Состав слова в рифмовках и рисунках

Разделы: Начальная школа


Не секрет, что уроки русского языка многие дети начальной школы считают скучными, потому что в наших учебниках  присутствует огромное количество правил, которые надо учить и применять. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что младшие школьники, погружаясь в «море» орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания.  Они воспринимают орфографию как набор разрозненных,  не связанных между собою правил. И, к сожалению, с каждым новым внедряемым УМК количество правил в учебниках русского языка  начальной школы только увеличивается. Дети не хотят запоминать, родители не хотят вникать. Учителя разводят руками…

А не лучше ли попытаться перехитрить наших упрямых неучей и,  не угрожая «двойками», не повышая голоса, привлечь их внимание к орфографическим правилам с помощью рисунка, рифмовки, шутки, сказки, направив богатое детское воображение в нужное русло? Лучший способ обучения – это увлечь детей  и привлечь к сотрудничеству в процессе обучения. Ведь работа учителя заключается не в том, чтобы записать в дневнике «выучить правило на стр. …». Мы должны на уроке объяснить суть правила и показать ребёнку  наилучший способ для запоминания.

На уроках русского языка во  втором классе, так же как и все учителя, я читаю с учениками правило по учебнику, разбираю его, а затем мы в тетрадях записываем правило в стихах из моей личной «копилки», несколько раз его проговариваем, сравниваем с правилом в учебнике. Когда я задаю вопрос: «Какое правило легче запомнить?» Ученики отвечают: «Конечно, рифмовку!» При записи домашнего задания в дневнике я указываю выучить правило по данной теме хоть из учебника, хоть из тетради. Многие ученики легко и непринуждённо запоминают правило в стихах. Суть правила сохранена, термины ребёнок запоминает, но в рифмованной форме заучить правило намного легче. Попробуйте, может и вам эта форма работы понравится.

Я предлагаю собственные рифмовки по разделу «Морфемика» или «Состав слова». А также рифмовки к тем орфограммам русского языка, правописание которых основано на знании состава слова. Это правописание некоторых суффиксов, приставок с гласными   а, о,  а также разделительного Ъ. Постоянная, систематическая работа по усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря необходима для овладения морфологическим принципом орфографии. Я предлагаю разнообразить эту работу с помощью ярких схем, рифмовок (см. приложение, презентация «Морфемика»). Сознательный разбор слова по составу пробуждает у детей живой интерес к русскому языку, развивает лексику и  является ещё одним этапом на пути развития орфографической  зоркости. Все эти рифмовки есть в приложении в виде небольшой презентации, которую удобно использовать на уроках русского языка в начальной школе.

Рифмовки  по разделу «Состав слова».

Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!

Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.

Без окончания всё слово
называется основой.

А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!

Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!

Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.

Правописание приставок с гласной О

О-, во-, до-, со-, по- и про' –
вот приставки с гласной о.
Об-, обо'-, от-, ото'-,
под-, подо' – приставки с О!

Правописание приставок с гласной А

За-  и  на-, раз- и  над-
вот приставки с гласной а.
Разо-, раз-, надо-, над-
будем в них мы  а  писать.

Правописание приставок, оканчивающихся  на согласный звук

В-, об-, от-,
раз-, над-, под-.
Вот приставки на согласный.
Часто он звучит неясно.

Правописание разделительного Ъ.

Чтоб согласный звук в приставке
отделить от гласной в корне,
твёрдый знак меж ними ставьте.
Вами будут все довольны.

Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.

Вот приставки на -з, -с:
раз- и рас-, без- и бес-.
Голову здесь не ломай,
то, что слышишь, то вставляй.
Разглядеть, но рассмотреть.
Разделить, но растереть.
Перед звонким в корне – без.
Пред глухим – приставка  с -с.

Правописание корня

(С этим правилом я знакомлю перед изучением орфограмм корня)

Чтобы  смысл  слова  нам не  потерять,
правильно нам надо корень написать.

Правописание суффиксов -онок, -ёнок в словах, называющих детёнышей животных.

Чтобы малышей назвать,
суффикс надо добавлять.
Если в корне согласный «шипит»,
суффикс -онок, значит, пиши.
Если мягко согласный звучит,
суффикс-ёнок, значит, стоит.

Например:

Медвежонок, бельчонок,
индюшонок, галчонок.
Но лисёнок, тигрёнок,
Оленёнок и львёнок.

Правописание суффиксов -ек, -ик в словах.

Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.

Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.

Например:

Домика  нет,   домик  есть.
Ключика  нет,  ключик  есть.
Нет замочка, есть замочек.
Нет крючочка, есть крючочек.

Разбор слова по составу

(Я не помню, чьё это стихотворение, но в своей работе я использую эти строки.)

Помни: при разборе слова
окончанье и основу
первым делом находи!
После корня будет суффикс,
а приставка впереди!

Вывод.

Будем  части слова знать,
сможем грамотно писать!

Приложение 1