Авторская программа школьного молодежного экологического объединения "Земля – наш дом!"

Разделы: Экология


Молодежное экологическое объединение “Земля – наш дом!” было создано в МВ/с/ОУ “Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №17” в 2003 году с целью расширения кругозора, повышения интеллектуальной и творческой активности, расширения экологического образования обучающихся.

Пояснительная записка

В современной социально-экономической ситуации эффективность дополнительного образования имеет особую актуальность, так как этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Появился запрос на образовательные программы, обеспечивающие развитие психологической адаптации молодёжи и школьников к новым социальным условиям.

С древних времён до наших дней одна из важнейших сторон практических интересов человечества – это сохранение собственного здоровья, безопасность жизнедеятельности. Главное направление в работе по обеспечению сохранения здоровья – адаптация человека к условиям окружающей среды обитания.

Воспитание культуры поведения, формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям есть основные направления нравственности, духовности как основы личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Данная программа рассчитана на 1 год из расчета одно занятие (один академический час) в учебную неделю, 35 часов в год. Каждый год набирается новая группа, учитывая специфику обучения в вечерней школе.

Все занятия разбиты на три крупных блока:

  • природа и человек;
  • здоровый образ жизни;
  • техногенные изменения среды, основы экологических знаний.

При их проведении используются различные формы и методы:

– групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе, районе, городе;

– работа с учебной и художественной литературой;

– подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;

– работа с использованием компьютерных программ (PowerPoint, Studio Project) при создании презентаций и фильмов;

– техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;

– практические занятия по оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Цель: расширение кругозора, повышение интеллектуальной и творческой активности, расширение экологического образования обучающихся.

Основные задачи, поставленные перед объединением, заключаются в следующем:

  • развитие творческого мышления и познавательного интереса у обучающихся;
  • формирование и развитие у обучающихся творческих способностей, практических умений и навыков;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • формирование у обучающихся положительного отношения к здоровому образу жизни;
  • создание условий для активного участия в научной жизни школы, района, города.

Основные направления:

  • научное;
  • познавательное;
  • воспитательное;
  • образовательное.

Традиционные общешкольные мероприятия:

  • День отказа от курения;
  • 1 декабря – день борьбы со СПИДом;
  • День воды;
  • День птиц;
  • День борьбы с наркоманией;
  • День здоровья.

При разработке мероприятий учитываются ведущие принципы образования, положенные в основу: гуманизма, осуществления целостного подхода к воспитанию; соответствия содержания образования возрастным особенностям учащихся; формирования социально приемлемых интересов и потребностей обучающихся.

Во время занятий обязательно проводятся релакционные паузы, физкультминутки, тем самым закрепляется и обновляется пройденный материал.

Особый интерес у учащихся вызывают занятия, посвящённые влиянию окружающей среды на здоровье человека, вредным привычкам, антропогенным воздействиям человека на биосферу.

При участии членов объединения ежегодно подготавливаются и проводятся следующие общешкольные мероприятия:

1. “День отказа от курения” – между учащимися 5 – 7 классов проводится конкурс плакатов “Дети против табака”; выпускается бюллетень.

2. “1 декабря – день борьбы со СПИДом” – выпускается бюллетень /в кабинете географии/, проводятся беседы о половом воспитании и взаимоотношениях подростков /для 8 – 9 классов/. Для участников молодежного экологического объединения “Земля – наш дом!” 10-х и 12-х классов организуется встреча с врачом детской поликлиники, которая проводит лекцию о СПИДе и отвечает на все вопросы, интересующие слушателей.

3. “День воды”. Охрана водных объектов России и Кемеровской области – среди учащихся 8 – 9-х классов проводится конкурс кроссвордов на знание рек родного края.

4.. “День птиц” – проводится конкурс рисунков “Пернатые друзья”, викторина “Знаешь ли ты птиц Кемеровской области?”, общешкольное мероприятие “День птиц” для учащихся 7-х классов. Готовится команда для участия в районном празднике-конкурсе “День птиц”.

5. День борьбы с наркоманией – волонтерами межрегиональной благотворительной общественной организации “Преображение” организуется видеолекторий “Наркомания? Выход есть!”; выпускается бюллетень.

6. “День здоровья” – в кабинетах химии, географии и биологии выпускаются бюллетени; учителя, и учащиеся знакомятся с комплексом упражнений физкультурных минуток для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища, общего воздействия, гимнастики для глаз.

В рамках этих мероприятий выпускаются стенгазеты, бюллетени, проводятся конкурсы рисунков и фотографий, беседы с учащимися, викторины, награждения. Рисунки и фотографии (работы учащихся) отправляются на различные районные и городские конкурсы.

Итоги работы объединения подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями, общешкольными мероприятиями.

Тематическое планирование занятий школьного молодежного экологического объединения см. Приложение 1.