Гонки ледоколов. Занятие элективного курса "Российская Арктика"

Разделы: География


Цели и задачи урока: познакомить уч-ся с важнейшими страницам из истории ледокольного флота России; с именами знаменитых ледоколов; продолжить развивать навыки работы с картами; развивать интерес к предмету и межпредметные связи с историей, физикой и литературой.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ, беседа, работа с картами, викторина, сообщения учащихся.

Оборудование: физические карты мира и РФ; политическая карта мира; атласы, иллюстрации, ПК, проектор, экран, презентация “Гонки ледоколов”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Повторение. Вопросы:

  • Как появилось название Кольский полуостров?

(Кола так называлось древнеепоселение поморов на полуострове. Сегодня – это город Мурманск)

    • Что такое “Маточкин Шар”?

(Пролив между островами Новой Земли)

    • Какие ворота раньше называли “Железными”?

(Пролив Карские ворота, из Баренцева моря)

    • Где на земной поверхности всего больше весят вещи?

(Всего больше весят вещи на Северном полюсе. Первая причина – сплюснутость  Земли у полюсов. Вторая причина – вращение нашей планеты. Всего тяжелее  должны быть вещи, находящиеся в тех точках, которые вовсе не описывают  круга, то есть на полюсах – особенно на Северном: вспомним, что над Южным полюсом простирается возвышенность, а с удалением от центра Земли сила  тяжести ослабевает. Товар, весящий на экваторе тонну, прибавился бы в весе на  5 килограммов, если бы его доставили на Северный полюс.)

(см. Приложение 1 Слайд № 2)

III.  Актуализация

Атомный ледокол  “Ленин” и дизель-электрический  ледокол “Москва”  на проводке  судов в Арктике.

И ветры, и бури, и штормы, И Арктики льды, как гранит,
Под флагом Отчизны любимой
Гигант-ледокол победит ...
Путь добрый тебе, наш красавец, Свершение смелых идей!
И атом нам служит для мира,
Для счастья советских людей!

И. Алексахин

(Слайд № 3)

IV. Изучение нового материала

Учитель: Многие моря, омывающие нашу страну, зимой покрываются льдом. Это затрудняет или совсем прерывает навигацию. Тогда на помощь судам приходят мощные ледоколы. Сквозь толщу льдов они проводят караваны судов в порты назначения.
Особое значение приобрели ледоколы на Северном морском пути, связывающем запад и восток страны. Эта трудная трасса на всем своем протяжении покрыта долгие месяцы тяжелыми полярными льдами.
Плавание в Арктике ограничено коротким полярным летом. Нередко бывает, что и летом льды препятствуют движению судов. Без ледоколов никак не обойтись.
Ледоколы – это могучие стальные гиганты, ведущие упорную борьбу со льдами. Но долго находиться в плавании без захода в порты они не могут. Даже лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имеют запасы топлива не более чем на 30-40 суток. В суровых условиях Арктики этого явно не достаточно: ведь борьба со льдами требует большого расхода топлива. За час мощный ледокол сжигает нередко до трех тонн нефти. Хотя запасы топлива составляют почти одну треть веса ледокола, в период арктической навигации судну приходится несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.

Первым ледоколом считают ледокол “ЕРМАК”, на котором в 1899 году русский флотоводец – патриот Арктики адмирал С.О.Макаров совершил плавание к берегам Шпицбергена. Ледокол был построен по его настоянию и по его проекту.

(Слайд № 4)

Ледокол “КРАСИН” – символизирует собой целую эпоху в истории нашей Родины. В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Впервые были использованы линейные ледоколы “Ермак” и “Святогор”, который с 1927 был переименован в “Красин”. В 1933г. под проводкой “Красина” совершается Первая Ленская транспортная экспедиция, в результате которой Якутия получает выход в океан. Позднее, в 1940-ых, ледокол входит в состав конвоя для военных кораблей и завершает свой поход в Кольском заливе. С 1995 года на борту ветерана ледокольного флота “Красин” открылась музейная экспозиция.

(Слайд № 5)

Ледокол "ЛЕНИН" – первый в мире ледокол на ядерном топливе, построен в знаменательном для морского флота СССР – 1959 году. Это был ледокол нового класса с атомной энергетической установкой. Почетная и ответственная задача его постройки была возложена на Адмиралтейский судостроительный завод в Ленинграде.

На многие годы запомнится адмиралтейцам и многим ленинградцам волнующий день 12 сентября 1959 г. С утра у заводского достроечного пирса на набережной Невы собрались сотни людей. Хмурилось осеннее небо, временами накрапывал мелкий дождик, но это не влияло на праздничное настроение адмиралтейцев. Среди тех, кто провожал ледокол – ученые, конструкторы, рабочие, руководители завода.

... Атомный ледокол "Ленин" спущен на воду! Это сообщение разнеслось по всему миру. Газетные страницы на всех языках сообщили читателям о новом успехе советских людей: "Русские ввели в строй атомоход", "Полярный колосс Советов – на Неве", "Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом"... Началась эра мирного использования энергии атома.

(Слайд № 6)

В арктических морях постоянно находятся непреодолимые для обычных судов льды. Ранее для мореплавания в Арктике не было тогда необходимых кораблей, отсутствовали порты и топливные базы, не было мореходных карт. Попытки отдельных русских ученых доказать большое значение для России освоения Северного морского пути (СМП) успеха не имели. Однако его транспортное преимущество видно из следующего сравнения: путь от Мурманска до Владивостока по СМП составляет 10 742 км, а южным путем, через Суэцкий канал, 23 700 км. Расскажите об этом пути.

(Слайд № 7)

Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом. Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего – столько, сколько уместится в спичечной коробке. Вот почему атомоход, практически имея неограниченный район плавания, сможет побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для судна с атомной энергетической установкой дальность расстояния – не препятствие. В 1975 году введён в строй ещё более мощный корабль – “Арктика”. У атомных ледоколов есть неоспоримое преимущество: автономность плавания 6 – 8 месяцев. “Арктика”, например, отработал ровно год без захода в какой-либо порт – с мая 1999 по май 2000 года.

(Слайд № 8)

Атомный сверхмощный

Ледокол “СИБИРЬ” в 1978 году первым освоил путь с запада на  Чукотку через высокие широты,  доказав ещё раз, что моряки и   полярники смогли освоить  круглогодичную навигацию по  Северному морскому пути. 25 мая   1987 года ледокол "Сибирь" вышел в   географическую точку Северного  полюса. В истории арктического  мореплавания второе надводное судно в активном плавании достигло вершины планеты. Над полюсом снова взвился флаг нашей Родины. Моряки и члены экспедиции смогли за считанные минуты совершить кругосветное путешествие – пересечь все меридианы Земли. Этот рейс стал большим успехом советской науки и техники.

(Слайд № 9)

Ледокол “РОССИЯ”, спущен на воду в 1983 году. Конструкция и возможности атомохода вновь улучшены. Он успешно прошёл все ледовые испытания и приступил к проводке судов на линии Мурманск – Дудинка, обеспечивая районы Крайнего Севера народнохозяйственными грузами, а также доставляя продукцию из Норильского горно-металлургического комбината.

(Слайд № 10)

Вопрос: Какое течение оказывает отепляющее влияние на побережье Баренцева моря?

(По этой причине порт Мурманск почти всегда свободен ото льда)

(Северо-Атлантическое)

(Слайд № 11)

Также в 1980-ых -1990 годах построены ледоколы “Таймыр”, “Севморпуть”, “Советский Союз”, “Вайгач”.

(Слайд № 12)

Атомный ледокол “ЯМАЛ” был построен в Санкт-Петербурге в 1992 году. Судно относится к самым мощным и сложным кораблям в мире. Это рабочее судно для зимнего обеспечения морских путей России в Северном море. “Ямал” может преодолеть самый толстый и крепкий лёд. Проходу через льды помогает пневмообмывающая система, подающая через форсунки под лёд нагретую воду, а также полимерное покрытие и систему быстрого передвижения балластной воды. Пассажиры размещаются в 50 каютах со всеми удобствами. На борту два вертолёта, необходимых для навигации во льдах и пассажирских экскурсий. Вертолёт без труда перенесёт в любые труднодоступные районы. На круизном ледоколе работает экипаж из 150 человек. К услугам пассажиров: библиотека, ресторан, лекционный зал, волейбольная площадка, сауна и плавательный бассейн с подогретой морской водой. Всего за сезон "Ямал" совершает пять туристических круизов. Каждый рейс на полюс длится 12 дней.

(Слайд № 13)

Это интересно

У церемонии спуска на воду ледокола есть одна особенность. Все суда в английском понятии — это женщина, ship — она, а ледокол — он. По традиции, перед спуском   женщина — крестная мать судна, разбивает бутылку шампанского о корпус корабля.   А о ледоколы разбивает бутылку шампанского мужчина. То есть ледоколы как бы   считаются мужчинами, а все другие суда на флоте — женщинами.

(Слайд № 14)

Строительство ледоколов в России сегодня (сообщение уч-ся)

Атомный ледокол “50 ЛЕТ ПОБЕДЫ”

Это восьмой по счёту атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день – крупнейший в мире. На судне установлена цифровая система автоматического управления нового поколения, создан экологический отсек с новейшим оборудованием для утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. Атомоход был заложен в 1989 году, но строительство было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым лишь наполовину. Его строительство было продолжено в 2003, а в марте 2007г. на ледоколе “50 лет Победы” был поднят флаг Российской Федерации, атомоход покинул Балтийский завод и пришёл в постоянный порт приписки – Мурманск. В "Книге почетных гостей" ледокола президент оставил запись: "Поздравляю с началом работы. Атомный флот – это, прежде всего, высококлассные специалисты. Желаю удачи".

(Слайд № 15)

Сегодня наибольшим ледокольным флотом обладают:

Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.

(Слайд № 16)

В 2010 году в России будет заложен новый атомоход для работ в открытом море и устьях сибирских рек. Его оценочная стоимость 15 млрд. рублей. К 2015 году планируется построить ещё один атомный ледокол нового поколения для обеспечения круглогодичной навигации по Сев. морпути. “Академик Федоров”
построен в Финляндии, введен в эксплуатацию в 1987 году. Это уникальное судно ледокольного типа с водоизмещением 16,5 тыс. тонн. Он является флагманом российского научного полярного флота, принадлежит Арктическому и Антарктическому НИИ.

Ледокольный флот России состоит сегодня из 38 судов, 7 из которых – атомные.

(Слайд № 17)

Принцип работы ледоколов (сообщение уч-ся)

При встрече с ледовым полем ледокол “вползает” носовой частью на кромку льда и проламывает его вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, ледокол преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывает, раздвигает и притапливает лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений. При плавании в битых льдах ледокол раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Ледокол может разрушать лёд ударами (набегами), для этого он отходит назад и набирает скорость. Небольшие речные ледоколы иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда.

В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним ледоколом следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, ледокол берёт его на буксир. Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют два или несколько ледоколов.

Корпусу придаётся большая прочность, чем у других судов. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Носовая оконечность ледокола имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии 20—30°, позволяющий ледоколу “вползать” на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом.

Различают ледоколы морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и ледоколы озёрные и речные. Морские ледоколы, осуществляющие проводку судов на большие расстояния, иногда называются линейными, а наиболее мощные из них — лидерами, в отличие от других, менее мощных (вспомогательных или портовых). Ледоколы разделяют также на классы по мощности.

V. Заключение.

“…. Когда мощный ледокол давит корпусом заснеженную пустыню океана, а полутораметровый ледяной панцирь тяжело вздрагивает у самой кормы, и, не выдержав натиска, с хрустом и стоном разламывается на куски, тогда и ты, стоящий на палубе ледокола, кажешься себе подлинным покорителем Арктики. Но стоит подняться на вертолёте в голубовато-дымное небо и взглянуть сверху на океан, как твоё дутое величие меркнет. Там, глубоко внизу, под вертолётом, сквозь нескончаемые торосистые поля медленно ползёт игрушечный кораблик, таща за собой тонкую ниточку пробитого канала. И только чуть в стороне ледяными куполами проглядывают острова…” – вспоминают полярники.

(слайды № 18 и 19)

Из-за старения ледокольного флота и задержек постройки новых судов примерно к 2015 году в России может возникнуть так называемая “ледовая пауза”.

По мнению Министерства транспорта, страна нуждается в 6 атомных ледоколах.

Срок строительства одного такого судна – около 8 лет.

Наша великая северная держава должна наращивать строительство мощных ледоколов для покорения Северного Ледовитого океана.

VI. Закрепление.

Кроссворд “Ледоколы России” (см. Приложение 2)

VII. Домашнее задание.

Подготовьте материал на темы:

“Жизнь в Арктических льдах”,
“Заповедник Врангеля”,
“Непреклонный Баренц”,
“Покорение Северного полюса Земли”,
“Великая Северная экспедиция”.

Презентация

3.05.2011

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306