные люди - это "мыслители", склонные к теории, обладающие логическим типом мышления, а правополушарные люди - это "художники", у которых преобладает художественный тип мышления, они наделены способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

III. Рефлексия

Учитель: Итак, посмотрите на кластер, он заполнен, проанализируйте всё ли из того, что вам хотелось узнать о большом мозге, вам удалось узнать (слайд 15)? На рабочем листе закончите предложение: "Сегодня на уроке я узнал (а), что:

Учитель: Известно, что головной мозг человека по сей день для учёных остаётся "тёмной лошадкой" - многие тайны раскрыты, но ещё больше скрыто от внимания исследователей, на кластере снова появляются "белые пятна" - символ неопознанного, неизвестного. Поэтому я предлагаю вам выполнить домашнее задание и ликвидировать эти "белые пятна" (слайд 16).

Домашнее задание (учащиеся сами выбирают наиболее интересующее их задание):

1. С помощью дополнительных источников информации составьте информационный лист (сообщение) на тему "Новейшие исследования мозга".

2. В литературе часто встречаются термины "старая кора" и "новая кора" - с помощью учебника и дополнительных источников информации выясните, в чём разница между этими терминами?

3. Составьте кроссворд на тему "Нервная система человека", используя данные о строении и функциях спинного и головного мозга человека.

4. Белое вещество головного мозга представлено волокнами трёх типов. Что это за волокна, и какие функции они выполняют?