Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы "Мой любимый город"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

– уточнять, расширять словарь по теме;
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже;
– закреплять навык правильного употребления в речи существительных в В.п. с предлогом “на”;
– закреплять навык составления простого распространённого предложения;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”;
– закреплять у детей навык диалогической речи;
– развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.

Оборудование: демонстрационные картины и фотографии с изображением вологодских зданий и памятников, две демонстрационные картинки с изображением деревянного и кирпичного домов; две маски лисы; мяч, металлическая палочка.

Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской библиотеки, драматического театра, филармонии, знакомство с творчеством вологодских поэтов Н. Рубцова, К. Батюшкова, Петуховой, самодеятельного композитора В.Андреева.

Ход занятия

Логопед предлагает сесть на место тем детям, про которых можно сказать “вологжанка”, “вологжанин”?

Логопед: – Как можно назвать всех нас, почему?

Предполагаемый ответ детей (П.о.д.) – Нас можно назвать “вологжане”, потому что мы живём в Вологде.

Логопед читает стихотворение “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)

Мой город юный и старинный,
Уютный, светлый и родной,
Ты то серьёзный, строгий, чинный,
То неуёмный и простой.

Твои проспекты вдаль стремятся,
А переулки тихо спят.
Берёзки в реченьку глядятся,
На клумбах бархатцы горят.

Здесь рядом выглядят логично
И небоскрёб и теремок.
Зовёт так нежно и привычно
Нас колокольный голосок.

Логопед: – Все мы живём на разных улицах. Я, например, живу на улице Мира, а вы?

П.о.д. – Я живу на улице Чехова и т. д.

Логопед предлагает детям поиграть в игру “Скажи наоборот”.

(Логопед подбирает определение к слову “улица” и бросает мяч ребёнку, ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу.
Например: длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, городская улица – сельская улица, зимняя улица – летняя улица и т.д.)

Логопед: – В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные, неприметные и те, которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.

П.о.д. – Это Софийский собор. Это музыкальная школа. Это театр кукол “Теремок” и т. д.)

Логопед: – Давайте и мы построим свой дом.

Пальчиковая игра “ Строим дом” (Е.Чистякова)

Строим, строим, строим дом
Дом с высоким потолком
С треугольной крышей. (Дети имитируют движения из потешки.)
– Вот с такой? – Нет, выше!
Окон в доме 3 и 3,
Поскорей в них загляни,
Там увидишь печку,
на печке – человечка!

Логопед предлагает вниманию детей две демонстрационные картинки с изображением домов.

Логопед: – На какой из этих двух картинок нарисован построенный нами дом? Как вы его узнали?

П.о.д. – Наш дом слева. У него треугольная крыша, есть труба и т. д.

Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему парку.

Физкультурная минутка (Е.Чистякова)

Капля раз, капля два, капля медленно сперва.
(Дети идут по кругу, ритмично топая на 3 долю.)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(Дети продолжают идти по кругу, топая на каждый слог.)
На ногах сапожки – не промочим ножки.
(Дети ритмично приседают 4 раза)
Нам не страшен дождик, мы раскроем зонтик.
(Дети разводят руки в стороны через верх, затем соединяют руки над головой, изображая зонт.)

Логопед предлагает детям послушать, как барабанят капли по крышам и отхлопать этот ритмический рисунок (ХХххх, Ххх, ххХ, ххХХ).

Логопед предлагает детям закрыть глаза, прикасается металлической палочкой к различным частям тела детей.

Логопед: – Куда упала капля?

П.о.д. – Капля упала на мой нос, капля упала на мою ногу и т. д.

Логопед предлагает детям пойти в театр. Вместо билетов – правильные ответы на вопросы:

Логопед: – Чего нельзя делать в театре?

П.о.д. – В театре нельзя кричать, мусорить, спать, грустить и т. д.

Логопед: – Что можно делать в театре?

П.о.д. – В театре можно смотреть, слушать, восхищаться, радоваться и т. д.

Инсценировка рассказа – диалога “Глупая лиса” (исполняют 3-е детей).

Бежала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней. Лиса спряталась в нору, спрашивает:
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
– Лапки, лапки, что вы делали?
– Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
– Глазки, глазки, что вы делали?
– Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.
– А ты, хвост, что делал?
– Я по пням, по кустам цеплялся.
– Ах, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Лиса высунула хвост из норы, собаки её за хвост и вытащили.

Вот какая глупая лиса!

Логопед предлагает детям вернуться в детский сад и продолжить беседу о родном городе.

Логопед: – Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Ксюша, давай встретимся у памятника Николаю Рубцову.

(Ребёнок подходит к соответствующей фотографии.)

Логопед: – Кто такой Н.Рубцов? Почему его называют нашим земляком?

П.о.д. – Н.Рубцов – поэт. Он жил в Вологде.

Логопед: -Алёша, я назначаю тебе встречу у “Вечного огня”.

(Ребёнок подходит к фото.)

Логопед: – О чём напоминает нам этот памятник?

П.о.д. – Этот памятник напоминает нам о войне, о погибших солдатах.

Логопед: – Русские люди не хотят войны, даже дети пишут стихи о мире.

Ребёнок читает стихотворение “Мы за мир”, (А.Смирнов, 9 лет)

Мы за солнце на заре,
За галчонка на дворе,
За бельчонка на сосне,
За воробушка на пне,
За собаку Тузика,
За котёнка Мурзика,
За цветочки на столе
И за мир на всей Земле!

Логопед: – Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Логопед предлагает поиграть в игру “Продолжи предложение”.

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.

Логопед заканчивает занятие строками стихотворения “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)

Когда негаданно – нежданно
Меня окликнут, я скажу:
– Я здесь живу, я – вологжанка
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой красивый,
Оберегай, лелей, храни!