Цвет живописи. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  1. Формировать представление учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;
  2. Развивать:
    • умение выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
    • уважать мнение другого человека;
    • способность слышать и слушать другого;

Форма урока: Беседа

Оборудование и материалы:

  1. Презентация;
  2. Художественные материалы.

Музыкальный ряд: 147_Acoustic Alchemy – Jamaica Heart Beat, 152_F.Goya – I Call To Say I Love You, 154_Nicolas De Angelis – Villa California, 156_Caravelli – The Sound Of Silence.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Игра «Вернисаж».
  4. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
  5. Практическая работа.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов и защита работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Актуализация.

Ребята, послушайте описание картины и определите ее жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.

Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенно увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, – блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертая воском; а рядом персик – так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.

– Что это за картина? Слайд 1

– Натюрморт.

Значит, урок будет посвящен расширению знаний о натюрморте.

– Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт?

– «Мертвая натура» или «тихая жизнь» Слайд 1

III. Игра «Вернисаж»

Сейчас я вам предлагаю отправиться на заочную экскурсию в музей. Там после ремонта все жанры перемешались вам надо навести порядок, распределить картины по жанрам.

– Что чаще всего изображали в натюрмортах?

– Цветы, фрукты, овощи, мясо, дичь, предметы быта, атрибуты. Слайды 2-6

– Глядя на натюрморт, мы с вами можем рассказать что-нибудь о хозяине вещей?

– Да.

Посмотрите внимательно на слайд. Представьте, что хозяин отошел от стола на минутку. Опишите этого человека. Слайд 7

– Манера письма у художников отличается?

– Да. Слайд 8

Тема нашего урока «Цвет в натюрморте». К концу урока мы с вами должны будем выполнить натюрморт в технике монотипия или печатание картофелем, и в своем натюрморте выразить свое настроение.

IV. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

В начале XX в., когда появилась фотография, а затем и кино вдруг чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. К этому жанру обратились очень многие художники. И не только потому, что писать цветы, фрукты и окружающие бытовые вещи всегда интересно, но еще и потому, что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового видения мира.

В это время натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством в живописи стал цвет. Конечно, колористическая выразительность всегда была основой живописи, но теперь цвет занял совершенно новое определяющее место. Он стал выражением особого мира художника и своеобразия его взгляда на жизнь. Слайд 9

Поворотным в развитии натюрморта явилось творчество П. Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. «Художнику надо научиться строить форму цветом» – так прозвучал его завет. Слайд 10

Одновременно с Сезанном жил художник, В. Ван Гог, он приходит к идее, что краски палитры живописца не обязаны совпадать с красками природы. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отмечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя. Эти идеи были новы и предопределили будущие искания живописцев. Слайд 11 Самым ярким из них был А. Матисс. Большое влияние на него оказали впечатления от восточного и древнерусского искусства. Его картины – это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической, однако художник писал, что выбор красок основан на наблюдении натуры, «на опыте моих чувств». Слайд 12

Задачи, которые ставят перед собой художники в натюрморте, очень разнообразны. Натюрморт позволяет экспериментировать в поисках новых выразительных возможностей.

Новое отношение к цвету нашло воплощение в натюрмортах русских художников К.А. Коровина, И.Э. Грабаря. Их картины как бы наполнены цветным воздухом, в них звучит новое богатство сложных цветовых отношений. Слайд 13

Совершенно другой мир предстает в произведениях художников П.В. Кузнецова и К.С. Петрова-Водкина. Здесь мы видим и грусть, и ощущение хрупкости жизни. Слайд 14

Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло. Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создавать настроение – печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность. Слайды 15-17

Выполнить работу вы можете при помощи техники монотипия или печать картошкой. Слайды 18-24

Напиши натюрморт, выражающий то или иное настроение: праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний.

Сначала подумай, какой будет твоя работа. Сосредоточься на ее настроении. Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий голубой, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут

Остальные предметы и фон. Вспомни, как много оттенков имеет каждый цвет. Выбери понравившуюся технику. Слайды 25-26

Напутствие перед работой Слайд 27 «… В натюрморте… через одухотворенность вещей, через простые формы, через гармонию цвета и приемов можно выразить бесконечное множество человеческих чувств» Иван Габенкин

V. Практическая работа.

индивидуальная и фронтальная работа

VII. Рефлексия.

  1. О чем вы узнали сегодня на уроке? Слайд 28
  2. Натюрморт, какого художника вам больше понравился?

Слайд 29

VII. Подведение итогов урока.

Подвожу итоги урока при помощи детей.