Художественная керамика. Группа "Я могу"

Разделы: Коррекционная педагогика


Глина – это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отрегулировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.

Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины», – пишет Вайолет Оклендер. По наблюдениям В. Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Модель дополнительной общеобразовательной программыПриложение 1.

Пояснительная запискаПриложение 2.

Учебно-тематический план группы «Я могу»Приложение 3.

Мастерская «Основы художественной керамики»

Каждое занятие содержит:

– познавательную информацию: по истории керамики и окружающему миру;
– последовательные практические задания на понимание и освоение изучаемого курса.

Занятие №1: «Путешествие по мастерской» – 2 часа.

Тип занятия: ознакомительный

Цель занятия: Знакомство с группой, а группы с мастерской, техникой безопасности, с материалом, с инструментом, с керамикой как видом декоративно – прикладного искусства.

1. Знакомство с группой. Знакомство группы с мастерской, техникой безопасности.
2. Знакомство с художественной керамикой как видом декоративного искусства. Беседа по истории развития художественной керамики от архаики до наших дней.
3. Первое практическое знакомство с глиной.
4. Лепка шара; лепка из шара – снеговика.

Занятие №2: «Путешествие во времени» – 2 часа.

Тип занятия: познавательный

Цель занятия: Познакомить детей с яркими моментами истории керамики.

1. Знакомство с керамикой Древней Греции. Китайский фарфор. Итальянская майолика эпохи Ренессанса.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий, словарь, тест.
3. Диагностика внимания.

Занятие №3: «Творит народ» – 2 часа

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с народными промыслами России, Красноярского края.

Творчество в семье

1. Изделия народных промыслов. Майолика Гжели. Абрамцевская мастерская. Современная декоративная художественная керамика.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий, словарь.
3. Практическая работа по графической инструкционной технологической карте «Птичка».

Занятие №4: «Я и моя семья» – 2 часа

Тип занятия: обучающий, развивающий

Цель занятия: Знакомство с глиной как с пластическим материалом выразительности.

Ценность семьи.

1. Рассказ о творчестве в семье.
2. Композиция в художественной керамике. Формообразование. Способы художественной выразительности. Связь между назначением и содержанием.
3. Практическая работа – самостоятельная работа « Я и моя семья».

Занятие №5: «Угадай-ка» – 2 часа

Тип занятия: проверочно-развивающий

Цель занятия: Выявление знаний, умений, степень воображения и представления.

1. Информация – загадки.
2. Лепка овощей произвольным методом.
3. Выбор знатока овощей.

Занятие №6: «Узорчики» – 2 часа

Тип занятия: познавательно-развивающий

Цель занятия: Знакомство с историей развития художественного декорирования.

1. Способы декорирования художественной керамики. История развития способов декорирования художественной керамики.
2. Символы и знаковые элементы.
3. Символика народного творчества.
4. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать».

Занятие №7: «Вот она какая» – 2 часа

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Формирование любви к природному материалу – глина.

1. Беседа «Земля, вода, огонь и руки человека основа этого древнего искусства». 2. Способы приготовления глиняной массы в промышленных условиях и в условиях мастерской. Пластические свойства глин. Шкала пластичности. Определение пластичности и способы ее изменения.
3. Упражнения по исследованию пластичности глины.
4. Упражнения по исследованию изменения пластичности глины.

Занятие №8: «Песня птички» – 2 часа

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с живописным декорированием.

1. Способы декорирования в промышленном производстве. Способы декорирования художественной керамики в условиях художественной мастерской.
2. Практические кистевые навыки.
3. Практическая работа – показ и объяснение декорирования изделий: «Птичка» – кистевая декоративная роспись.

Занятие №9: «Это я – глина» – 2 часа

Тип занятия: ознакомительно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с материалами керамики и их применение.

1. Материаловедение. Классификация керамических материалов: глина, шамот, фаянс, фарфор.
2. История развития материала искусства керамики.
3. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий, словарь, тест.

Занятие №10: «Я и в печке посижу» – 2 часа

Тип занятия: ознакомительно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с процессом обжига и его значением.

1. Сушка и обжиг изделий. Сведения о процессах, происходящих в глине при сушке и обжиге. Оборудование мастерской.
2. Упражнения по исследованию прочности обожжённых керамических изделий.
3. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий, словарь, тест.
4. Загрузка муфельной печи.

Занятие №11: «Близнецы» – 2 часа.

Тип занятия: ознакомительно-обучающий

Цель занятия: Знакомство со способами формования изделий керамики.

1. Способы формирования керамических изделий. Прессование, литье, гончарный круг, формование в формах, лепка жгутом, формование из пласта. Сведения о модельно-формовочном деле.
2. Практический показ и объяснения по работе с формой
3. Практическая работа – формование колокольчика в гипсовой форме.

Занятие №12: «Настоящая медаль» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в прессовании изделия.

1. Сведения о модельно-формовочном деле.
2. Что такое – медаль?
3. Диагностика восприятия.
4. Практическая работа по прессованию медали.

Занятие №13: «Воображай и представляй» – 2 часа

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: освоение начальных технологических приемов изготовления керамических изделий.

1. Пластическое формирование изделий. Стилизация растительных и животных форм.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий, словарь, тест.
3. Практический показ последовательности работы.
4. Практическая работа изготовление геометрических фигур.

Занятие №14: «Контур» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Скульптурный и живописный декор: рельеф, барельеф. Сочетание разных способов пластического декорирования. Живописное декорирование изделий.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать» линейные элементы.
3. Колокольчик – гладкая и контурная роспись. Геометрические фигуры – контурная живописная роспись;

Занятие №15: «Жгутик» – 2 часа

Тип занятия: практический, обучающий

Цель занятия: Освоение техники жгута.

1. Сведения об особенностях техники лепки жгутом.
2. Учимся изготавливать жгут – практические упражнения.
3. Показ изготовления изделия из жгутов.
4. Практическая работа – изготовление круглой вазы;

Занятие №16: «Сграффито» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Способы художественного декорирования. Лощение. Процарапывание. Фактура поверхности. Сграффито. Резьба. Прорез. Использование цветных масс.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать» безотрывное рисование элементов
3. Круглая ваза – сграффито;

Занятие №17: «Преобразуй меня» – 2 часа.

Тип занятия: обучающий

Цель занятия: Освоение методов преобразования форм.

1. Знакомство с ручным инструментом для пластического формирования. Декоративные изделия.
2. Что такое – форма.
3. Одновременный показ и изготовление геометрических тел.

Занятие №18: «Кружка лилипута» – 2 часа.

Тип занятия: проверочно-обучающий

Цель занятия: Закрепление технологии жгута, изготовление тонкого жгута.

1. Опрос по технологии жгута.
2. Практический показ с напоминающими объяснениями.
3. Практическая работа – изготовление маленькой кружки с ручкой.

Занятие №19: «След оставил» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Сочетание различных способов окрашивания керамических изделий. Печать.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать» штампом.
3. Кружка с ручкой – печать, живописная роспись.

Занятие №20: «Грани» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в изготовлении изделия из пласта.

1. Формование изделий из пласта. Граненая ваза.
2. Беседа о вазах.
3. Практическое объяснение правил изготовления пластов и их соединения.
4. Практическая работа – изготовление граненой вазы;

Занятие №21: «Фокус» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Понимание возможности глины через её пластичность.

1. Особенности техники формирования из пласта. Пластичность глиняной массы. Промин.
2. Фокусы из пласта глины.
3. Практическая работа – упражнения на пластические возможности пласта.
4. Диагностика воображения.

Занятие №22: «Бабочка» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с декоративной керамикой.

1. Выкраивание из глиняного пласта деталей формы. Соединение деталей изделия. Обработка поверхности.
2. Беседа, какие бабочки бывают.
3. Практическая работа – изготовление бабочки.

Занятие №23: «Лягушка-квакушка» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в декорировании и изготовлении изделий.

1. Эстетические возможности сохранения фактуры глины, раскатываемой на текстильных материалах и других поверхностях со сложным рельефом.
2. Лягушка?
3. Практическая работа – изготовление лягушки;

Занятие №24: «Золотая рыбка» – 2 часа.

Тип занятия: проверочный, познавательный

Цель занятия: Закрепление имеющихся знаний и умений в практической работе.

1. Выкраивание из глиняного пласта деталей формы. Соединение деталей изделия. Обработка поверхности.
2. Где живут рыбы?
3. Практическая работа – изготовление рыбки.

Занятие №25: «Они живые» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Сочетание разных способов пластического декорирования. Живописное декорирование изделий. Материалы. Виды росписи.
2. Лягушка, бабочка, рыбка – живописное декорирование.

Занятие №26: «Ехал Ваня на коне» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с малой скульптурой керамики.

1. Мелкая пластика. (Анималистическая, жанровая, скульптура, народная игрушка). Сведения из истории и особенности художественного языка керамической мелкой пластики.
2. Что такое и как пользоваться технологической картой?
3. Практическая работа по графической инструкционной технологической карте «Лошадка».

Занятие №27: «Цветочный домик» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно – обучающий

Цель занятия: Освоение технологии изготовления круглых форм формованием.

1. Формование в гипсовых формах. Сведения о способах изготовления гипсовых форм и моделей. Изготовление гипсовой формы. Изготовление изделий.
2. Требования к глине, правила работы.
3. Практическая работа – изготовление цветочного горшка;

Занятие №28: «Блеск» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Способы художественного декорирования. Глазурование. Фактура поверхности.
2. Что такое глазурь?
3. Цветочный горшок – фактурное, глазурование.
4. Медаль – глазурование.

Занятие №29: «Собачка» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в изготовлении изделия из целого куска.

1. Образ и выразительность керамики.
2. Практическая работа – одновременный показ и лепка собаки.

Занятие №30: «Мастерами славиться страна» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Знакомство с народным творчеством.

1. Народные корни и место в современном искусстве. Работа над художественным образом.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий, словарь, тест.

Занятие №31: «Барышня» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в прессовании изделия.

1. Средства пластической выразительности. Особенности композиции.
2. Практическая работа – одновременный показ и изготовление народной игрушки «Барышня».

Занятие №32: «Солнышко» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Способы художественного декорирования. Виды росписи.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать», народные элементы.
3. Народная игрушка «Барышня», «Лошадка» – декоративная народная живопись.

Занятие №33: «Глинчик» – 2 часа.

Тип занятия: творчески-контрольный

Цель занятия: Применение индивидуальных знаний и умений в творчестве. Воспитательное значение народных баек.

1. Письмо Глинчика.
2. Творческая работа – «Глинчик».

Занятие №34: «Мастер» – 2 часа.

Тип занятия: познавательно-обучающий

Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.

1. Словестный эскиз живописного декорирования, анализ.
2. «Глинчик» – творческая роспись.
3. Выбор символа мастерской.

Занятие № 35-36: Итоговое задание « Цирк». – 4 часа.

Тип занятий:контрольный, творческий.

Цель: Формирование способности самостоятельной деятельности в творческом процессе. Повышение самооценки.

1. Беседа о цирке, клоунах, празднике.
2. Творческая идея и её воплощение в материале.
3. Декорирование изделия.
4. Выставка работ от «Я и моя семья» до «Цирк».
5. Награждение. Поздравления.

Конспект занятия №5 – Приложение 4.