Внеклассное мероприятие "Вечер воспоминаний"

Разделы: Внеклассная работа


Звучат мелодии прошлых лет, гости рассаживаются за столики.

Звучит песня из кинофильма “Черное золото Югры”

Демонстрируется видеоролик “Природа нашего края”.

Ведущий. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, – бедный народ. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки. Это имена людей. Это мой отец – водитель, и твой отец – нефтяник. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

Песня “Западная Сибирь”

Демонстрируется видеоролик “ХМАО-Югра”.

Ведущий.

Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.

Ведущий.

И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной! (Юван Шесталов).

Ведущий.

Малая Родина – та часть России, где мы сейчас живем, где большинство из нас родилось и выросло.

Ведущий.

Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Ведущий.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы

Ведущий.

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду. (В. Плесовских)

Ведущий. Дорогие гости мы рады вас видеть сегодня на вечере воспоминаний. Наш округ 10 декабря отмечал свой юбилей. Мы гордимся своим округом, его процветанием, но сколько лет понадобилось для того, чтобы о нем с гордостью заговорили в России и в мире в целом. Какой ценой заслужена слава округа. Наша земля суровый край, и живя в нём, стойко преодолевая все трудности, вы внесли вклад в его процветание, отдавая свою молодость, здоровье, лучшие годы вашей жизни, с которыми связано много воспоминай.

Ведущий. Так значит богатство нашего округа не только в нефти и газе, а в людях, проживающих на его территории.

Звучит музыка “Октябрьский район”

Ведущий. (Слова сопровождаются показом презентации Приложение 1)

Но, а сейчас перенесёмся в далёкое прошлое. Небольшая историческая справка. Село Малый Атлым расположено в Октябрьском районе ХМАО-Югра Тюменской области. В переводе с хантыйского языка название означает “Малый брат”. Село расположено на живописном правом берегу Оби: в 211 км ниже по течению от г. Ханты-Мансийска и 298 –ми км. выше Березова. Располагается оно в ложбинах между четырех белых яров – гор /Катушки, Голубища, Юртошной горы и Городища/. На Заячьей горе, как жители сейчас называют сопку, было городище, основанное Памом-Сотником. Городище расположено на высоком берегу реки Обь с мелким, мелким песком.

Ведущий. Современные исследователи истории считают, что село Малый Атлым основано было в 1592 г. с началом освоения русскими казаками просторов Сибири. Первыми основателями поселения были родовые племена остяков. Занимались они рыбной ловлей, добывали пушных зверей, имели своих оленей. Следом за казаками проникала сюда и православная церковь, направляя свои усилия для обращения язычников– остяков в православную веру.

Ведущий. В 1730 году в селе Малый Атлым стала работать частная школа, а вначале 19 века была открыта церковно-приходская школа. 190 лет учили детей села Малый Атлым и других деревень грамоте.

В 1917 году в Малоатлымских юртах была построена Преображенская церковь. С этого года Малый Атлым приобрел статус села. Открывается церковно-приходская школа, где детям давали начальное образование. В 1853 году на пожертвования прихожан в селе возводится новая трехглавная церковь, которая украшала суровый сибирский край до 2010 года (в этом году она сгорела).

Ведущий. В 1930 году в селе – большие перемены в связи с проведением коллективизации. 23 февраля был организован колхоз “Ленинский путь”, который занимался рыбодобычей, выращиванием картофеля, овощей. В 1961 году колхоз свою деятельность прекратил, а члены колхоза были переведены в Октябрьский рыбозавод при Малоатлымском рыбоучастке. Кроме добычи рыбы, здесь готовили и ремонтировали неводники, бударки, греби и весла; зимой вели заготовку льда, дров и деловой древесины для изготовления ящиков и бочкотары под рыбу.

Ведущий. В 1934 году в селе открылась семилетняя школа, но спустя четыре года 5-7-е классы переводят в п. Заречный, где к тому времени строится новая семилетняя школа. Начальная же школа проработала до 2000 года.

Все только наладилось, но начавшаяся война нарушила мирную жизнь. С 1941 года в армию призвано из колхоза около 50 человек. Остались одни женщины да подростки 15-ти лет, окончившие семилетку. И все впряглись в непосильную мужскую работу.

1941 год запомнился жителям наших мест не только войной, но и большой водой. Обь разлилась на 40-60 километров, затопив все пойменные луга.

Ведущий. В начале ХХ века развивается самоходный речной флот, создается потребительское общество “Самопомощь”, которое вскоре вливается в Березовское районное общество “Райпотребсоюз”.

В 1940 году Матлымское сельпо имело 11 торговых точек т.е. в каждом населенном пункте сельсовета. Сегодня Малоатлымское потребительское общество имеет 4 торговых точки. В связи с проведением коллективизации был организован колхоз “Ленинский путь”, который занимался рыбодобычей, выращиванием картофеля, овощей, зерновыми. В 1930 году в селе создается рыбоучасток, объединяя воедино все ранее разрозненные рыбные артели. В 1961 году колхоз прекращает свою деятельность, и все члены колхоза переведены в Октябрьский рыбозавод при М-Атлымском рыбоучастке, который проработал до 2009 года.

Ведущий. Развивается лесная промышленность. В 1973 году в Малом-Атлыме открывается лесоучасток Ламского леспромхоза. Ведется строительство жилых домов, объектов соцкультбыта: дом культуры, детский сад, больница. Открываются библиотека, парикмахерская, швейная мастерская.

В 1993 году лесоучасток закрывается. В 1985 году в селе был установлен памятник односельчанам, погибших в годы Великой Отечественной войны. Из 157 человек с фронта не вернулось 63 человека.

Работают средняя общеобразовательная школа, детский сад “Теремок”, в котором воспитываются 20 детей. Медицинское обслуживание ведет участковая больница.

В 2007 году открылось муниципальное учреждение “Центр культуры и библиотечного обслуживания”.

Звучит музыка “Как молоды мы были”,
демонстрируется видеоролик “Как молоды мы были…”

Ведущий. Перенесёмся на несколько лет назад. Представьте себе летний тёплый день, к берегу реки подплывает теплоход, сходят гости. Что бы вы могли им рассказать и показать в нашем селе. Проведём экскурсию по предприятиям, которые были на территории нашего села.

Одной из первых организаций, встречающихся на нашем пути, будет рыбозавод. Здесь добывалось очень много рыбы, организация работала в три смены. Женщины наравне с мужчинами и днём и ночью трудились, не покладая рук на рыбозаводе. Несовершеннолетние подростки шли помогать своим родным, работники не ходили на обед, кто-то еду брал с собой, кому-то несли дети.

Ведущий.

Сегодня в этом зале присутствуют те, кто отдал много лет на развитие этой отрасли. Какие моменты вашей деятельности вам запомнились?

Ведущий.

– Какая была продолжительность рабочего дня?

– Первая зарплата? Первая премия? Грамота?

– Сколько было работников?

Ведущий.

Родители трудились, а дети с 2-х месячного возраста находились в рыбоучастковом детском саду. Несколько вопросов сотрудникам детского сада.

Ведущий.

В нашей школе на сегодняшний день 48 детей, а сколько воспитанников было у вас?

– Сколько было групп?

-Чем кормили детей?

-Продолжительность рабочего дня?

А много выпускников детского сада осталось в Малом Атлыме?

Кого вы можете назвать?

Ведущий. Нельзя сегодня не вспомнить сотрудников фельдшерско-акушерского пункта. Молодые девочки и днём и ночью и в дождь и в холод ходили на вызовы, оказывали первую медицинскую помощь. Я говорю о Забувайло Ираиде Павловне и Самохваловой Людмиле Петровне. Расскажите нам о своей работе, о своих первых наставниках. Интересных случаях из практики.

Ведущий. К сожалению, нам не удалось найти информацию о появлении на территории посёлка “Рыбкоопа”. Может вы, владеете информацией. Нам будет интересно об этом узнать.

Ведущий. Для чего была создана эта организация? Кого обслуживала? Какие были льготы?

Ведущий. В 1973 году в Малом Атлыме жизнь изменилась. Развивается лесная промышленность, открывается лесоучасток Ламского леспромхоза. Ведется строительство жилых домов, объектов соцкультбыта: дом культуры, детский сад. Открываются библиотека, парикмахерская, швейная мастерская.

– Работники лесоучастка вопрос к вам.

Помните ли вы своего начальника?

Какую работу вы выполняли?

Как сплавляли лес, сколько леса заготавливали?

Чем вы занимались в обеденный перерыв?

– Какая улица была построена первой? И т.д.

Ведущий. Может быть, кто-нибудь может перечислить всех начальников Ламского леспромхоза? Мы проводили опрос, и один из жителей вспомнил всех, Сергей Тимофеевич вам слово. (Сахаров, Чепурной, Антропов, Букульманов, Суслов, Дейнеко, Донцов, Валик).

Ведущий. С открытием леспромхоза появилась необходимость открытия второго детского сада. Помните ли вы, кто стоял у истоков открытия детского сада. Какова была его оснащённость. Была ли очередь, для того, чтобы попасть в детский сад?

Ведущий. Нельзя не вспомнить и о том, что у нас здесь было и почтовое отделение, где работали Харина Августа Павловна, Кослопаева Маргарита Григорьевна. Затем после обветшания здания почтовое отделение переехало по соседству с сельским советом. И расширился штат почтовых работников, появилась сберкасса. Несколько слов о работе почтового отделения и сберегательной кассы может сказать Вяткина Анна Васильевна.

Ведущий. В зимний период работал аэропорт. А кто – нибудь из вас помнит, как он работал, сколько рейсов в день, сколько посадочных мест, сколько стоил билет, марку самолёта?

Ведущий. Сегодня надо отдать должное и тем руководителям, которые умело, организовывали управление посёлком. А может быть, вы помните, кто был председателем сельского совета. Его помощниками, как его выбирали.

Ведущий. О каких подразделениях организаций мы забыли упомянуть?

Ведущий. У вас может возникнуть вопрос почему мы не говорим о школе? Вся страна подводит итоги года учителя и мы хотим с гордостью сказать о тех, кто стоял у истоков образования в нашем селе. Слово для воспоминаний предоставляется Самолововой Полине Ивановне. Вспомните, сколько школ было на территории нашего посёлка. Кто были директорами школ? Сколько было учителей? Из воспоминаний своих родных, мы узнаём о том, что некоторые жители посёлка учились и в Зареченской школе, а почему?

Ведущий. Кто из вас помнит первых своих учителей? Сколько человек было в классе? Работал ли буфет? Чем кормили? Какие мероприятия, события из школьной жизни вам запомнились?

Звучит песня

“Течёт ручей бежит ручей”

Ведущий. В основном весь день проходил за работой, но ведь были праздники, выходные дни. Чем вы занимались в свободное от работы время?

Ведущий. Из каких номеров художественной самодеятельности состояли ваши концертные программы? Где брали репертуар? Любимые песни вашей молодости? Давайте о них вспомним.

Исполнение песен

Ведущий. А сейчас вашему вниманию мы предлагаем небольшой концерт.

– Приглашаем на сцену Павлову Валентину и танцевальную группу “Радуга”. Песня “Лимонадный дождик”.

– Для вас частушки!

– Песня для всех мам, присутствующих в зале. Песня “Мама”.

– Танец “Гуси”.

– Песня “По секрету…”

– Приближается Новый год, в его преддверии песня “Новый год у ворот”

Ведущий. Предлагаем вам пообщаться за столами за чашкой чая.

Играют любимые мелодии гостей.

Ведущий. На этом наш вечер воспоминаний закончен. Сегодня мы много узнали об истории посёлка, о его развитии, о его жителях. Наш сегодняшний вечер хочется закончить строчками

За селом, на рассвете,
Где светло от берез,
Я спросил у России:
“Где ты силы берешь?”
Где берешь ты отвагу
И свою красоту,
Соловьиные зори,
Синих рек чистоту?
За селом, на рассвете,
Где колышется рожь,
Я спросил у России:
“Где ты счастье берешь?”
Где берешь ты улыбку,
Где – спокойную грусть?
Расскажи мне, поведай,
Солнцеликая Русь!

Спасибо большое за внимание, надеемся, этот вечер станет традиционным. Поздравляем вас с Наступающим Новым годом.