Активность учащегося — источник самостоятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (48 МБ)


Активность учащегося - источник самостоятельности

Развитие самостоятельности учащихся в рамках новой модели инновационной экономики предполагает индивидуализацию образования, которая опирается на активный поиск информации учащимися.

Анализируя литературу по теме самостоятельности личности можно выделить несколько подходов к ее исследованию. Различные авторы рассматривают самостоятельность с точки зрения активности, личностных свойств, возрастного развития.

С точки зрения первого подхода (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., А.К. Осницкий) активность рассматривается как источник самостоятельности, которая ограничивается преобразованием и поддержанием жизненно значимых связей с окружающим миром. Это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

Здесь прослеживается роль мотивации учащихся к овладению темой программы, причем в различных ракурсах: профессиональном, познавательном. Следовательно, первоначальной задачей педагога на уроке должна стать постановка цели. Причем эффективным способом постановки цели я считаю активное включение учащихся в этот процесс. На своих уроках я часто использую групповое интервью о значимости темы и цели урока для профессиональной деятельности, о том, что знают ученики о теме урока и что еще хотели бы узнать. Эти способы дают возможность ребенку открыть для себя мотивы получения новых знаний. Групповое интервью способно дать выход мотивам, в том числе и неосознаваемым, быть толчком к их развитию. Сам процесс высказывания "для других" есть путь выявления, лучшего осознания и развития мотивов. Особую роль здесь играет и возможность соотнесения своей позиции с позицией другого, что является необходимым условием самопонимания.

С целью реализации личных потребностей учащихся в знаниях организуются интерактивные методы обучения. Регулярно организую самостоятельную деятельность учащихся, направленную на поиск, отбор и структурирование информации. Результаты работы применяются мною в учебном процессе в качестве информационного материала, для организации индивидуальной работы. Мною широко используются проекты, созданные учащимися на уроках и во внеурочное время: обучающие, информационные, контролирующие.

Для внедрения метода проектов были разработаны рекомендации по выполнению мультимедийных проектов, учебные пособия "Создание интерактивных тестов в Excel", "Создание интерактивных кроссвордов в Excel" для учащихся и преподавателей. Методические пособия и созданные с их помощью тесты были опубликованы на сайтах Педсовет (http://pedsovet.su/load/16-1-0-5244) и Методическая копилка.

Для активизации эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон личности я организую на уроках деловые игры и их элементы, которые помогают понять необходимость профессиональных знаний, на внеурочных мероприятиях и во внеурочной деятельности использую активные методы.

Например, при проведении классного часа, посвященного годовщине со дня образования Хабаровского края, учащиеся собирают мозаику из карты Хабаровского края. Так они изучают географическое положение, населенные пункты, численность населения в них. Работа проходит активно, живо, интересно и состязательно, т.к. карту собирают одновременно три группы учащихся. На этом же уроке, после просмотра презентации с видами природы, играем в игру "Защити Хабаровский край" (разработка классного часа - приложение 1).

Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, самоконтроль - убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Все эти моменты взаимосвязаны, отсутствие любого из них неизбежно деформирует целое.

Так, независимость и решительность характера в сочетании с социальной безответственностью приводят к самодурству, капризному и неуправляемому индивидуалистическому произволу". А "развитое чувство личной ответственности, накладываясь на нерешительность, лишает человека способности действовать, обрекая на постоянные колебания и мучительное чувство вины за несделанное. Неуверенность же в реальной возможности или нравственной необходимости самостоятельных действий благоприятствует росту социальной пассивности или приспособленчеству.

Самостоятельность подразумевает возможность контролировать свою жизнедеятельность. Но этот контроль направлен, с одной стороны, вовне, на изменение окружающей среды в соответствии с потребностями и целями человека, а с другой - вовнутрь, на изменение своих собственных качеств и потребностей в соответствии с объективными условиями и требованиями среды (самоконтроль, самовоспитание). Развитый самоконтроль - необходимая предпосылка сознательной дисциплины, способности пожертвовать непосредственной, краткосрочной выгодой ради достижения более важных долгосрочных целей и т.д. Но слишком жесткий самоконтроль может, как и внешняя опека, сковывать творческий потенциал личности, побуждая ее следовать относительно проторенными путями, которые легче предвидеть и запрограммировать заранее.

Самостоятельности формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В своем развитии самостоятельность проходит последовательные этапы - от элементарного проявления активности младенца до зрелой самостоятельности взрослого человека. Между ними лежат три промежуточные формы.

Исполнительная активность - самая простая форма самостоятельности. Она характеризуется умением действовать по образцу взрослого. Здесь важна роль инструкционных карт, где указывается не только подробная последовательность действий, но и промежуточные результаты деятельности. Т.е., учащийся выступает лишь исполнителем частных указаний преподавателя, хотя выполняет задание сам.

Следующим в развитии самостоятельности становится действие по памяти, которое используется на дальнейшем этапе урока. Здесь задание усложняется: образец не расчленяется на отдельные элементы, а дается лишь его характеристика. Учащийся оказывается перед необходимостью проявить сообразительность, хотя образец и лежит перед ним (применяются карточки-задания, без подробных инструкций их выполнения). Естественно, что при этом они начинают вносить элементы инициативы.

Самая высокая форма самостоятельности выражается в том, что в работу вносятся элементы творчества - по воображению. Здесь можно предложить создать учащимся кроссворд, тест, презентацию, которые не только систематизируют знания и умения учащихся, но и позволят им проявить свою творческую активность, даже если она будет лишь в оформлении теста.

Таким образом,

Самостоятельность - это интегрированное свойство личности, способное обрести качество. Она предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков, в-третьих, самоконтроль - убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно, и, в-четвертых, практичность - логичность, реалистичность суждений. Все эти моменты взаимосвязаны, отсутствие любого из них неизбежно деформирует целое.

Источником самостоятельности является активность. Самостоятельность развивается в практической деятельности. Юность - период, когда завершается работа по выработке критического мышления, формированию мировоззрения, направленности деятельности и самосознания, самостоятельность может быть действительной или формальной, потому что содержит и выражает оценку взрослыми степени взрослости ребенка и отношение к ней. Самостоятельность в этом возрасте может быть различной и по объему и по существу, то есть приобрести качественные признаки.

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения ребенка в специально организованную взрослыми деятельность. Ведущая роль в развитии самостоятельности принадлежит воспитанию и обучению, то есть управлению со стороны педагогов.

Приложение 1.

Приложение 2.

Список используемой литературы

  1. Битянова, М. На пороге самостоятельности//Школьный психолог. 2002, №14.
  2. Кон, И.С. Психология самостоятельности //Знание - сила. 1985, №7.
  3. Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986.
  4. Ажикин, Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. М., 1976.
  5. Афанасьева, Н. Личностный подход в обучении//Школьный психолог, 2001, №32.
  6. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения по материалам сайта http://www.uroki.net/docdir
  7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.