Педагогические методы и приемы семейного воспитания младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Модель современной семьи – проблема современной культуры. Государственная система образования должна опираться на традиции отечественной культуры, на их развитие, а, значит, ориентировать учащихся на модель традиционной современной семьи.

Установки, ролевые модели поведения, полученные и усвоенные в детстве, являются наиболее сильными и живучими и сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Значит, именно в начальной школе необходимо ориентировать учащихся на ценности современной традиционной семьи.

Вести эту работу невозможно без участия родителей.

Именно поэтому, одним из направлений внеклассной работы является работа с родителями. В нашей школе это актуально ещё и потому, что почти 30% учащихся воспитывается в неполных семьях.

Цель работы: содействовать осознанию родителями своей роли в формировании и развитии гендерных ролей у ребёнка.

Одной из традиционных форм семейного воспитания стал устный журнал “Семейные страницы”.

В его подготовке и проведении участвуют дети и родители всех классов начальной школы. Проводятся классные часы, на которых ребята рассказывают о семейных династиях, значимых исторических событиях, повлиявших на судьбу членов семьи, семейных реликвиях. Самые интересные семейные истории класса представляются на общешкольном празднике.

Цели праздника: содействовать осознанию родителями своей роли в формировании у детей образа традиционной семьи; создать информационные, эмоциональные условия для положительного восприятия детьми ценностей традиционной семьи.

Задачи:
– привлечь родителей, имеющих позитивный опыт гендерного семейного воспитания к подготовке и проведению мероприятия;
– обмен опытом
– предложить учащимся позитивную информацию о традиционной семье;
– создать условия для позитивного эмоционального восприятия информации о традиционной семье

Гендерная составляющая мероприятия реализуется через метод – подражание. Используется приём – пример благополучных семей.

На одном из праздников о своей семье рассказала Валентина Викторовна Никитина. Валентина Викторовна занимается воспитанием троих детей. Она домохозяйка. Глава семьи Сергей Витальевич – кадровый военный. Валентина Викторовна рассказала о жизни своих родителей и бабушек. Эмоциональный, доверительный рассказ о 4-х поколениях семьи, в которых не было разводов, дети воспитывались в любви, из поколения в поколение передавались реликвии, усиливал положительное восприятие. Особенно заинтересовала слушателей золотая монетка, подаренная более 100 лет назад одной из бабушек Валентины Викторовны на свадьбу. Эта монетка дарилась на так называемый “чёрный день”, но, несмотря на все трудности, семья её сохранила, не потратила. Двое детей Валентины Викторовны уже взрослые, у старшей дочери своя семья, сын после Армии стал жить отдельно. Успешность детей нескольких поколений, воспитанных в традиционных семьях, стала ярким доказательством того, что стоит перенять их опыт.

Также интересен был опыт молодой семьи Кокшаровых. Семья ведёт здоровый образ жизни. Любит путешествовать. Опыт был представлен яркой презентацией, которая вызвала положительную эмоциональную реакцию.

Проведённое педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, как с детьми, так и с родителями, позволяют сделать вывод о том, что достигнут ожидаемый результат. Родители осознают свою роль в формировании у детей образа традиционной семьи, а дети положительно воспринимают ценности традиционной семьи.