Соли угольной кислоты. 9-й класс

Разделы: Химия


Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи урока:

– отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;

– повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;

– воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и своих знаниях, навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока: изучение новой темы

Методические приемы: рассказ, демонстрации опытов.

Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы должны изучить соли угольной кислоты. Но прежде чем отправимся в увлекательный мир карбонатов, нам надо повторить свойства и строение H2CO3.

(2 человека у доски, 3 человека на рабочем месте)

У доски

1. Дать характеристику угольной кислоте: сила, основность, содержание кислорода. Составить уравнение диссоциации.

2. Химические свойства угольной кислоты.

На месте.

  1. Дать характеристику аллотропным модификациям углерода.
  2. Дать сравнительную характеристику физических и химических свойств оксида углерода (VI) и оксида углерода (II): строение молекул, физические и химические свойства.
  3. Допишите определения:

а) адсорбция – это процесс – …

б) процесс выделения поглощенных веществ называется …

Пока ребята готовят ответы на вопрос, мы проведем небольшую письменную работу (10 вопросов)

  • Разновидности простого вещества, образованного одним и тем же химическим элементом? (Аллотропные видоизменения)
  • Электронная формула атома углерода. (1s22s22p2)
  • Количество электронов на внешнем уровне у элементов IV группы главной подгруппы (четыре)
  • Летучие водородные соединения С и Si? (СН4 – метан, SiН4 – силан)
  • Формула высших оксидов элементов IV группы главной подгруппы? (RО2)
  • Масса 0,5 моль СО2 ? (22г)
  • Объем 2 моль СН4 при н.у.? (44,8 л)
  • Чего больше по массе в угарном газе углерода или кислорода? (кислорода С:О=3:4)
  • Степень окисления углерода в угарном газе и углекислом газе? (+2;+ 4)
  • Что такое сухой лед?

Проверка (правильные ответы на доске)

Ребята проверяют исправляют ошибки, выставляют себе оценки.

Проверка ответов у доски: рассмотрим свойства H2CO3.

III. Объяснение нового материала.

H2CO3 диссоциирует в две стадии. Сколько типов солей образует данная соль?

(По ходу опроса записывают схему на доске)

H2CO3

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с солями угольной кислоты (питьевая сода, известняк, мрамор, мел и т.п.)

Списывают с доски в тетрадь тривиальные названия солей.

Стихотворение о карбонатах. (Пока учащиеся пишут)

На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат красавец – мрамор.
Славен именем каррары
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом
Возводя за домом дом.
И способен и умел младший
Мягкий братец мел.
Как рисует посмотри
Этот …СаСО3.

CaCO3 – мел, известняк, мрамор

NaHCO3 – питьевая сода

Na2CO3 – кальцинированная сода

Na2CO3·10H2O – кристаллическая сода

CaCO3 – жемчуг (минерал арагонит)

Получение солей: назовите лабораторный способ получения солей.

(кислота + основание–> соль + вода – реакция нейтрализации)

Для получения солей угольной кислоты используют –>C02

2NaOH+CO2–>Na2CO3+H2O, если избыток CО2 получаются кислые соли

Na2CO3+CO2+H2O–>2NaHCO3

Химические свойства.

  1. Отношение к нагреванию.
  2. CaCO3–> CaO + CO2

    CaHCO3–>CaCO3+CO2+H2O

    (Это свойство позволяет использовать гидрокарбонаты в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя теста)

    В результате реакций выделяется CO2, как его обнаружить?

    – лучина тухнет.

    - через раствор известковой воды (Ca (OH)2) образуется осадок белого цвета.

    Ca(OH)2+CO2–>CaCO3+H2O,

    но если дальше пропускать CO2 осадок растворяется

    CaCO3+CO2+H2O–>Ca(HCO3)2

  3. Реагирует солями (тип реакций?)
  4. Na2CO3+CaSO4–>K2SO4+CaCO3

    (На доске расписывает ученик полное и сокращенное ионное уравнение)

  5. С кислотами
  6. Na2CO3+2HCl–>2NaCl+CO2+H2O

    Наблюдение “вскипание”.

    Реакция взаимодействия солей H2CO3 с кислотами – качественная.

    Геологи используют это свойство для определения карбонатных минералов.

    Опыт.

    Na2CO3+HCl

    Na2CO3(р-р)+HCl

    CaCO3(мел)+HCl

    вскипание

    Самостоятельно составьте уравнения химических реакций.

  7. Гидролизу подвергаются соли угольной кислоты образуя в результате кислые соли в щелочной среде.

Испытать раствор Na2CO3 индикатором фенолфталеином (раствор малинового цвета)

Вывод: соли угольной кислоты имеют общие свойства солей и специфические: 1) взаимодействие с кислотами; 2) гидролиз.

IV. Решение задачи

Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.

V. Подведение итогов урока (выставление оценок).

VI. Домашнее задание § 33, № 21-22 (с. 91-92) устно, задача 3 (с.92).

13.05.2011