Цветок – орган полового размножения

Разделы: Биология


Учебник: Академический школьный учебник УМК «СФЕРЫ», Л.Н.Сухорукова,

В.С. Кучменко «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2007.

Цель урока: изучить строение цветка как генеративный орган покрытосеменных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о цветке, как генеративном органе цветковых растений;
  • раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинки;
  • научить определять цветки с простым и двойным околоцветником;
  • изучить особенности строения пестичных и тычиночных цветков, а также однодомных и двудомных растений;
  • рассмотреть наиболее распространенные соцветия и их биологическое значение.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать практические навыки по распознаванию цветков и соцветий различных растений;
  • формировать развитие памяти, мышления, внимания;
  • продолжать развивать навык работы с компьютером и интерактивной доской
  • формировать научное мировоззрение.

Воспитательные:

  • формирование культуры речи;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • способствовать развитию экологического воспитания и охраны окружающей среды.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.

Продолжительность урока: 45 минут.

Материалы и оборудование: учебник УМК «СФЕРЫ», Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2007. CD-ROM «Биология. Живой организм. 6 класс» (электронное приложение), видеоиллюстрации телекомпании «СГУ ТВ», компьютер, интерактивная доска HITACHI, мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point), модели цветков различных растений: тюльпана, вишни, яблони, картофеля; иллюстрации цветков и соцветий, букет срезанных цветов, таблица «Строение цветка», рабочие листы, цветной мел.

Ключевые слова и понятия: цветок, чашечка, венчик, цветоложе, постой и двойной околоцветник, тычинка, пестик, завязь, семязачаток, генеративные органы растения, соцветие.

Презентация к уроку представлена в Приложении 1

Рабочий лист для учащихся – в Приложении 2

Структура урока

I.  Организационный момент – 1 мин.

II. Актуализация знаний – 10 мин.

III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 20 мин.

IV. Закрепление –10 мин.

V.  Домашнее задание – 2 мин.

VI. Итоги урока – 2 мин.

Ход урока

Содержание урока

Методы и средства обучения

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, информация по оформлению и заполнению рабочих листов (запись в листах  Ф.И. учащихся).

Вступительное слово учителя.

Слайд №1 презентации.

II. Актуализация знаний

Подведение к теме

Если и постаралась природа в создании удивительных форм и красок в растительном мире, то ей в полной мере удалось проявить это на цветах.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Ребята, подумайте, у всех ли растений образуются цветки?

(Ответ: Цветки образуются только у цветковых растений).

- А теперь давайте вспомним, какие растения называют цветковыми?

(Ответ: Цветковыми называют такие растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни).

Цветение представляет собой наиболее яркое и значительное явление  в растительном мире. Снежный покров еще не успевает освободить землю, а на проталинах уже появляются ранневесенние первоцветы: мать и мачеха, подснежники, пролески. Но есть растения, которые зацветают в конце весны или летом. Это сирень, черемуха, пионы, нарциссы, земляника, картофель, яблоня.

Цветение – это переломный период в индивидуальном развитии, во время которого растение переходит от вегетативного роста к образованию органов размножения.

Слайд №2 презентации.

Вопросы классу.

- Для начала давайте вспомним, а какое строение имеет цветковое растение?

(Предполагаемый ответ учащихся: стебель, корень, лист, цветок, плоды с семенами).

- А на какие две группы можно разделить вышеперечисленные органы растения?

(Ответ: вегетативные - стебель, корень, лист; генеративные - цветок, плоды с семенами).

- Какие функции выполняет цветок?

(Ответ: привлечение насекомых  для опыления, на месте цветка образуется плод с семенами.)

- А какое строение имеет цветок в соответствии с выполняемыми функциями это и предстоит нам узнать на сегодняшнем уроке.

Выполнение задания №1 в рабочем листе с последующей проверкой.

Слайд №3 презентации.

III. Изучение нового материала

1. Строение цветка

Выделяют следующие части в строении цветка:

Цветоножка – это часть видоизмененного стебля, несущая цветок.

Цветоложе – это расширенная часть цветоножки, на которой располагаются все остальные части цветка.

Чашелистики, лепестки, тычинки являются видоизмененными листьями.

Чашелистики образуют чашечку, которая может быть сростнолистная или раздельнолистная.

Лепестки цветка образуют венчик, который может быть сростнолепестным или раздельнолепестным.

Совокупность чашечки и венчика называется околоцветником.

Чашечка околоцветника защищает части цветка от неблагоприятных воздействий, а венчик привлекает насекомых – опылителей.

Околоцветники бывают двух видов: простой и двойной.

Простым околоцветником называется такой, который состоит из чашечки или из венчика.

Двойным околоцветником называется такой, в котором присутствуют и чашечка и венчик.

Пестик – это женская часть цветка, участвующая в образовании плодов.

Тычинка является мужским генеративным органом цветка.

А теперь давайте более подробно рассмотрим строение пестика и тычинки.

Запись темы урока на доске.

Рассказ учителя с элементами беседы и с демонстрацией наглядного материала.

Слайд № 4 презентации.

Демонстрация моделей цветков вишни, яблони, картофеля.

Выполнение заданий 

№2 и №3 в рабочем листе.

2. Строение пестика

В пестике выделяют следующие части: рыльце, столбик, завязь. В завязи располагаются семязачатки, в которых созревают женские половые клетки – яйцеклетки.

Фрагмент медиарассказа «Цветок», телекомпания СГУ ТВ.

Слайд № 5 презентации.

3. Строение тычинки

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. В пыльнике тычинки созревает пыльца, в которой формируются мужские половые клетки – спермии.

- Ребята, а как выдумаете, почему пестик и тычинки называют главными частями цветка? (Ответ: пестик и тычинки участвуют в образовании плодов и семян, т.е. в размножении растений).

- А можно ли считать цветок видоизмененным побегом и почему? (Ответ: Да. Как и любой другой побег, цветок развивается из почки, и его основная функция – образование плодов и семян).

Вывод: Цветок является видоизмененным побегом, основная функция которого – это образование плодов и семян, т.е. участие в процессе семенного размножения растений.

Фрагмент медиарассказа «Цветок», телекомпания СГУ ТВ.

Вопросы классу.

Формулировка вывода с последующей записью

в рабочем листе (задание № 4).

4. Пестичные и тычиночные цветки

- Ребята, теперь давайте выясним, а все ли цветки имеют одновременно и пестики и тычинки? Как вы думаете?

(Ответ: не все).

Среди всего многообразия цветков выделяют:

- обоеполые цветки – это цветки, которые имеют в своем строении и пестик и тычинки. Например, цветок вишни.

- раздельнополые цветки – это цветки, которые имеют в своем строении или  пестик или тычинки. Поэтому раздельнополые цветки бывают двух видов: пестичные (женские) цветки и тычиночные (мужские) цветки.

Вопрос классу.

Рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала.    

Слайды №4 и  № 6 презентации.

Выполнение задания №5

в рабочем листе.

5. Однодомные и двудомные растения

Если раздельнополые цветки располагаются на одном и том же растении, то растение называется однодомным. К таким растениям относятся: береза, лещина, дуб, кукуруза, огурцы.

У двудомных растений раздельнополые цветки располагаются на разных растениях. Например: у ивы, тополя.

Рассказ учителя

Слайд № 7 презентации

Выполнение задания № 6

в рабочем листе

6. Соцветия и их типы

С появлением цветка, растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. У большинства растений цветки располагаются не поодиночке, собраны в группы – соцветия. О них и пойдет речь далее.

Соцветия – это совокупность цветков, расположенных в определенном порядке на общей оси специализированного побега.

Соцветия могут быть: простые и сложные.

У простых соцветий цветки расположены на главной оси. Например, соцветие кисть.

У сложных соцветий цветки расположены на боковых осях.

 Например, соцветие сложный колос.

 Как вы думаете, в чем заключается биологическое значение соцветий? (Ответ: биологическое значение соцветий заключается в том, что большое количество расположенных рядом мелких цветков увеличивает вероятность их опыления,

а следовательно, и оплодотворения).

Рассказ учителя.

Фрагмент медиарассказа «Соцветия», телекомпания СГУ ТВ.

Вопрос классу.

7. Характеристика типов соцветий

Цветок олицетворяет одно из красивейших явлений природы, восхищает нас не только формой, но и разнообразием окраски. А каких только видов соцветий не встретишь в растительном мире!

(См. таблицу)

Рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала.

Слайд № 8 презентации.

Выполнение задания № 7

в рабочем листе.

IV. Закрепление

1. Тестирование

Выберите правильные ответы:

1. Цветок – это орган:

А) полового размножения;

Б) бесполого размножения.

2. Околоцветник называют простым, если он образован:

А) чашелистиками;

Б) лепестками;

В) листочками;

Г) чашелистиками и лепестками.

3. В тычинках находятся:

А) мужские половые клетки;

Б) женские половые клетки.

4. В пестике находятся:

А) мужские половые клетки;

Б) женские половые клетки.

5. Растения, пестичные и тычиночные цветки которых развиваются на разных растениях:

А) однодомные растения

Б) двудомные растения

6. Соцветия у растений бывают:

А) простые;

Б) сложные.

7. Соцветие головка у:

А) гороха посевного;

Б) клевера ползучего;

В) сирени;

Г) пшеницы.

8. Цветки с раздельнолистной чашечкой и раздельнолепестным венчиком у:

А) картофеля;

Б) тюльпана;

В) колокольчика;

Г) вишни.

9. Сложный околоцветник

у цветков:

А) тюльпана;

Б) яблони;

В) земляники;

Г) колокольчика.

10. Простой околоцветник у цветков:

А) лилиии;

Б) колокольчика;

В) вишни;

Г) тюльпана.

Выполнение задания № 8

в рабочих листах с последующей проверкой.

Сдаются листочки с ответами.

Ответы на слайде.

Выставить оценки исходя из следующих критериев:

«5» - все ответы правильные;

«4» - 1 - 2 ошибки;

«3» - 3 ошибки;

«2» - 4 и более ошибок.

Слайд № 9 презентации.

2. Задание «Строение цветка»

Выполнение задания на интерактивной доске.

Слайд № 10 презентации.

V. Домашнее задание

§ 35,  задание в тетради – тренажере: стр.51 №10; стр.54 № 4.

Запись задания на доске.

VI. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Слайд № 11 презентации.