Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционном учреждении VIII вида

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Работаю в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида, основной задачей которой является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Так как учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Тематика проектов широка, наш – “Изготовление развивающего игрового пособия “Чудесный короб”. Эта тема была выбрана не случайно. В нашей школе был открыт класс для глубоко-умственно отсталых детей, и старшие учащиеся сами заметили, что эти дети очень слабые, не умеют самостоятельно одеваться, и решили им помочь научиться это делать.

Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях.

Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении швейного изделия – игрового пособия. Оно представляет собой короб, каждая сторона которого имеет свое развивающее значение для младших учащихся при формировании навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев рук: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек.

Проект – “Изготовление развивающего игрового пособия “Чудесный короб”

Данный проект рассчитан на закрепление знаний и умений учащихся в изготовлении швейного изделия.

Цель проекта: способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

  • Формирование привычки к труду, понимания необходимости труда в условиях современной жизни.
  • Формирование творческой активности учащихся.
  • Закрепление знаний и умений у учащихся при выполнении аппликации на ткани, работ в лоскутной технике, пришивании фурнитуры, обработке петель для пуговиц.
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность детей.

Проект по продолжительности рассчитан на III четверть учебного года.

Режим работы: урочное время.

Доминирующая деятельность: трудовая.

Характер координации: личностный, общественный.

Проект имеет внутренние и внешние контакты.

Участники проекта: учитель трудового обучения (швейное дело), учащиеся 9-го и 1-го классов специального (коррекционного) учреждения, учителя 1-х классов.

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:

  • Составление плана работы;
  • Наличие и подбор необходимых материалов;
  • Наличие исправных инструментов и оборудования;
  • Стремление и желание участников проекта.

В результате осуществления проекта будут сформированы следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая активность, заботливость.

План осуществления проекта

I этап включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.

На II этапе предусматривается изучение и рассматривание вопросов:

– продумывание работы, внесение дополнений учащихся;

– подбор необходимых инструментов и материалов (ткани, фурнитуры);

– обсуждение технологии выполнения работы;

– повторение техники безопасности.

Игровое пособие представляет собой коробку, каждая сторона которой является самостоятельной частью и имеет отдельное задание для выполнения учащимися определенных упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук. < Рисунок 1 >

< Рисунок 1 >

  1. “Кошки” – завязать бантики у кошек.
  2. “Яблоня” – пристегнуть листочки на яблоню, при этом чтобы петля на листочке соответствовала размеру пуговицы.
  3. “Лес” – пристегнуть деревья, кустарники, цветы к картинке (кнопками, липучкой, шнуровкой и т.д.)
  4. “Шнуровка” – завязать шнуровку.
  5. “Зайка” – застегнуть-расстегнуть тесьму-молнию.

Материал для работы:

  1. Ткань разных фактуры, окраски, рисунка;
  2. Фурнитура (кнопки, пуговицы, шнурки, крючки, пряжка);
  3. Нитки разной окраски швейные и вязальные;
  4. Коробка для основы, наполнитель.

III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:

  1. Раскрой деталей.
  2. Подбор фурнитуры.
  3. Выполнение аппликации.
  4. Пришивание фурнитуры.
  5. Соединение деталей.
  6. Соединение сторон.

IV этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами. Поощрение учащихся подарками. Вручение игрового пособия “Чудесный короб” педагогам для дальнейшей работы с учащимися по развитию психомоторных и сенсорных процессов.

Сторона “Кошки” < Рисунок 2 >

img2.jpg (167144 bytes)

Рисунок 2.

Сторона состоит из 2-х блоков. <Рисунок 2 >

Блок узора – 6 деталей. <Рисунок 3>

<Рисунок 3>

Для раскроя потребуются 3 шаблона: для деталей 1, 2 и 4.

Сборка блока: сначала к детали 1 притачивают детали 2 и 3, затем детали 4-5 и 6. Оба полотна стачивают.

Глаза кошке можно сделать из пуговиц или вышить.

Усы – несколько длинных стежков черной нитью.

Сторона “Тюльпаны” < Рисунок 4>

< Рисунок 4>

Узор тюльпана составлен из ткани пяти оттенков: цветок (три), листья, фон. Шаблоны не потребуются. Сначала собирают в единую полосу одну половину цветка, последовательно стачивая отрезки тканей под углом 45°.< Рисунок 5,6>

< Рисунок 5>

< Рисунок 6>

Расстояние между деталями произвольное. Затем в зеркальном отражении сшивают вторую половину и соединяют с первой, совмещая одинаковые детали. Стебель – тесьма “вьюнок”, настроченная поверх шва или отделочная машинная строчка.

Сторона “Яблонька” < Рисунок 7,8>

< Рисунок 7>

< Рисунок 8>

Выполняется в технике аппликации. Состоит из 4 деталей:

1 деталь – ствол яблони.
2 деталь – крона яблони.
3 деталь – трава
4 деталь – листья

Для яблок используются пуговицы разного цвета и диаметра.

Для раскроя потребуются 4 шаблона: травы, листьев, ствола и кроны яблони.

Детали листьев обрабатываются зигзагообразной строчкой по контуру, а посередине выполняется петля.

Сборка: сначала пришиваются детали ствола и кроны яблони, затем трава. Далее пришивается фурнитура – пуговицы. На листьях выполняются обметные петли и прикрепляются на пуговицах.

Сторона “Лес”

<Рисунок 9>

Сторона состоит из нескольких съемных и несъемных деталей деревьев, кустарников, цветов. Для раскроя потребуются шаблоны этих деталей.

Ход работы:

  1. Вырезание деталей по шаблону.
  2. Обработка деталей.
  3. Пришивание фурнитуры, обработка петель.
  4. Сборка деталей.

Сторона “Шнуровка”

<Рисунок 10>

Эта сторона состоит из 4 деталей:

  1. Основная деталь.
  2. Боковая деталь (2 шт.)
  3. Воздушные петли (8 шт.)
  4. Шнурок.

Ход работы:

1.Вырезание деталей по размерам с припуском.

  1. Обработка деталей.
  2. Пришивание петель.
  3. Сборка деталей.
  4. Продергивание шнура.

Сторона “Зайка” <Рисунок 11,12>

< Рисунок 11>

< Рисунок 12>

При выполнении используются аппликация и лоскутная техника.

Сторона состоит из деталей: деревья, зайка, ворота.

Для раскроя потребуются шаблоны деревьев, ворот, зайка.

Обработка:

  1. Обработать ворота (соединить мелкие детали, пришить тесьму-молнию).
  2. Выполнить аппликацию на центральной части стороны.
  3. Соединить ворота к основной детали.

На завершающем этапе стороны соединяются в чехол, который натягивается на основу-коробку. Пришивается последняя сторона и закрепляется косыми стежками. Изделие готово.

Большое воспитательное значение в реализации данного проекта носила итоговая часть. А именно: вручение развивающего пособия в качестве подарка учащимся первого класса для их дальнейшего развития и совершенствования навыков самообслуживания. Данный проект послужил толчком к мотивации учебной деятельности и активизации познавательных процессов как самих “юных мастериц”, так и учащихся получивших подарок.