Дидактический материал к урокам обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Причин трудностей много, соответственно и способы помощи существуют разные. Разработанный мною дидактический материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.

1. Таблицы “Компьютеры”.

“Компьютеры” изготавливаются в виде наборного полотна с перевернутыми картинками, под каждой название изображения. Прочитав слово, можно открыть картинку.

Виды “компьютеров”:

  1. На определенную тему: “Игрушки”, “Животные”, “Транспорт”, “Овощи, фрукты”.
  2. Не объединены определенной темой – “компьютеры” для начинающих – из односложных и двусложных слов с дополнительными пометами для чтения.
  3. “Компьютеры” для хорошо читающих детей – короткие предложения под картинкой.

Виды работ с таблицами.

  1. Коллективное чтение таблицы (на первых этапах по слогам, а затем целыми словами).
  2. Чтение в парах (на парте одна таблица), дети читают по очереди. В это время идет обучение нечитающих детей.
  3. Индивидуальное чтение (у каждого ученика таблица, выданная учителем с учетом навыков чтения).
  4. Индивидуальное чтение таблиц по выбору, взаимообмен прочитанными таблицами среди сильных детей.

Таблицы носят развивающий и опережающий характер, так как включают в себя различные задания: 1) найди лишнее слово в таблице; 2)объедини предметы в одну группу; 3) правило написания ЧА, ЩА, ЧК и т.д.

2. Карточки-задания.

Задания карточек развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Одни задания организуют наблюдения учащихся за языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогут установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. откроют общий способ деятельности.

Разнообразие формулировок в заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности.

Загадки и тексты о животных и растениях призваны развивать познавательные интересы детей, их интеллектуальную и речевую активность. Стихотворные строки замечательных русских поэтов дадут возможность почувствовать музыку звуков, всю прелесть русского слова. Упражнения с синонимами и антонимами не только обогатят словарный запас школьников, но и помогут им полюбить слово, стать интересным собеседником. (Приложение 1.)