Жизнь и творчество И.С. Баха

Разделы: Музыка


Цель и задачи: повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме, повышение интереса к изучаемому предмету.

Итоговое занятие состоит из двух разделов: музыкального (викторина) и теоретического (кроссворды, тесты)

I. В викторину из 5 (10) номеров входят начальные фрагменты изученных произведений. Сочинения для органа («Токката и фуга» ре минор, хоральная прелюдия фа минор), клавира (французская сюита  № 2 до минор, двухголосные инвенции до мажор и фа мажор, синфония си минор, прелюдия и фуга до мажор из I тома «ХТК»). В более сильных группах, по желанию педагога, можно дополнительно включить в викторину и другие произведения, не предусмотренные программой ДМШ (например, прелюдии и фуги до мажор и соль минор из I тома «ХТК», части мессы си минор, оркестровой сюиты № 7).

Проводится викторина по-разному:

1. Учащиеся сами записывают названия прослушанных и угаданных номеров.

2. Учащимся выдаются карточки с заранее напечатанным списком произведений, вошедших в викторину, а номера они ставят самостоятельно.

II. В теоретическом разделе итогового урока могут быть использованы либо кроссворды, либо тесты, либо то и другое. Это зависит от возраста учащихся, уровня их подготовки, особенностей группы. В одной группе могут обучаться дети с разницей в возрасте до 5 - 6 лет (отделения народные, духовые инструменты). Старшие успевают на уроке  выполнить оба задания, младшие – только кроссворд или тест.

Кроссворды

Вариант 1

По вертикали:

1. В каком городе родился И. С. Бах?

2. Какой композитор в 1829 году открыл миру творчество И. С. Баха?

3. Произведение И. С. Баха – «Хорошо темперированный …»

4. Как И. С. Бах называл свои трёхголосные инвенции?

По горизонтали:

5. Как переводится на русский язык фамилия великого композитора?

6. В каком городе И. С. Бах служил кантором школы певчих при церкви св. Фомы?

7. В каком городе жил И. С. Бах с 1708 года?

8. Хоровое церковное песнопение, название которого произошло от греческого «choros»

9. Короткая и яркая мелодия, звучащая в начале инвенции или фуги

10.  Циклическое произведение, основные части которого –  аллеманда, куранта, сарабанда,          жига

11. Произведения И. С. Баха «… по Иоанну», «… по Матфею»

12. «Король музыкальных инструментов»

13. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге.

14. «Подражание», повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе

Ответы: по вертикали – 1 Эйзенах. 2 Мендельсон. 3 клавир. 4 синфонии. 

По горизонтали – 5 ручей. 6 Лейпциг. 7 Веймар. 8 хорал. 9 тема. 10 сюита.

11 «страсти». 12 орган. 13 интермедия. 14 имитация.

Вариант 2

По горизонтали:

1. «Многоголосие»

2. Третий раздел фуги

3. Инструмент, на котором играют не только руками, но и ногами

4. Музыкальное «зерно» инвенции или фуги

5. Трёхголосная инвенция

6. «Выдумка», «изобретение» (название жанра)

7. Импровизационная пьеса, предшествующая знаменитой органной фуге

8. Первый раздел фуги

9. Часть «малого цикла», «вступление» – «… и фуга» («Х.Т.К.»)

10. Имя знаменитого Баха

11. Британский матросский танец, часть сюиты

12. Инструмент, «предок» рояля (для него писал И.С. Бах)

13. Старинный испанский трёхдольный танец-шествие, часть сюиты

14. Циклическое произведение, в переводе с французского означающее «ряд», «последовательность»

15. Старинный немецкий четырёхдольный танец, часть сюиты

По вертикали – ключевое слово:

16. Мелодия – продолжение темы, звучащая одновременно с ней в другом голосе. Бывает «удержанным».

Ответы: 1 полифония. 2 реприза. 3 орган. 4 тема. 5 синфония. 6 инвенция.  

7 токката. 8 экспозиция. 9 прелюдия. 10 Иоганн. 11 жига. 12 клавесин.

13 сарабанда. 14 сюита. 15 аллеманда.

Ключевое слово – противосложение.

Тесты

Вариант 1

1. Как переводится с немецкого языка на русский слово «бах»?

А – река

В – ручей

С – море

2.  Представителем какой эпохи был И. С. Бах?

А – барокко

В – классицизм

С – романтизм

3. В каком году родился И. С. Бах?

А – в 1785

В – в 1685

С – в 1585

4. Сколько лет прожил Бах?

А 55

В – 65

С 75

5.  Во сколько лет И. С. Бах остался круглым сиротой?

А в 9

В – в 10

С в 11

6. Где учился И. С. Бах с 1700 по 1703 годы?

А – Бонн, консерватория

В – Арнштадт, музыкальное училище

С – Люнебург, школа церковных певчих

7. Как звали первую жену И. С. Баха?

А – Мария Магдалена

В – Анна Мария

С – Мария Барбара

8. С каким музыкантом не состоялось творческое состязание из-за трусости противника и явного превосходства Баха?

А – с Падре Мартини

В – с Луи Маршаном

С – с Карлом Бёмом

9. В каком городе жил Бах с 1717 по 1723 год?

А – в Лейпциге

В – в Веймаре

С – в Кетене

10. По какой причине Бах с семьёй переехал в Лейпциг?

А – чтобы дать сыновьям хорошее образование

В – поссорился с герцогом

С – захотел поменять место службы

11. Кем служил Бах в Лейпциге?

А – кантором при церкви Святого Фомы

В – церковным органистом

С – придворным капельмейстером

12. Кому посвящено сочинение Баха «Музыкальное приношение»?

А -  композитору Георгу Фридриху Генделю

В - прусскому королю Фридриху II

С – композитору Антонио Вивальди

13. Какой недуг омрачал последние годы жизни композитора?

А – глухота

В – слепота

С – грипп

14. В каком году состоялось перезахоронение останков И. С. Баха?

А – в 1874

В – в 1884

С – в 1894

15. Какое произведение Баха, возродившее интерес к его творчеству, прозвучало в 1829 году в Берлине?

А – «Высокая месса» си минор

В – «Страсти по Иоанну»

С – «Страсти по Матфею»

Вариант 2

1.  Как переводится на русский язык слово «барокко»?

Аукрашение из камней и раковин

В – жемчужина неправильной формы

С гранатовый браслет

2.  В какие годы жил Бах?

А – 1575 – 1650

В – 1785 – 1850

С – 1685 – 1750

3.  В каком городе родился И. С. Бах?

А – в Арнштадте

В – в Ордруфе

С – в Эйзенахе

4.  Кто после смерти родителей занимался воспитанием И. С. Баха?

А – старший брат

В – тётя

С – дядя

5. Что переписывал по ночам маленький Иоганн Себастьян?

А – произведения немецких композиторов

В – стихи немецких поэтов

С – рассказы немецких писателей 

6. В какой город в 1705 году И. С. Бах отправился пешком, чтобы послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде?

Ав Любек

В – в Витшток

С – в Потсдам

7. В каком городе жил И. С. Бах с 1708 по 1717 год?

Ав Ордруфе

В – в Эйзенахе

С – в Веймаре

8. За что в Веймаре Бах был арестован?

А – за требование увольнения

В – за требование повышения жалования

С – за требование вышестоящей должности

9. Для какого инструмента Бах написал «Хорошо темперированный клавир»?

А – для клавесина

В – для фортепиано

С – для органа

10. Кто такая Анна Магдалена Вилькен?

А – вторая жена Баха

В – вторая жена принца Леопольда Анхальт-Кетенского

С – вторая жена прусского короля Фридриха II

11. Сколько лет Бах прожил в Лейпциге?

А – 26

В – 27

С – 28

12. Во сколько лет Бах получил звание «придворного композитора»?

А – 49

В – 50

С – 51

13. Какое произведение стало последним сочинением Баха?

А – «Гольдберг-вариации»

В – «Токката и фуга» ре минор

С – «Искусство фуги»

14. Где был похоронен И. С. Бах?

А – Лейпциг, вблизи церкви Святого Фомы

В – Люнебург, вблизи Михаэлевского монастыря

С –  Арнштадт, вблизи Новой церкви

15. В каком году было создано «Баховское общество»?

А – в1840

В – в 1850

С – в 1860

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

Занятие проходит интереснее с использованием MyTest X – «системы программ  для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале» (из характеристики MyTest X).

В конце урока по каждой форме работы учащимся выставляются оценки (викторина, кроссворд, тест).