Поиск информации и превращение ее в знания

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: развивать поисковые умения и навыки в качестве базиса для формирования информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному поиску.

Задачи:

  • способствовать реализации задач модернизации образования в учебно-воспитательном процессе школы;
  • развивать информационную грамотность учащихся;
  • научить школьников превращать информацию в знания.

Форма проведения: Беседа – консультация.

Оформление: Книжная выставка “Эти книги знают всё!”

Эпиграф:

 “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!”
Анатоль Франс.

Оборудование:

  • На столах справочная литература, компакт-диски.
  • Карточки.
  • Компьютер, мультимедиа – проектор, Интернет.
  • Презентация в программе PowerPoint.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем с вами мастер-класс, мы будем учиться поиску информации в библиотеке. Сейчас принято говорить, что мы живем в век информации. Количество информации, которую мы принимаем и обрабатываем, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в этом информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Поэтому, ребята, очень важно уметь самостоятельно отыскать и собрать информацию в различных источниках информации – это традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации, которые находятся в нашей библиотеке. Ребята! Кто знает, что обозначает слово “информация”?

(Ответы детей.)

Библиотекарь: Если мы откроем известный “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова, то мы прочтем: информация – это сведения, сообщения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (слайд 2). Информации в библиотеке очень много. Как и где мы можем найти информацию в нашей библиотеке? Поиск информации в библиотеке можно осуществить, используя следующие информационные ресурсы библиотеки:

  • справочный аппарат библиотеки: энциклопедии, словари, справочники;
  • компакт-диски,
  • видеофильмы,
  • библиографические указатели,
  • компьютер, сети Интернет (Слайд 3).

Самым доступным и популярным источником информации издавна считалась книга. Есть книги в нашей библиотеке, которые стоят на самом почетном месте. Это – справочный аппарат библиотеки: энциклопедии, справочники, словари, которые так необходимы для расширения нашего умственного кругозора. Все словарные статьи в этих справочных книгах расположены строго по алфавиту от А до Я. Поэтому, ребята, очень важно хорошо знать алфавит. Перед вами выставка, которая называется “Эти книги знают всё!”. Все знания, накопленные за историю человечества, хранятся в этих “умных” книгах. Центральное место на выставке занимают универсальные энциклопедии – это энциклопедии обо всем. Слово “энциклопедия” – в переводе с греческого языка обозначает “круг знаний”. Здесь дана информация по всем учебным предметам, например:

  • Большая советская энциклопедия в 30-ти томах;
  • АВАНТА+ в 15-ти томах;
  • Все обо всем в 18-ти томах;
  • Все обо всех в 10-ти томах;
  • Я познаю мир в 60-ти томах;
  • Энциклопедии и словари по предметам.

Библиотекарь: Ребята! “Где можно уместить всю Вселенную в одном месте”?

(Ответы детей, самые разные варианты.)

Посмотрите на книжную выставку перед вами. Пожалуйста, прочтите вслух эпиграф (изречение, цитата) к выставке. Ученик читает: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!” Анатоль Франс.

Библиотекарь: Вся Вселенная в одном словаре! Что обозначает слово “словарь”? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Находим слово. Словарь – сборник слов, обычно в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык (Слайд 4). Ребята! Как, вы думаете, сколько слов в русском языке?

(Ответы детей. Разные варианты.)

Библиотекарь: Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Для того чтобы понимать друг друга в бытовом общении, нам достаточно 4–5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого мало. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли (Слайд 5). Словари – наши помощники. Они помогают нам учиться. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие – говорят об истории слова, третьи – расширяют кругозор, приобщают к культуре. Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, об исторических событиях или о явлениях природы, или об изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари, которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические. Есть “Орфографический словарь”. Он помогает нам правильно написать слово. Иногда нам интересно узнать, как появились названия, в этом нам поможет “Этимологический словарь”. Он рассказывает о происхождение слов. Перед вами словарь синонимов. Синонимы – это слова одинаковые по значению, но различные по звучанию. Словарь антонимов. Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.

Библиотекарь: Чаще всего мы пользуемся “толковыми” словарями. Они нам объясняют, толкуют значения слова. Так, в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Более 40 лет собирал В.И.Даль слова. Если нам неизвестно значение слова, следует обратиться к толковому словарю. Например, к “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, при помощи данного словаря вы узнаете не только лексическое значение слова, но и то, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится. В толковом словаре около 72 тысяч слов. Также в этом толковом словаре можно узнать о многозначности слова. Многозначных слов в русском языке намного больше, чем однозначных. Как отличить многозначные слова от однозначных? Что мы должны сделать?

(Ответы детей.)

Правильно, обратиться к толковым словарям. Давайте найдем значение слова “Почемучка”. Вы все очень часто задаете вопросы. Воспользуемся словарем Ожегова С. И., читаем в словаре: Почемучка – “шутливо о детях: любознательный ребенок, все время спрашивающий: почему?” (Слайд 6). Слово “Почемучка” имеет только одно значение, значит, это однозначное слово.

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами (Слайд 7).

1.
2.
3.
4.

А теперь найдем в словаре Ожегова С. И. значение слова “дом”.

Дом – это:

  1. Жилое (или для учреждения) здание.
  2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
  3. Место, где живут люди, объединенные общими интересами.
  4. Династия, род (дом Романовых).
  5. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды (Дом отдыха, Дом творчества…)

Слово “Дом” имеет 5 значений (Слайд 8). Значит, это многозначное слово. Ребята! Понимание многозначности слов и умение правильно их употреблять в разных значениях очень обогатит ваш словарный запас.

Библиотекарь: До недавнего времени только книга была главным источником информации. Ребята, а что делать, когда мы не можем найти информацию в книгах? В последние годы появилось много новых слов и понятий. Как нам быть в этой ситуации?

(Ответы детей.)

Правильно. В таком случае нам помогут компакт-диски, электронные информационные ресурсы, Интернет. Я знаю, что вы сейчас изучаете информатику и уже “дружите” с компьютером, поэтому общаться нам с вами будет легче. С приходом компьютера в библиотеку открылись совершенно новые возможности поиска информации. Известно, что “человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%” (Слайд 9). У нас есть такая возможность: прочитать, услышать, увидеть при помощи Интернета. Современный человек должен владеть технологией поиска информации в сети Интернет. Для этого мы воспользуемся поисковыми системами в Интернете, такими как: Яндекс, Google, Rambler и др. Чтобы найти информацию в Интернете, нужно туда попасть. Это можно сделать с компьютера в нашей библиотеке, который подключен к Интернету. Если при работе с книгой очень важно знать алфавит, то при работе с компакт – дисками, Интернетом очень важно:

  • Правильно выбрать источник информации.
  • Правильно сформулировать информационный запрос в поисковой системе.

Сейчас я вам расскажу и покажу несколько вариантов, как найти информацию, используя Интернет. Давайте, попробуем найти значение слова “ручка” и узнать, сколько значений у этого слова.

Алгоритм (действия для решения данной задачи) поиска информации при помощи Интернета:

  • На рабочем столе компьютера двойным щелчком левой клавиши мыши запускаем программу Internet Explorer;
  • В активную строку “Поиск” вводим информационный запрос: “Значение слова ручка”;
  • Открывается окно с результатом поиска, из него выбираем нужное нам информацию и открываем новое окно, где видим информацию о слове “ручка” из словарей Ушакова Д.Н., Ефремовой Т.Ф., Ожегова С.И. Выбираем информацию из словаря Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.;
  • Копируем найденную информацию, вставляем в WORD – овский документ, сохраняем, распечатываем.

Таким образом, мы узнаем, что слово “ручка” – это:

  1. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка, ручка чайника, чемодана, пилы;
  2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник;
  3. Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня. Автоматическая ручка, шариковая ручка;
  4. Детская ручка (Слайд 10).

Слово “ручка” имеет 4 значения, значит, оно многозначное. Вот так можно работать в Интернете и получать нужную нам информацию. Еще один пример. Попробуем найти в Интернете значение слова “дом”, при помощи популярной энциклопедии Википедия.

Алгоритм (действия для решения данной задачи) поиска:

  • На рабочем столе компьютера двойным щелчком левой клавиши мыши запускаем программу Internet Explorer;
  • В открывшемся окне в главном меню программы находим “Избранное” и выбираем ссылку на энциклопедию Википедия;
  • Открывается заглавная страничка энциклопедии;
  • В активную строку “Поиск” вводим информационный запрос: “Значение слова дом”;
  • Открывается окно со статьей о данном слове.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии, где мы узнаем, что у слова “дом” не 5, а 8 значений, что подтверждает: слово многозначное (Слайд 11).

Дом:

  • Дом – жилище.
  • Дом – любое здание.
  • Дом – то же, что и династия.
  • Дом (гора) – самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на юге Швейцарии.
  • Дом (цыгане) – этническая группа.
  • Дом – единица поземельного владения.
  • Дом – клановая организация > аристократов.
  • Дом (от лат. dominus – господин) – жаргонное название человека, исполняющего роль господина в БДСМ.

Мы видим, что слово “дом” в энциклопедии употребляется и в других значениях – это фамилии, фильмы, телепередачи. Ребята, Интернет – энциклопедии – это сайты, содержащие десятки и сотни тысяч статей по всем областям знаний.

А сейчас, ребята, после моего объяснения, попробуйте сами самостоятельно найти информацию.

Самостоятельное задание “Найти слова”.

Работа в группах. Слова надо найти в словарях, которые лежат на столах, а затем используя Интернет.

1-я группа – слова “билет”, “нота”, “глобус”.
2-я группа – слова “дорога”, “кошка”, “самовар”.
3-я группа – слова “барабан”, “глазок”, “ботфорты”.
4-я группа – слова “вечер”, “нос”, “заимка” (слайд 12).

(Ученики работают в группах, затем предоставляют найденную информацию.)

Справились? Молодцы! Вы отлично справились с заданием (Слайд 13).

Рефлексия:

Ребята, перед вами лежат карточки в виде книги. Пожалуйста, заполните их и прочтите.

Вопросы:

– Чему вы сегодня учились на мастер – классе?
– Что вам больше всего понравилось на мастер – классе?
– Какие трудности возникли в ходе мастер – класса?
– Как оцениваете свою работу?
– Кто в группе лучше всех работал? (Слайд 14).

(Ученики зачитывают свои варианты ответов.)

Библиотекарь: Ребята, давайте подведем итог тому, что мы сегодня узнали на мастер – классе:

  • Мы с вами познакомились и научились пользоваться информационными ресурсами библиотеки и Интернетом.
  • Мы приобрели навыки по поиску нужной информации, навыки работы с поисковыми системами Интернет.
  • Мы получили радость и удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Спасибо, дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок был вам полезен. Спасибо за сотрудничество! Не забывайте о своих помощниках – словарях! Они должны стать вашими настольными книгами.

Использованная литература:

  1. Макарова Е. А где хранят Вселенную? – Библиотека в школе, 2003, № 16.
  2. Сергеев С. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. М.: Айрис – Пресс, 2005.