Развитие личности обучающегося в процессе исследовательской деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


И в наши дни одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Как показал этот опыт, вовлечение в исследовательскую деятельность как можно большего числа обучающихся, позволяет выявить иногда явно никак не проявляемую одаренность, способствует повышению интереса к различным междисциплинарным вопросам, социальным и экологическим проблемам, стоящим перед современным человечеством. Исследовательская деятельность в школьном возрасте обеспечивает не только интеллектуальное, но и социальное, нравственное воспитание личности ребенка. Представление результатов исследовательских проектов детей на конкурсах, конференциях прививает культуру общественных выступлений, умение вести дискуссию, принимать иные точки зрения, ценности других культур, толерантные взгляды.

Дополнительное образование детей в Доме детского творчества п. Пурпе осуществляется педагогами на основе освоения передовых педагогических технологий и направлено на обеспечение разносторонности, привлекательности, уникальности и, в конечном счете, - результативности образования как практико-ориентированного образования. Дополнительное образование детей - это "зона ближайшего развития" личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Исходя из опыта работы, наиболее продуктивным методом профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей, является исследовательская деятельность обучающихся.

В исследовательской деятельности важно то, что педагог может и должен привлекать к исследованиям не только лучших воспитанников, имеющих высокие достижения в учебе, но и тех, кто пока себя не проявил. В деятельности Дома детского творчества исследовательская деятельность является одновременно средством:

  • создания условий проявления творческой, креативной одаренности обучающихся;
  • развития интереса воспитанников к новым знаниям и закрепления их;
  • развития важнейших социальных навыков;
  • нравственного и эстетического воспитания личности ребенка;
  • получения навыков работы с современными информационными технологиями.

Исследовательская деятельность - это условие для развития духовности, для развития личностного начала, того уникального в нас, что презентует нас в жизни.

Что же является движущей основой, которая приводит ребенка к желанию заниматься исследованием? Ответ прост: желание ребенка участвовать в конкурсах, фестивалях, и не только участвовать, но и побеждать. А любое желание - это импульс.

Исследовательский импульс - это феноменологическое включение в психические процессы вообще: восприятие, внимание, мышление, воображение. В нас самой природой заложено побуждение к исследованию, что дает нам возможность адаптироваться, выжить, победить обстоятельства, решить проблемные ситуации и прочее.


* Богоявленская М.Е. Природа проблем одаренных. Методическое пособие. //Школа: день за днем. Педагогический альманах. - www.den-za-dnem.ru/school.php.

** Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 24.

 Эффективность осуществления исследовательской деятельности, как в профессиональной сфере, так и в повседневной практике, связана с развитостью и устойчивостью исследовательской позиции личности. Развитая исследовательская позиция позволяет человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью.

В развитии личности исследование выступает универсальной способностью, так или иначе включённой во все виды деятельности, выступая основой познания мира, других людей, а также и самопознания. Однако, к сожалению, исследование редко становится основным алгоритмом взаимодействия личности с миром и другими людьми. И ещё более редко личность обращается с исследовательской позиции к самой себе. По мере взросления человек зачастую под давлением внешних (но, как ни странно, порой и внутренних) причин и обстоятельств утрачивает непосредственное стремление к познанию мира, утеривает исследовательскую активность. То, что в детстве казалось удивительным, - становится обыденным, что поражало в юности - в зрелости потеряло своё очарование. Социальные отношения, традиции, - все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Внутренне стремление к определённости во многом тормозит в нас изначальное стремление к свершению открытий. Находиться постоянно в "свободном полёте" поиска психологически трудно. Это требует постоянного внутреннего напряжения и вызывает большое сопротивление извне. Внешняя среда зачастую подавляет в развивающейся личности изначальное вопрошание к миру; она скорее предъявляет чёткие системы нормативов, догматики, незыблемых знаний, требуя от развивающегося человека их безапелляционного принятия. Сомнение в предъявляемых знаниях, критическое отношение к тем или иным нормативам - неудобны и нежелательны. Развивающийся человек, поначалу находясь в противоречивом состоянии выбора - исследовать или принимать на веру, - все больше и больше переходит на позицию конформизма, пассивно принимая и следуя внешним требованиям и внутреннему желанию жить спокойно.

Для исследователя необходима свобода от стереотипов, помогающая понять людей - себя и других. Необходимо развивать способность смотреть и видеть, наблюдать. Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытается вникнуть в суть явления. Если мы посмотрим в Библию, то обнаружим огромное количество суждений по поводу смотреть и видеть. "Своими глазами смотрят и не видят" [Евангелие от Марка 4:12]

А главное, именно исследовательская деятельность более всего помогает становлению личности детей школьного возраста, то есть процессу воспитания. Личность предполагает в первую очередь самосознание и проявляет себя в поступке. В развитии личности исследование выступает универсальной способностью, так или иначе включенной во все виды деятельности, выступая основой познания мира, других людей, а также самопознания. Разным людям разные предметы оборачиваются разными своими сторонами.

А есть ли у нас самих исследовательская позиция? А как она выражается в конкретных педагогических практиках нашей деятельности?

Учащийся - это не определенный возраст, а жизненная позиция. Значит надо учиться всю жизнь. Но как учиться? С удовольствием, со страстным желанием познать, открыть? Или просто выучить так, чтоб от зубов отскакивало и получить пять, но ничего не понимать в том, о чем ты только что, так блистательно доложил. Чтобы научить учиться с желанием, надо чтобы форма обучения соответствовала душевному состоянию учащегося, а настроение создаст сам педагог - творец детских душ.


* Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М, 2001, С.97, 99.

Для совершенствования работы с высокомотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности в нашем образовательном учреждение функционирует научное общество обучающихся (НОО). Цель деятельности НОО "Эврика": выявить обучающихся, интересующихся открытиями науки и техники, желающих узнавать новое, интересное и совершать свои открытия. Данное направление работы для педагогов Дома детского творчества новое, однако, мы уже имеем определенные успехи в данной области. Обучающимися различных объединений были разработаны следующие проекты:

  • творческий проект "Тигровая лилия", Окружной заочный конкурс детских творческих проектов "Мир увлечений";
  • технический проект "Дорожный каток", Окружной заочный конкурс детских творческих проектов "Мир увлечений";
  • творческий проект "Голубика", Окружной заочный конкурс детских творческих проектов "Мир увлечений";
  • социальное исследование "Закрытые страницы проблемы получения профессионального образования инвалидами", Всероссийский конкурс молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу "Моя законотворческая инициатива";
  • исследование "Изучение количественного состава продуктов питания и его значение", Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи "Национальное Достояние России"";
  • социальное исследование "Истоки теории саморазвития и самосовершенствования личности", Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи "Национальное Достояние России"".

Участие в различных мероприятиях, конкурсах, акциях постоянно выделяют группу самых активных и творческих детей, которые выпускаясь из образовательного учреждения, продолжают активно применять полученные знания и умения по месту учебы. Педагоги Дома детского творчества уделяют особую роль организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. В 2009-2010 учебном году разработаны и отправлены на конкурсы такие проекты и научно-исследовательские работы:

  • естественнонаучная направленность, объединение "Искатель", работа "Чипсы - есть или не есть?", Диплом лауреата заочного этапа Всероссийского конкурса талантливой молодежи "Национальное Достояние России";
  • художественно-эстетическая направленность, объединение "Версаль", работа "Формирование нравственных и патриотических качеств воспитанника средствами декоративно - прикладного творчества", Диплом лауреата заочного этапа Всероссийского конкурса талантливой молодежи "Национальное Достояние России";
  • военно-патриотическая направленность, клуб "Служу Отечеству", социальное исследование "Возрождение казачества на Ямале: альтернативы становления мировоззрения молодого поколения на основе казачьих традиций, проблемы и пути решения", Диплом лауреата заочного этапа Всероссийского конкурса талантливой молодежи "Национальное Достояние России";
  • военно-патриотическая направленность, клуб "Служу Отечеству", проектная работа "Возрождение казачества на Ямале как система формирования духовно-нравственного мира молодого поколения", рук. Диплом 3 степени в районной научно-практическая конференции школьников "Я намечаю путь к открытию:";
  • военно-патриотическая направленность, клуб "Служу Отечеству", социальный проект программы объединения военно-патриотического воспитания молодежи "Школа казачьих традиций "РУБЕЖ"", участие во Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов "Свой мир мы строим сами".

За текущий период обучающиеся объединения "Компьтрон" (научно-техническая направленность) показали успехи в изучении информационных и компьютерных технологий. Они подготовили презентации по темам "История нашего Дома детского творчества", "Островок дружбы, творчества и тепла" и были удостоены Грамотами за 1 и 2 место в номинации компьютерные технологии районного конкурса-смотра технического творчества.

Также с использованием компьютерных и информационных технологий обучающимися объединений "Юнкор" социально-педагогической направленности и военно-патриотического клуба "Служу Отечеству" были созданы видеоролики для участия во Всероссийском конкурсе социальной рекламы г. Санкт-Петербург в номинациях "Культурное пространство России" и "Служу России". Ролик "Духовное пространство России" был удостоен Диплома 3 степени в окружном этапе конкурса.

Общий алгоритм поэтапного планирования исследовательской деятельности воспитанника в системе дополнительного образования детей отражает сложившиеся культурные нормы планирования и осуществления исследовательской деятельности, в которой есть принципиальный момент: исследовательская позиция подразумевает рефлексию по отношению к деятельности и к себе, как субъекту этой деятельности.

Разводя понятия исследовательская деятельность и исследовательская позиция, мы понимаем неоднозначность взаимосвязи. С одной стороны, мы придерживаемся идеи, что личность развивается в деятельности, а деятельность осуществляется личностью. Но с другой стороны, не факт, что в длительной, многосложной, формализованной процедуре организации исследовательской деятельности развивается именно исследовательская позиция. Освоение определённого алгоритма и норм деятельности совершенно не всегда подразумевает и способствует переустройству мировоззрения, позиции по отношению к миру, другим, самому себе. Значимо, чтобы именно развитие исследовательской позиции, на основе которой человек будет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь в этом мире, стало во главе угла при организации исследовательской деятельности обучающихся.

Исходя из этого, педагоги Дома детского творчества изучают единые методологические основания и социокультурные нормы учебно-исследовательской деятельности и постепенно выстраивают как собственную деятельность, так и взаимодействие с воспитанниками в ходе данного исследования. Первым делом составляется программа исследования, задаются основные элементы исследовательской деятельности обучающихся, педагогом проектируется организация деятельности, ее замысел, цель, содержание, ожидаемые результаты.

Вторая часть представляет общую технологию, содержание, учебные модули и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках данной программы.

В качестве ключевых этапов деятельности самого педагога рассматривается:

  • саморазвитие способностей занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе;
  • способность видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы и ставить их перед обучающимися;
  • создавать условия для самостоятельного движения обучающихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления).

В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере:

  • постановка проблемы или выделение основополагающего вопроса,
  • изучение теории, связанной с выбранной темой,
  • выдвижение гипотезы исследования,
  • подбор методик и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Результаты исследовательского обучения разделяются на две части. Первая - формальная - соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта, установленным требованиям. Вторая показывает, какие способности, и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

Таким образом, можно подвести итог: исследование стало культурным механизмом развития науки, и при этом оно остаётся независимым от науки универсальным способом деятельности, доступным для использования другими институтами культуры, в том числе в системе, как школьного образования, так и дополнительного образования детей. В процессе использования исследовательской технологии у обучающихся развиваются следующие мотивы, привлекающие детей к исследовательской деятельности:

  • возможность приобщиться к увлекательной деятельности по исследовательской технологии;
  • возможность глубже освоить информационные компьютерные технологии;

Работа над коллективным проектом дает возможность попробовать в различных профессиональных ролях: аналитика, оформителя, Web-дизайнера и т.д. Успешные выступления на конкурсах различного уровня дают бесценный опыт публичных выступлений, общения с единомышленниками, хоть немного, но повышают шансы для поступления в вузы.

Можно с уверенностью сказать, исследовательская деятельность развивает у обучающихся навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария (методик) их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии.

Приложение.

Используемая литература.

  1. Войсковой информационный культурно-просветительский выпуск "Сибирский казак". - №7(29), декабрь 2005г.
  2. Гордеев А.А. История казачества. - М.: Вече, 2007
  3. Иллюстрированная история казачества. Репринтное издание (репринтное воспроизведение первого издания 1909 года). Волгоград. "Ведо", 1994
  4. Караулов М.А. Терское казачество (История казачества). - М.: Вече, 2007
  5. Самсонов Н.Д. Казачья вольница (Казачий роман). - М.: Вече, 2006
  6. Сибирский Казак. Войсковой Юбилейный Сборник Сибирского Казачьего Войска 1582-1934гг., Выпуск первый. - Харбин, 1934
  7. Станичный вестник№1, август 2006г. Газета Владимирского станичного казачьего общества СВКО.
  8. Шишов А.В. 100 великих казаков. - М.: Вече, 2007
  9. Шкуро А. Трагедия казачества (Тайны истории в романах, повести и документах). - М.: ТЕРРА; "Книжная лавка - РТР", в 2-х томах, 1996