Электронная таблица и табличный процессор. Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Технологическая карта модели урока

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая цель: создать условия для актуализации и закрепления учебной информации.

Цели урока:

Образовательная:

  • знакомство с технологией обработки числовых данных;
  • умение выделять главное в электронных таблицах Excel;
  • умение различать типы данных и применять их на практическом занятии;
  • формирование знаний о способах применения и оформления электронных таблиц;
  • умение правильно записывать формулы в таблицах с использованием ссылок;
  • формирование способности установить связь электронных таблиц Excel с другими изучаемыми предметами.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, умение обобщать, конкретизировать;
  • формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;
  • формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение друг к друг;
  • способствовать развитию активности, инициативности.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, репродуктивный, метод проектов, информационно-развивающий, фронтальный опрос.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Средства обучения: учебник Н.Д.Угриновича “Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень” учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, рабочие тетради, авторучки, экран, компьютер, компьютерная презентация по теме урока.

Введение

Занятие состоит из следующих основных этапов:

  1. Актуализация знаний.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление знаний.

Для проведения лекционного занятия используются педагогические технологии Критического мышления “Вызов – Осмысление – Размышление”

1 стадия “Вызов” - актуализация знаний, проверка знаний, полученных в 9 классе об электронных таблицах в виде самостоятельной работы.

2 стадия “Осмысление” - изучение нового материала с использованием стратегии “Бортовой журнал” - учащиеся заполняют лекционный бланк, по ходу изучения нового материала.

3 стадия “Размышление” - закрепление знаний, вопросы учащимся о пройденном материале, проверка самостоятельной работы.

На занятии применяются следующие методы обучения: наглядный, частично-поисковый, репродуктивный, метод проектов, информационно-развивающий, фронтальный опрос.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие учителем учеников Приветствие учителя.
Целеполагание и мотивация Тема урока “Электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации” Записать тему урока.
Актуализация теоретических знаний Письменный опрос на карточках по теме “Электронные таблицы MS Excel” повторение курса 9 класса

Задания:

  1. Выбрать верный ответ поставленного вопроса.
  2. Указать рабочие элементы электронной таблицы MS Excel.
Опрос на карточках
Изучение нового материала Изложение нового материала, организация обсуждения; просмотр слайдов.

План конспекта:

  1. Средства обработки числовых данных на компьютере;
  2. Понятие электронной таблицы, основные функции электронных редакторов;
  3. Работа с данными, типы данных;
  4. Оформление электронных таблиц;
  5. Ввод формул;
  6. Физкультминутка;
  7. Абсолютная и относительная адресация;
  8. Организация межпредметных связей с:
    • Математикой;
    • Экологией;
    • Механикой.
Заполнение лекционного бланка

Приложение3.doc

Закрепление знаний Проверка усвоения изученного материала на репродуктивном уровне.

Проверка самостоятельной работы учащихся.

Вопросы на закрепление:

  1. Назначение электронных таблиц?
  2. Какие данные можно вводить в ячейки таблиц?
  3. Какие типы данных используются в электронных таблицах?
  4. В чем заключается отличие абсолютных ссылок от относительных?
Отвечают устно на вопросы, используя свой конспект.
Подведение итогов занятия

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели занятия. Определение перспективы последующей работы. Запись д.з.

Конспект

1. Письменный опрос учащихся. (Приложение1.doc)

Проверка ответов и оценка уровня своих знаний. (Приложение2.ppt)

2. Изучение нового материала.

2.1. Простейшим средством обработки числовых данных на компьютере является стандартная программа Windows Калькулятор. Однако возможности этой программы ограничены, с ее помощью трудно обрабатывать большие массивы числовых данных, являющихся результатами экспериментов, статистических данных и т.д.

Таким образом, одной из самых оригинальных идей в области компьютерных информационных технологий стала идея использования электронных таблиц, которые позволяют автоматизировать табличные расчеты, редактировать и печатать ведомости, а также наглядно представлять результаты обработки в виде диаграмм и графиков.

Приложение4.ppt

2.2. Электронная таблица – самая распространенная форма и мощная технология для профессиональной работы с данными. Вычислительные возможности электронных таблиц позволяют создавать любые документы, содержащие текстовые и числовые данные, рисунки и графики, формулы и функции и др.

Табличный процессор используют для:

  1. составления численных экспериментов и подбора оптимальных параметров,
  2. решения задач математического моделирования,
  3. решения математических задач,
  4. наглядного представления данных в виде таблиц и функций,
  5. построения диаграмм и графиков различного типа,
  6. форматирования и красочного оформления таблиц,
  7. печати итоговые документов.

Такое многообразие возможностей позволяет использовать электронные таблицы не только для решения финансовых и бухгалтерских задач. Область ее применения сейчас намного шире: в научных и инженерных расчетах, в учебном процессе, в административной и управленческой сферах деятельности, в повседневной жизни.

Внешний вид электронных таблиц:

2.3. Элементы электронной таблицы

  1. Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов. Максимальное количество строк равно 65536, столбцов – 256. Каждое пересечение строки и столбца образует ячейку, в которую можно вводить данные (текст, число или формулы).
  2. Номер строки определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля (1,2 ,3 и т.д.).
  3. Буква столбца – определяет колонку в электронной таблице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: A – Z, затем AA – AZ, затем BA – BZ и т.д.
  4. Ячейка – первичный элемент таблицы, содержащий данные; место пересечения столбца и строки.
    Каждая ячейка имеет свой собственный уникальный адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки. Например, адрес В3 определяет ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3.
  5. Активная (текущая) ячейка помечена указателем. Ввод данных и некоторые другие действия по умолчанию относятся к текущей ячейке. Адрес текущей ячейки указывается в строке формул.
  6. Диапазон представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Блок может состоять из одной или нескольких ячеек, строк или столбцов. Блок можно задать при выполнении различных команд или вводе посредством выделения на экране.

Адрес диапазона состоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13:С19, А12:D27 или D5:F5.

2.4. Работа с данными

Ввод текста

Текст – последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов (например, запись “32 Мбайт” - является текстовой). Если ширина текста больше ширины ячейки и ячейка справа пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе данных в соседнюю ячейку предыдущий текст будет обрезан (но при этом в ячейке он будет сохранен полностью).

По умолчанию после фиксации текста в ячейке он будет прижат к левому краю. Это объясняется традиционным способом письма (слева направо).

Ввод чисел

Числа в ячейку можно вводить со знаков =, +, - или без них. Если ширина введенного числа больше, чем ширина ячейки на экране, то вместо числа ставит символы #### (при этом число в ячейке будет сохранено полностью).

Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая или точка в зависимости от настройки. По умолчанию – запятая.

По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю. Это объясняется тем, что при размещении чисел друг под другом (в столбце таблицы) удобно иметь выравнивание по разрядам (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.).

2.5. Типы данных

Формат/Ячейки/Числа

  • Числовой;
  • Процентный;
  • Денежный;
  • Дата;
  • Время; и другие

Пример оформления работы в электронных таблицах:

2.6. Ввод формул. В электронных таблицах можно оформлять и выполнять как простые, так и сложные расчеты.

Для более сложных расчетов в электронных таблицах в формулах используются ссылки на адреса ячеек: относительные и абсолютные. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другую ячейку.

Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Относительные ссылки имеют вид: А1, В3 и т.д.

Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемым значением адреса ставится знак доллара: $А$1.

Функция Автозаполнения позволяет заполнять (копировать) данными область ячеек по введенным данным или формулам.

Также в электронных таблицах есть еще одна широкая возможность – использование встроенных функций – одна из самых распространенных математическая функция Автосуммирование, которая используется для автоматического суммирования чисел с помощью функции СУММ.

2.6. Применение таблиц в различных отраслях деятельности

Технология обработки числовых данных с помощью электронных таблиц является одним из разделов базового курса информатики. Данный материал позволяет сделать акцент на практической составляющей информационных технологий, организовать межпредметные связи в рамках изучения отдельных тем алгебры, геометрии, физики и других предметов.

Межпредметные связи, являются как одна из форм интеграции, которую можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний.

Пример применения электронных таблиц в следующих предметах:

  • Математика
    • в математике – расчет таблицы умножения (простой пример – указать ссылки смешанные) и таблица график функции синус и косинус.
  • Экология
    • в экологии – расчет кислорода.
  • Механика
    • в механике – расчет реакции опор.

Таким образом, распространённость и широкая область применения электронных таблиц придаёт особое значение изучению данной системы. Данная программа может использоваться как универсальное средство для решения широкого круга экономических и технических задач, позволяет автоматизировать процесс проведения сложных расчётов, имеет большой арсенал средств для анализа и представления данных. Электронные таблицы можно использовать как самостоятельный продукт, так и совместно с другими приложениями.

3. Контроль. Закрепление знаний.

Вопросы на закрепление материала:

  1. Назначение электронных таблиц?
  2. Какие данные можно вводить в ячейки таблиц?
  3. Какие типы данных используются в электронных таблицах?
  4. В чем заключается отличие абсолютных ссылок от относительных?

4. Домашнее задание – работа с конспектом лекции.