Создание воспитательного пространства через краеведение

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Последние годы жизни писатель с обостренной тоской вспоминал о русском севере, о своей еще в молодости покинутой родине. Он искал встреч с северянами, с жадностью выслушивал их рассказы о прелестях родного края, сам мечтал съездить на родину. “Мне грезится мое детство беззаботное среди северных вологодских лесов, радостно вспоминаются наши лыжные зимы и ягодные, жаркие и короткие лета …

Морошка золотом на солнышке сверкает,
Рубинами под осень искрится брусника,
Весной луга румянит земляника,
А летом по лесам благоухает
Неповторимая нигде на свете поляника,
Ей родина лишь севера холодная земля.
Что ананасов Сингапурские поля
В сравненье с ней? Что пальмы? Что кокосы?
Лиан ползучих спутанные косы,
Лимоны, апельсины, в Ганге лотос свежий
Живое украшенье тропиков долины?!
Все это не сменяю я на след медвежий
В глуши родных лесов на зарослях малины!..
Там детство я провел. Там родина моя…”.

Владимир Алексеевич Гиляровский

I. Вступление.

Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Она расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания, способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений, вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни.

Краеведение, объединяя материалы по территориальному признаку, позволяет и взрослым, и учащимся углубить представление  о своей малой родине. Оно играет огромную роль в воспитании патриотизма, чувства гордости и уважения за наших предков. Приобщая школьников   к краеведческой работе, мы помогаем им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края.

В процессе краеведческой работы ставятся  определенные образовательные и воспитательные задачи:

  • изучение истории родного  края, обычаев и традиций русского народа;
  • развитие познавательной, творческой деятельности;
  • обучение ведению посильной исследовательской работы, сбору  материалов, классификации, сопоставлению их;
  • обучение умению использовать различные источники краеведческой информации и научно -  вспомогательных материалов;
  • приобщение к миру прекрасного, формирование  чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям;
  • воспитание духовности, нравственности.

Формы  организации изучения своего края  разнообразные: встречи с интересными людьми; наблюдение на местности; беседы; экскурсии по родному краю - на природу, к чудотворному источнику, Кубенскому озеру; участие в профильных лагерях и др.

II. Краеведение, как наиболее доступная и эффективная форма патриотического воспитания.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. В патриотизме заложена идея уважения к своей Родине, соотечественникам.

Важнейшей формой патриотического воспитания в школе является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках, во внеклассной работе. Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее гордость в своей маленькой деревне. Но ведь именно с любви к своей малой родине, к этой маленькой деревне, и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.

Наша школа носит имя Е. М. Ставцева, выпускника нашей школы. Евгений Ставцев погиб 18 декабря 1995 года в 7 ч. 40 мин. в г. Гудермес, где находился с отрядом милиции особого назначения для восстановления конституционного порядка. Традиционно в нашей школе проходят недели Памяти в декабре и мае, посвященные Жене, во время которых проводятся линейки Памяти, часы мужества: “Мы рождены не для не войны”, “Солдат войны не выбирает”, классные часы, встречи с бойцами ОМОН, волейбольные и футбольные соревнования на переходящие кубки Памяти Е. Ставцева. На эти встречи и на другие мероприятия в течение года, к нам всегда приходят родители Евгения: Альбина Александровна и Михаил Александрович.

15 февраля в нашей школе каждый год проходит линейка Памяти павшим в зонах национальных конфликтов. Выпускники нашей школы Копейкин Евгений, Забелин Сергей, Кузнецов Андрей, Киселев Вячеслав, Кумзеров Андрей - участники боевых действий в Афганистане и Чечне. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга. Участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об “афганцах” и “чеченцах”, и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат. В этот день в нашей школе проходят часы мужества “Мы из разных пришли деревень”, встречи “Живая память”, “Ты, умирая, завещал нам жизнь” и др. Учащиеся не просто на словах, а на живом примере видят, что это люди большого личного мужества, стойкие, склонные к самопожертвованию ради счастья других. Они несут мощный заряд лучших человеческих качеств, добытых ими в испытаниях: товарищества, солдатского братства, обостренного чувства справедливости – что так необходимо в нашей сегодняшней, обновляющейся непростой жизни.

III. Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота.

Краеведение - наиболее действенное средство воспитания коллектива учащихся. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу земли русской. Вопросами краеведения наша школа занимается на протяжении многих лет. 

К краеведческой работе дети в нашей школе приобщаются с младшего возраста. Сначала это посещение музея, небольшие рассказы о жизни односельчан. Затем - организация тематических экскурсий, далее - приобщение к поисковой работе.

Позже эти дети становятся активными краеведами. Наша школа малокомплектная, поэтому сложилась определенная система взаимоотношений. Краеведами у нас становятся и ученики, и учителя.

В летние каникулы каждый год ведет свою работу Краеведческий лагерь. Началась эта работа в 1995 году под руководством замечательных педагогов: Л.Н. Чекмаревой, Г.А. Копейкиной, Н.В. Рогалевой, А.Н. Завьяловой. Вставая в 4 часа утра, дети вместе с руководителями пешком исследовали все уголки родного сельского совета. Встречались и разговаривали с участниками Великой Отечественной войны, со старожилами, собирали экспонаты для музея, записывали все, о чем разговаривали, фотографировали.

Результатом этой работы являются: комната Боевой Славы, где представлены такие разделы: “ОМОН”, “Евгений Ставцев”, “Искры Памяти”, “Герои вологжане (родился он, чтоб сказку сделать былью)”, “Наши папы на страже Родины” и школьный краеведческий музей, который был основан в 1995 г. в ходе подготовки к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами, письмами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии.

Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами, узнать о С.В. Ильюшине, В.А. Гиляровском, И. Евдокимове, Сямском монастыре, истории школы, забытых деревнях, истории колхоза и мн. другом. Во время работы эколого-краеведческого лагеря в 2007 году музей был переоформлен учащимися под руководством Кумзеровой Г.В.. В 2005 году юные краеведы нашей школы стали участниками открытия Памятного знака землякам, павшим на полях сражений в Великой Отечественной войне. Материальные затраты при этом взяло на себя сельское поселение, правление колхоза, местное население, администрация района, организации, находящиеся на территории сельского поселения. Теперь здесь проходят митинги, посвященные Дню Победы.

Действенным средством воспитания гражданина и патриота является совместная работа с сельской библиотекой.

IV. Значение краеведения в трудовом воспитании, а также в профессиональной ориентации школьников.

Краеведение - неисчерпаемый источник воспитания любви к Родине. Учащиеся не только изучают свой край. У них возникает естественная потребность участвовать в общественно-полезном труде, благоустраивать памятники, озеленять свое село, охранять природу.

Занимаясь краеведением и экологией, школьники знакомятся с  конкретными   примерами преобразованиями  природы края: могут активно включаться в работу по ёе охране. Задачей краеведения  и экологии является комплексное физико- и экономико-географическое познание территории родного края в рамках определенных хозяйственно-административных единиц. При этом под термином “родной край” понимается территория своей административной области, района, изучаемая во время походов, экспедиций, по учебной программе, путем знакомства с краеведческой и экологической   литературой и картографическими материалами.

Результаты:

  • Исследовательская работа в эколого-краеведческом лагере 1995 г:
    • Флора окрестностей д. Березник, Кобелево, Владычное.
    • Редкие исчезающие растения нашего края, их коллекции (например, каштановый клевер).
  • Участие в областном конкурсе “Геология Вологодской области” 2005 г. Грамота “За творческий подход к оформлению работы, представленной на областной заочный геологический конкурс” Копейкина С., Носырева Е.
  • Научно-практическая областная конференция юных опытников, “Влияние размеров клубней картофеля сорта Луговской на урожай” - Шишова А.
  • Эколого-краеведческий лагерь “Истоки” 2007 г.:
    • Чудотворный источник.
    • Кубенское озеро: грунт озера, растительность, ихтиофауна.
    • Изучение почвы УОУ.
    • Мониторинг “Какую воду мы пьем” среди жителей д. Березники, Жуково, Минино, Владычное.
  • Озеленение школьного двора, сентябрь 2007 г.
  • “Экологические проблемы Кубенского озера”, Т. Валина, 8 кл. - экологическая конференция, Сизьма 2007г.
  • Участие в областных выставках “Урожай-2005”, “Урожай-2006”, “Урожай-2007”. Диплом III степени.
  • Районная олимпиада по экологии, 2007г., II место Белова П., Воронова Д., 9 класс.
  • Подготовка к областной конференции “Человек на земле”:
    • “Вода – уникальное творение природы”
    • “Кубенское озеро – вчера, сегодня, завтра”
  • Экологическая конференция, 15.03.2008 г., на которой было принято обращение к жителям Кубеноозерья.
  • В перспективе: Исследовательская работа “От истоков Крутца” (Родники реки Крутец и Дмитриевки (мин. источник)).
  • Благоустройство Чудотворного источника.

V. Историческое краеведение в системе работы Березниковской школы.

Не менее важна задача изучения истории, местного литературного творчества, искусства, культуры, религии. Подобное краеведение носит название историческое, этнографическое, церковное, литературное и др.

Исследовательской работой в нашей школе учащиеся начали заниматься в 2003 году под руководством Рогалевой Н.В.. В настоящее время эту работу ведет Кумзерова Г.В.

1) Teмы исследовательской работы.

1. История села. 

2. История колхоза. 

3. История школы. 

4. Наши знаменитые земляки: С.Ильюшин, В.Гиляровский, И.Евдокимов. 

2) Основные формы поисковой деятельности.

1. Работа с архивными документами. 

2. Чтение (анализ) художественных произведений, публицистики по изучаемому вопросу. 

З. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села.

4. Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.

6. Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

7. Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

8. Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

3) Направления исторического краеведения.

1. Исследовательская работа:

а) отбор и обработка собранного материала;

б) составление литературной композиции;

в) написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов;

г) участие в конкурсах исследовательских работ на уровне района и области.

2. Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

б) организация литературно-краеведческих конференций по исследовательским работам учащихся школы;

в) участие в областных, районных конкурсах и конференциях “Мир через культуру”;

г) сотрудничество с районной газетой;

д) ежегодные творческие отчеты школы для жителей села о находках юных краеведов.

З. Оформительская работа:

а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

б) оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

г) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

4. Изучение опыта работы по краеведению:

а) посещение областных конференций;

б) участие в областных педчтениях;

в) посещение комнат, музеев, выставок; 

д) знакомство с новейшими методическими рекомендациями по поисково-краеведческой работе.

Краеведение комплексно по самой своей сути. Оно учит постигать и природу, и общество, и самого человека. Причём природа открывается юному человеку в краеведении не в виде абстрактного, а потому лишённого души знания, а как родная природа. Он осознаёт себя частью этой природы. Можно смело утверждать, что краеведение на уроках географии - это то самое экологическое воспитание, о котором так много говорится. Краеведение на уроках истории рождает чувство исторической преемственности по отношению к обществу, в котором живёшь. А внешкольные краеведческие занятия помогают лучше понять своих предков, а через это - себя.

Краеведение даёт каждому поколению возможность осознать своё место в исторической перспективе и стоящие перед ним задачи.

VI. Воспитание нравственности.

Все, кто имеет отношение к краеведению, думаю, согласятся, что чувство нравственного долга - важнейший стимул краеведческой деятельности. Нельзя просто выучиться на краеведа, как это возможно в любом из видов профессионально-дисциплинарного знания. Им можно только стать. Для этого необходимо достичь определённого уровня духовного развития, когда дело, которым человек занимается, переходит в ранг судьбы и его собственной, и народной, становится столь эмоционально насыщенным, не теряя при этом своего профессионального характера, что человек уже просто не может не заниматься краеведением. Занятия краеведением становятся в этом случае нравственной потребностью, своего рода "наркотиком", каким, впрочем, является любая увлечённая созидательная деятельность человека.

С деревней Сяма Березниковского поселения связана жизнь писателя – вологжанина Ивана Васильевича Евдокимова, оставившего заметный след в развитии северной литературы. Лучшие, по словам писателя “самые ласковые и прекрасные годы жизни прошли на Сяме”. Здесь наполнялась молодая душа писателя любовью, радостью, неповторимыми чувствами. Вологодский Сямский Богородице-Рождественский монастырь находился перед окнами дома, в котором жили Евдокимовы. “Я любил монастырь, его сады, древние башни, зеленые огромные ворота, золотое кадило у надвратной иконы за решеткой, колокола … Устав от игр, я забирался в нижнюю низенькую церковь, прижимался в полумгле к теплой печке; какими-то странными переживаниями волновалось стесненное сердце…”. Монастырская декоративная обстановка действовала на пробуждение художественных наклонностей. Пасхальные ночи вызывали очарование. В этом признается писатель в своей подробной автобиографии: “Хорошо! Было так красиво, что снова неповторимо”. Теплые летние ночи у озера Кубенское были особенно запоминающимися. “Ночь текла ласково, спокойно, тепло, наполняя ребяческое сердце глубоким и тревожным ожиданием…”. Так в маленькой деревушке на Кирилловском тракте формировался вдохновенный певец истории искусства Русского Севера.

В память о талантливом писателе начала 20 века в Березниковской библиотеке Вологодского района прошел День информации “Культура Вологодского края – мост из прошлого в будущее”. В библиотеке собрались березничане, неравнодушные к истории малой родины.

Юные краеведы, члены кружка “Наследник” при Березниковской библиотеке Виктория Маширова, Татьяна Валина, Артур Асташин открыли книжную выставку-просмотр “Иван Евдокимов – вологжанин-краевед, искусствовед, писатель”.

Учащимися 7-го класса была подготовлена и проведена для населения презентация книги “Парни из нашей деревни” (об участниках ВО войны из д. Владычнево) Фарутина Николая Степановича, земляка, фронтовика, бывшего редактора газеты “Красный Север”.

День информации “Сторона моя заветная – Березниковский край родной”. Ребята из кружка “Народная педагогика” провели для населения и группы библиотекарей, участников областных курсов, заочную экскурсию по Березниковскому краю. Методисты областной детской библиотеки им. Тендрякова высоко оценили выступления учащихся. В награду дети получили возможность встретиться с новым детским писателем, который приедет на встречу в д.Березники.

Богата и многогранна культура Вологодского края. Множество талантливых людей подарила она России. “То, что известно отдельным “любителям” старины, должно стать в интересах просвещения и культуры России близким и дорогим всем. Познание своего прошлого есть познание настоящего и предсказание на будущее” - это послание И. Евдокимова нам живущим сейчас.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории  народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Краеведение способствует развитию   любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

Положительным результатом воспитания через краеведение можно отметить и то, что в нашей школе нет учащихся, состоящих на учете в КДН, все юноши выпускники нашей школы прошли службу в вооруженных рядах российской армии.

Занимаясь воспитанием учащихся через краеведение, мы подводим ребят к такому моменту, когда наши ученики начинают ощущать себя хозяевами своего края. Мы знаем и понимаем, что жизнь на этом не заканчивается, а продолжается. История еще не написана. И нам предстоит писать ее своим сердцем, умом, руками и делами своими. 

Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Наша задача научить детей беречь это большое счастье.