Формирование условий для непрерывного персонального роста педагогических кадров

Разделы: Администрирование школы


Можно с уверенностью сказать, что тема эта актуальна и сегодня. Ведь от  образовательного уровня, квалификации, профессионализма и успешной продуктивной деятельности каждого педагога зависит успех ДОУ в решении поставленных задач. Для развития этих уровней педагогам нашего ДОУ созданы необходимые условия. Вот следующие составляющие:

  • предоставить возможность для продолжения образования и самообразования;
  • обеспечить научно-методическую работу;
  • создать материально-техническое обеспечение и стимулирование.

Коротко остановлюсь на формировании данных условий в нашем ДОУ.

Образовательный уровень педагогов возрастает с каждым годом. Сегодня обучается в высших учебных заведениях - 6 воспитателей, 1- в педучилище, 2- младших воспитателя получают среднее педагогическое образование.

Проблема повышения профессионального мастерства педагога является одной из самых сложных и во многом зависит от правильно организованной научно-методической работы (НМР). В нашем детском саду она ведётся в двух направлениях:

  • вне детского сада (курсовая переподготовка педагогов, общение педагогов с коллегами других городов и местностей в период отпуска, сессии, командировки с целью обмена передовым педагогическим опытом);
  • научно-методическая работа внутри ДОУ и участие в ней педагогов.

Хотим напомнить, что НМР – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта система взаимосвязанных мер, нацеленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом.

Система НМР в нашем  учреждении предусматривает ряд мероприятий. Их количество и перечень может быть разным и зависеть от конкретного детского сада. Зато эффективность методической работы даётся по конечному результату, а не  по числу разнообразно проведённых мероприятий.

Анализ анкетирования  23 педагогов показал, что непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого из них во многом зависит:

  • от курсовой переподготовки, организованной в городе или за её пределами;
  • от работы творческих групп;
  • от правильно организованной работы педагогических совещаний;
  • от участия педагогов в прохождении аттестации;
  • от участия в конкурсах по обмену передовым педагогическим опытом.

Подводя итоги, можно сказать, что наиболее интересными и эффективными формами работы являются те, в которые непосредственно вовлечены педагоги  для разработки, реализации и развития всех компонентов НМР.

Участие педагогов в тех или иных мероприятиях зависит от уровня их педагогической деятельности. В нашем коллективе мы выделяем 3 уровня:

  • адаптивный (характерен для начинающего педагога, его целью является адаптация к профессии) –2 педагога, молодые специалисты.
  • проблемно-поисковый (характерен для педагогов, которые нашли эффективные приёмы работы с детьми, оригинальные методики) – 13 педагогов
  • инновационный (педагог работает в режиме внедрения инноваций в практику) - 14 педагогов.

Приятно отметить, что педагоги не находятся на одном уровне, их педагогическое мастерство постепенно обогащается,  и они выходит на более высокую творческую ступень.

Приоритетным направлением в методической работе с воспитателями  нашего детского сада является развитие педагогического творчества. Мы согласны с мнением писателя Ю. Олеша: «Происходит известный в психологии процесс «заражения», окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие собственной работы, появляется состояние здоровой неудовлетворённости собой». Это подталкивает каждого педагога внедрять научную организацию труда в практику, систематически пополнять свои знания, создавать психологический настрой на  творчество, видеть свои достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения.

Ответственность за организацию НМР лежит на заместителе заведующего по воспитательной и методической работе. Она влияет на конкретизацию целей, задач, и содержания методической работы. Здесь же участвует педагог-психолог и педагоги-специалисты, консультируя воспитателей в пределах своей компетенции.

Для успешного осуществления этой работы необходима целенаправленная диагностика педагогического опыта воспитателей. Диагностика в нашем ДОУ проводится комплексно. Принцип индивидуального подхода, это вдумчивое проникновение в мир каждого педагога, в его стиль работы с учётом профессиональной подготовки, жизненного и социального опыта, в особенности его характера и поведения.

Организуется анкетирование с целью выявления проблемных вопросов. Анкета предполагает самооценку воспитателем собственной компетенции в решении определённых проблем и определение перспектив  собственного профессионального роста. Эти проблемы могут составить основу планирования. Кроме анкетирования проводится экспертная оценка деятельности педагога. Её осуществляет группа из администрации, педагога –психолога, старшего воспитателя с привлечением педагогов высшей категории. Данные заносятся в диагностическую карту каждого педагога. Затем обобщаются. Диагностические данные позволяют дифференцированно подойти к организации научно-методической работы и способствуют обобщению и распространению передового опыта педагогов.

Одной из активных форм методической работы можно назвать процесс самообразования.  Каждый педагог вправе выбрать проблему и средства для её решения. Большим стимулом в этом является участие педагогов в аттестации. Темы самообразования актуальны, в опыте каждого педагога присутствуют элементы опережающего, положительного развития и самосовершенствования  педагогического роста каждого педагога. Мне нет необходимости рассказывать последовательность работы с каждым педагогом по данному направлению, так как это работа достаточно индивидуальна и требует создания соответствующих дополнительных условий.

Материально-техническую базу в ДОУ мы рассматриваем в неразрывном единстве с образовательной средой. Для всестороннего развития детей созданы условия. В достаточном количестве методическое обеспечение, игровой и демонстрационный материал, но для удовлетворения потребностей педагогов в осуществлении своих задач обобщённо ДОУ нуждается:

  • в многофункциональной мебели;
  • в дополнительном оборудовании;
  • в демонстрационном, ТСО, КСО;
  • в пополнении книжного фонда;
  • в стимулировании деятельности педагога

Большую роль в персональном росте оказывает социальная значимость личности педагога: активное участие в общественной работе, авторитет среди педагогов и детей, если опыт данного педагога используется другими.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для непрерывного персонального роста педагогических кадров необходим принцип индивидуального подхода к каждому педагогу и формирование условий для успешной реализации его задач.