Для учителей истории

"А он, мятежный, просит бури". Разработка урока о Петре I

Разделы: История и обществознание


Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его личности.

Задача обучения: развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе образного изучения личности Петра I и его роли в развитии России.

Задачи учения:

  • определить задачи, стоящие перед Россией к концу XVII века;
  • составить психологический портрет Петра I;
  • выявить взаимосвязь между личностными характеристиками Петра I и способностью решить стоящие перед ним задачи.

Личностная значимость:

Не существует однозначной оценки выдающейся личности: чем она активнее, тем больше оценок получает ее деятельность и тем важнее умение отвечать за свои поступки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.

Основные виды деятельности учащихся: работа с учебными текстами и иллюстрациями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.

Средства обучения: учебные тексты и пособия (О.Д.Ушаков «Правители России. Цари и императоры»), иллюстрации (В.А.Серов «Петр Великий», Н.Н.Ге «Петр I допрашивает своего сына Алексея», портретные изображения Петра I), слайдовая презентация – Приложение 2 (в связи с предоставленной автором презентацией, значительно превышающей допустимые размеры, ссылка на нее не приводится. Прим. ред.), инструкции по организации работы в группах.

Домашнее задание: стр.98-99, стр.180-181 читать; стр.182 вопрос 3.

Этапы урока:

1. Организационный (30 сек.)
2. Вводно-мотивационный (1-2 мин.)
3. Актуализация знаний (5 мин.)
4. Изучение нового материала:
     4.1. Лабораторная работа в группах (10-15 мин.)
     4.2. Практическая работа – выступление групп (10-15 мин.)
5. Первичное закрепление (2-3 мин.)
6. Выводы по уроку
7. Организация домашнего задания

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 – Добрый день! Я рада приветствовать вас в нашей исследовательской лаборатории. Устраивайтесь поудобнее: мы начинаем работу. Учащиеся перед началом урока распределены в 3 группы. Каждая группа имеет пакет необходимых материалов.
2 Вводное слово учителя:

Истоки одаренности и тем более гениальности выдающихся исторических деятелей – вечная загадка. Когда обращаешься к исполинской фигуре Петра I, невольно задаешься вопросом об истоках известных качеств реформатора. Как становятся великими? Каким темпераментом отличаются исторические личности?  Какими чертами характера должен обладать реформатор? В этих вопросах мы и попытаемся сегодня разобраться, составив образное представление о личности Петра I.

Слайд «Сегодня на уроке»

 
3 Давайте вспомним, какие задачи требовали решения в конце XVII века, в то время когда Петр только начинал формироваться как личность, и которые ему предстояло решать, став царем.

Слайд «задачи внутренней и внешней политики»

Учащиеся называют известные им из изученного ранее материала задачи:
Переустройство войск в регулярную армию
Замена налоговой системы (ее упрощение)
Завоевание выхода к незамерзающим морским путям, для развития внешней торговли
Изменение системы центрального и местного управления
Освобождение крепостных крестьян
Административно-территориальная реформа
4.1 Раскройте свои рабочие материалы, лежащие на ваших столах. Внимательно изучите данные Петру характеристики и иллюстрации, изображающие Петра в разные периоды его жизни. На основании этих материалов составьте психологический портрет личности Петра I, указав тип его темперамента и наиболее яркие черты характера. Ваша цель выяснить, был ли Петр I в силу своего характера способен решать стоящие перед Россией задачи. В материалы групп включены: характеристики Петра I, данные историками и современниками (Приложение 1); иллюстрации картин «Петр I» В.А.Серова, «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н.Ге; паспорта 4-х типов темперамента (Приложение 4); иллюстрации в учебнике на стр. 123 и 128
4.2 Итак, приступим к обсуждению результатов нашей работы. Для этого один представитель группы зачитывает, а другой заносит на слайд составленную характеристику. Представители от групп выступают с результатами своей работы. При этом дети не знают, что каждая группа работает над конкретным типом темперамента.
5 Что же у нас с вами получилось?  Почему Петра I можно считать и сангвиником, и холериком, и флегматиком?

Внимательно вчитайтесь в тему урока, какие выводы вы можете сделать?

А сейчас я попрошу вас закрепить первые впечатления об этой загадочной личности. Составьте синквейн о Петре I, выделив самые значимые, по вашему мнению, моменты изученного сегодня. Это будет ваш групповой психологический портрет Петра I.

В ваших материалах вы найдете правила составления синквейна.

Ребята высказывают мнение о том, что Петр I фигура в истории спорная, неоднозначная, загадочная и многогранная, что дать однозначную оценку этому человеку нельзя, что в деятельности великих каждый видит то, что ему ближе по духу.

Он развил бурную деятельность, сломал старые устои, нарушил традиции и даже построил новую столицу, чтобы избавиться от старины.

Схема синквейна дана в рабочих материалах (Приложение 3). Результаты работы групп снова выносятся на слайды.

6 Ребята, какое лично для вас значение имеет сегодняшний урок?

 Мы увидели, насколько многогранна и противоречива личность Петр I. Нам еще много предстоит о нем узнать на следующих уроках, изучая его деятельность и ответить на вопрос «Почему мятежный Петр искал бурю?».

Слайд «УПЗ»

Учащиеся делают вывод, что любые их поступки не будут иметь одинаковой оценки у разных людей. Все будет зависеть от личного к тебе отношения.
7 Сегодня вы прекрасно поработали на уроке и получили отличный результат. Всем огромное спасибо. А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

Слайд «домашнее задание»

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Синквейны:

Группа 1:

Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор

Группа 2:

Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император

Группа 3:

Царь?
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император