Актуальность преподавания Основ православной культуры в светской школе. Интегрированный урок спецкурса "Основы православной культуры"

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная российская образовательная система переживает большие изменения: ведение стандартов 2 поколения, нового Федерального закона “Об образовании” и многое другое. Обновление содержания образования предполагает новый взгляд на изучение основ православной культуры в школе как спецкурс. Этот вопрос возник давно и не случайно. Но в долгих спорах с трудом найдено решение проблемы.

Основы православной культуры для российского образования – проблема, прежде всего, не политическая, а образовательная. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам - литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью народа, с ментальностью, с глубинными основами отечественной культуры. Это - религия и, прежде всего, православная культура.

Культуру, самобытность может спасать только сам народ. Сегодняшний день характеризуется увеличением информации о мире через СМИ, через Интернет. Но через эти же каналы распространяется и насилие, безнравственность, пропагандируется оккультизм и деструктивные секты. В этой ситуации встает острая потребность в повышении качества гуманитарного образования ребенка, чтобы, вооружив его знаниями, защитить от обрушившейся лавины зла, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни.

Предназначение данного курса:

- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;

- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;

- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Преподавание истории религиозной мысли России можно одновременно назвать и возвращением к российской традиции, и образовательной инновацией, которая, в конечном итоге, должна повысить качество гуманитарных знаний наших школьников.

Её основное содержание связано с изучением культурообразующей религии России – православного христианства, однако наряду с этим программа знакомит учащихся с древними религиями и современной конфессиональной картиной мира. Делая акцент на изучении разнообразных (устных и письменных) вербальных форм религиозной культуры, программа также даёт представление об истории православия, о церковном искусстве, об устроении православного храма, о православном календаре, о православной этике, о культовой архитектуре других религий, о мифологии и другие знания

Авторская программа “История религиозной культуры” подходит для любого региона, она содержит тот общий фундамент, без которого не обойтись ни одному региону. Но каждый регион и даже каждый учитель в состоянии адаптировать отдельные темы к местным святыням, памятникам культуры, к региональному историческому опыту.

Таким образом, история религиозной культуры — это историческая дисциплина, изучающая:

• собственно религию, то есть взаимоотношения человека с Богом;

• религиозную этику и философию;

• искусство и народные традиции, связанные непосредственно с религией.

Предмет истории религиозной культуры также изучает влияние религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие области жизни и деятельности человека; события религиозной жизни.

К области истории религиозной культуры относятся история происхождения и смысл церковных Таинств и богослужений, религиозных понятий и символов.

Необходимо добавить, что, согласно православному вероучению, Бог непостижим для человеческого разума, а основа религии — вера (в Православии это вера в Святую Троицу, Спасителя и спасение) — явление таинственное, сугубо личное и не подлежит изучению, во всяком случае в рамках школьного историко-культурологического курса, каковым является “История религиозной культуры”. Изучение же религиозной жизни, отраженной и сохранившейся в культуре и истории народов, возможно и полезно для каждого современного школьника.

История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, всё самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.

Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории Египта, Китая, Индии, Греции, Рима, как и любого другого государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков этих культур.

Лучшие творения русской и западноевропейской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. И даже прикладное искусство, служащее в основном утилитарным целям, отражает и доносит до нас через века и тысячелетия определённые религиозные представления, идеалы и символы.

Таким образом, история религиозной культуры поможет нам в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.

Другая важная причина необходимости изучения истории религиозной культуры заключается в том, что мы живём в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех же учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

У нас же проблема, прежде всего, образовательная. Функция школы – передача культуры, социального опыта. Если спросить любого учителя, может ли он глубоко раскрыть особенности русской литературы и культуры без основ православной культуры. И услышите, что учителя очень нуждаются в знаниях о православной культуре для себя и для школьников. Если учитель литературы, искусства, истории говорит, что он может обойтись без таких знаний, значит, он сам не знает ни русской литературы, ни архитектуры, ни живописи, ни музыки, ни истории.

Новизна и сложность религиоведческих и религиозных курсов требует от системы образования обеспечения открытости и ясности как целей и задач, так и изложения учебного материала. Мы, включаясь в работу по изучению основ религиозной культуры, ставим перед собой простые, понятные всей общественности, родителям и детям цели.

Это:

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве,

- воспитание здорового образа жизни,

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,

- формирование культуры общения.

Мы не ставим вероучительных задач, думаем, что надо оставлять ребенку возможность с семьей разобраться, во что ему верить, как ему верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением.

“Создавать учебник по "Основам Православной культуры" и не писать хорошо, с любовью и уважением о предмете, было бы просто аморально. Тем более наша культура является частью мировой культуры. И отечественные исследователи, и зарубежные подчеркивают ее главную особенность - духовность. И нам нечего этого стесняться” А.В.Бородина.

Приложение 1 (Конспект урока)

Приложение 2 (Презентация к урок)