Административный контроль по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Администрирование школы


Сегодня общество ставит перед педагогикой и специальной психологией новые профессиональные задачи. Среди них главная - раннее включение детей с нарушениями развития в открытое образовательное пространство и создание условий для полноценного образования.

В большинстве случаев в нашей стране обучение детей с целым рядом заболеваний по медицинским показателям организуется на дому. Обучение ребенка на дому часто приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. А существующая практика организации надомного обучения не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. Поэтому в настоящее время получение общего образования детьми-инвалидами связывают с дистанционными технологиями.

Организация процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями на дому включает в себя несколько важных аспектов:

1. Нормативно-правовая регламентация дистанционного обучения. Разработка положения об организации обучения детей с ограниченными возможностями на дому.

2. Определение оснований для обучения учащихся на дому с испльзованием дистанционных технологий. Формирование базы данных.

3. Организация занятий и психолого-педагогическое сопровождение с обучающимися в результате гибкого моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. Обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль за их испонением.

4. Контроль состояния обучения детей на дому (своевременное проведение занятий, гибкость использования дистанционных технологий, ведения журнала, методика преподавания и использование технологий, состояние здоровья учащихся и т.д.).

Административный контроль имеет важное значение для создания и обеспечения качественного образования детей на дому, помогает отслеживать и контролировать качество учебного процесса, уровень знаний, умений и навыков. Проводится данная работа согласно утвержденному плану и включает в себя несколько направлений:

1. Создание условий для дистанционного обучения на дому (в начале учебного года).

2. Состояние дистанционного обучения (2 раза в год).

3. Состояние школьной документации. Ведение журнала, состояние дневников (4 раза в год).

4. Анализ дистанционного обучения (в конце учебного года).

Результаты контроля в виде справки или анализа обязательно обсуждаются на педсовете или на совещании при директоре, по итогам, которых принимаются соответствующие решения. В конце учебного года проводится полный анализ состояния дистанционного обучения, что позволяет планировать деятельность на следующий учебный год.

Приложение 1

Анализ дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья по МОУ СОШ № 4 города Агрыз РТ

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение обретает самостоятельную жизнь, становится одним из важных направлений в образовании. Дистанционное обучение основано на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, является одной из форм непрерывного образования.

В 2008-2009 учебном году на базе нашей школы был организован центр по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В июне 2008 года 16 педагогов нашей школы прошли курсы повышения квалификации по программе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями на базе Академии Управления "ТИСБИ". Из них в течение учебного года работали по данному направлению: Камалова И.И. (история, обществознание), Тимирашева Н.В. (история), Ефремова Л.М. (информатика), Давлетбаева Г.Р. (география), Валеева Р.Г. (биология), Зарипова Э.М (иностранный язык).

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями на дому регламентируется следующими документами:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.2008 г. № 401 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования".

Первоначально комиссией были обследованы социально-бытовые условия жизни детей. По итогам обследования были выявлены учащиеся, которым в последствии установлено компьютерное оборудование.

В ноябре 2008 года осуществлена проверка И.О. начальника информационно-аналитического отдела ГУ РЦИМК Хайрутдиновой Н.И. По итогам проверки даны рекомендации по комплектации компьютерного оборудования, обеспечению работоспособности сети Интернет. В декабре соответственно комплекты компьютерного оборудования были выданы полностью, оформлена соответсвуюшая документация.

В течение года по школе охвачено дистанционным обучением четверо учащихся (Митряев А.,9б кл., Агафонов К., 3б кл., Гарафеева Р., 8б кл., Багаутдинов Р., 8б кл.). Обучение ребят строилось на следующих принципах: доступность, вариативность, интерактивность, открытость.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Для решения этих задач в данном учебном году была выстроена определенная система организации дистанционного обучения:

1. Изучены медико-психолого-педагогические условия необходимые для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

2. Организован образовательный процесс, который включает в себя возможность сочетания традиционной и дистанционной форм обучения. Для учащихся организован щадящий режим обучения, сокращено количество учебной нагрузки, количество времени, проводимого за ПК.

3. Учителями в 2008-2009 уч. году разработаны презентации, творческие и тестовые задания. Кроме того, активно в процессе преподавания учителями использовано программное обеспечение, поступившее одновременно с компьютерами. Среди них для начальной школы: "Цифровая база изображений для начальной школы", "Иностранный язык для начальной школы", "ЛогоМиры 3,0". Для основной школы: "Русская литература ХIХ века в классических разборах", "Цифровая база изображений по зоологии для 7-8 классов", "Живая математика 4,0".

Учащиеся хорошо приняли данную форму обучения. В школе на данный момент успешно решена проблема взаимного общения детей в режиме электронной почты.

Учителя нашей школы активно делятся опытом работы в данном направлении. В 2008-2009 учебном году на базе нашей школы проведен районный обучающий семинар - практикум "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями". Итоги семинара освещены в районной газете "Агрызские вести".

Выводы: Эффективность и результативность организации дистанционного обучения хорошая, основные задачи поставленные на 2008-2009 учебный год выполнены.

Рекомендации:

1. Психологу необходимо использовать методики психодиагностики, позволяющие выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка.

2. Учителям-предметникам обратить внимание на организацию обучения в открытом режиме Онлайн с использованием Beb-камеры.

Такая система административного контроля позволяет успешно организовать обучение детей на дому, его соответствие требуемому стандарту обучения.