Бинарный урок (чтение + естествознание) "Цветок"

Разделы: Коррекционная педагогика


Задачи:

  • формирование знаний о биологическом разнообразии цветковых растений;
  • ознакомление с наиболее часто встречаемыми в мифах, легендах народов мира растений-символов;
  • формирование знаний о цветке как органе покрытосеменных растений;
  • развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию; расширение кругозора, мотивации к обучению.
  • развитие самостоятельности мышления;
  • воспитание потребности в бережном отношении к живой природе;
  • развитие связной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

Методическое обеспечение:

  • таблица “Цветковое растение и его органы”;
  • разборная модель “Цветок вишни”, “Цветок картофеля”, цветущие комнатные растения, цветущие декоративные растения;
  • лабораторное оборудование (лупы, пинцеты, плотная бумага)
  • компьютерная презентация “Легенды и цветы”.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • что цветок- это орган семенного размножения покрытосеменных растений;
  • строение цветка;
  • строение тычинок и пестиков;
  • значение терминов пестик, тычинки, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать и называть части цветка;
  • различать части, составляющие тычинки и пестики.

Ход занятия

Эпиграф: “Не счесть чудес в живой природе”.

Слайд 2, см. Приложение.

I этап. Индукция

Задача: создание эмоционального настроя

Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов.

Слайд 3.

Учитель литературы: Ребята! Эпиграф нашего урока: “Не счесть чудес в живой природе”. Одно из таких чудес – это цветок. Сегодня наше занятие посвящено самым удивительным созданиям природы – цветам.

Цветов неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории людей.
Судьба – это особое, своё, и
нет других, похожих на неё.

У цветов, как и у людей, есть свои истории, своя жизнь.

Прелесть и красоту цветов ценили с незапамятных времен. В папирусах упоминаются любимые цветы египтян: лотос, резеда, мирт, лилии. Священные рощи Эллады украшали розы, гвоздики, маргаритки и примулы. В Древнем Риме увлекались декоративными садами. На Руси славилась своими цветниками усадьба основателя Москвы Юрия Долгорукова.

Каждый народ имел свой почитаемый цветок. Греки и персы чтили гиацинт, римляне – нарцисс, арабы – жасмин, китайцы – пион, японцы – хризантему, индейцы -георгин и агаву.

Цветы окружают человека в течение всей его жизни. Об этом рассказывают фрески и росписи в старинных храмах, растительные орнаменты в вышивках. Цветы воспевались писателями, художниками, композиторами.

С давних времен отмечают праздники цветов. Они проходили в древней Индии. В несколько измененном виде этот праздник – праздник весны (сейчас) существует и в наши дни.

До сих пор в Париже существует праздник роз, который зародился еще в глубокой древности. Королеву этого праздника именуют розьерой.

Англичане торжественно отмечают праздник незабудок, первоцветов и анютиных глазок.

Яркое зрелище представляет собой праздник цветов в Венеции. Цветы можно увидеть повсюду: в прическах девушек, в венках, гирляндах и т.д.

На Руси существовал праздник Ивана Травника. Он сопровождался плясками, пением и поиском кладов. Девушки пускали по рекам венки, желая узнать о своей будущей судьбе.

Этот праздник растений дошел до наших дней. Это Троица. В этот день украшают цветами и ленточками ветки берез.

Со многими названиями цветов связаны красивые легенды.

С весны до осени, сменяя друг друга, цветут цветы. Ткут свой живой ковер, переливающийся всеми цветами радуги.

II этап. Реализация домашнего задания. (Сообщения учащихся на тему “В мире легенд”)

Задача: ознакомление с растениями мифов и легенд.

Выступление первого ученика. Роза. Слайд 4.

Меня называют царицей цветов. За запах, за цвет моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов. Но кто не простит мне колючих шипов!

В древнем Риме розой награждали воинов за геройство, устраивали праздник розалии, и считали её цветком богини красоты Венеры.

Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшми родилась из бутона розы.

В Англии 500 лет назад 30 лет не прекращалась “Война Алой и Белой розы”. Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романсов и сказок.

Выступление второго ученика. Тюльпан. Слайд 5.

Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Когда зацветают тюльпаны, кажется, весна устроила праздник торжества и всем предлагают разноцветные бокальчики. В одной легенде говорится: “В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, так как не было такой силы, которая могла бы открыть бутон, но однажды по лугу шла женщина с ребенком, мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся”. Это цветок счастья. (Его венчик впервые раскрылся, когда радостно засмеялся ребенок).

Тюльпан пришел к нам из Персии. Считают, что название гордого цветка произошло от турецкого слова ''тюрбан” – головной убор. Второй родиной для тюльпана стала Голландия, куда его луковицы попали в середине XVII века. Луковицы стоили баснословно дорого. До сих пор в Амстердаме сохранилась каменная плита, на которой написано, что в 1634 году, 2 дома были куплены за 3 луковицы тюльпанов.

В документе 300-летней давности приведена стоимость одной луковицы тюльпана: “Баржа с зерном, 2 вола, 2 овцы, 5 свиней, 2 бочки масла, 1000 фунтов сыра, 4 бочонка пива, 2 меха с вином, кровать, одежда, серебряная кружка”.

Выступление третьего ученика. Ландыш. Слайд 6.

Ландыши: по преданию это растение появилось из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины. Она шла, и ее слезы рассыпались белыми жемчужинами, из которых потом появились красные ягоды.

Другая легенда: Ландыш влюбился в очаровательную Весну. Красавица отнеслась к нему благосклонно, и он от счастья расцвел, но Весна быстро забыла о нем. оставив его среди шелковистых трав. Слезы ландыша, охваченного тоской, превратились в красные ягоды.

О, ландыш, от чего так радуешь ты взоры
Другие есть цветы, роскошней и пышней
И ярче краски в них и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
                                                        (В. Брюсов)

Выступление четвертого ученика. Лилия. Слайд 7.

Лилия: свое название получила от древнегалльского слова “ли-ли”, что в переводе “белый-белый”. На Руси белая лилия считалась символом чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.

Люди давно научились выращивать в садах белые, желтые, красные, в крапинку лилии.

Выступление пятого ученика. Хризантема. Слайд 8.

Хризантемы. Родина их Китай. С магическим действием цветка связана легенда о происхождении Японии. В Древние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов растет растение – хризантема, из которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может только человек с чистым сердцем. Император и его придворные были людьми грешными, поэтому на остров они отправили 300 юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору. Оставшись на острове они основали новое государство. Хризантема – это символ Солнца и Японии.

III этап. Строение цветка

Задача: развитие самостоятельности мышления

1. Учитель биологии: Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция.

Я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения.

Что бы вы ещё хотели узнать о цветке?

На основе ответов формулируется “информационный запрос” учеников на данный этап учебного занятия: выяснить особенности строения цветка, научиться распознавать части цветка.

2. Практическая работа “Строение цветка” (I часть). Слайд 9.

  1. Рассмотрите цветки хризантемы.
  2. Разделите с помощью пинцета цветки на составные части. Сколько частей у вас получилось?
  3. Где, по-вашему, располагаются в цветке главные части?
  4. Обобщение.

Задача: предоставить объективную информацию по данному вопросу

Учитель биологии рассказывает о строении цветка и значении его отдельных частей, используя таблицу “Цветковое растение и его органы'“ и разборную модель “Цветок вишни”.

  1. Практическая работа “Строение цветка” II часть) Слайд 10.

Дети ещё раз рассматривают лабораторный материал (пестики и тычинки с помощью лупы), находят все части цветка, дают краткую характеристику цветков вишни и яблони и выполняют задания 12 из рабочей тетради. (Приложение 1)

IV этап. Закрепление знаний о многообразии цветов, строений цветка

Задача: закрепить изученный материал

1. Проверочный тест. Слайд 11, 12.
2. Самоконтроль знаний учащихся с использованием рисунка и учебника. (Приложение 2)
3. Анаграммы “Цветок”. (Приложение 3)

V этап. Подведение итогов

Учитель литературы: Заканчивая наше занятие, посвященное самым удивительным созданиям природы – цветам хочу сказать словами этого стихотворения.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
И мы цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья
Бери цветок, он твой!
Но зря цветов не рви, они – живые!
Всё чувствуют они, как люди, какие б ни были цветы:
Садовые, лесные, полевые...
Легенды эти не забудь.
И помни мир цветов,
Такой чудесный и прекрасный мир!..
Он создан для людей, для счастья и добра.
Об этом помнить должен ты всегда!

Итог работы. Выставление оценок.

VI. Задание на дом

Слайд 13

Учитель литературы: Подготовить стихи, пословицы, загадки о цветах.

Учитель биологии: Статья “Цветок и соцветия”, стр. 22-23

Презентация

Список литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнаковой. М.: Просвещение, 2006.
  2. Биология. Рабочая тетрадь. Растения. Бактерии. Грибы. Автор З.А. Клепинина. М.: Просвещение, 2005.
  3. Занимательная ботаника. Авторы: В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 1999.
  4. Тестовые задания по проверке знаний по ботанике. Автор М.А. Гуленкова. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  5. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. 6 класс. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2002.