Васильев день, или Старый Новый год

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

- знакомство с русским народным праздником Васильев день, традициями, обычаями;

- воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;

- развитие коллективизма, коммуникативных способностей.

Действующие лица: Солоха, Баба Яга, Петушок, Скоморохи, 2 команды детей в русских народных костюмах.

Оборудование: 4 стакана пластиковых, одноразовые ложки, ручки и карандаши, фасоль,пшено, 2 обруча , снежки , 2 ведра, метла, 2 валенка, музыкальные записи группы “Ивана купала”.

Солоха: Здравствуйте, дорогие гости! Зима – не только самое дорогое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки: Васильев день (оказывается, в Древней Руси этот день тоже ежегодно отмечался, но не как Новый или Старый год, а как Васильев день. Назван он был в честь Василия Великого — святого архиепископа Кесарийского, глубоко почитаемого у христиан. ) или, как называют в народе, Старый Новый год. Вот и мы сегодня вместе с вами, с ребятами праздновать будем как и на Руси Васильев день или Старый Новый год.

Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок.

Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок. А что такое святки?

2-й ребенок.

Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

1-й ребенок.

От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

2-й ребенок.

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Входят колядовщики (ряженые) со звездой. Идут и поют “Сеем, веем” под песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала”.

Ряженые.

Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.

1-й ряженый.

Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.

2-й ряженый.

Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!

1-й ряженый. А не порадовать ли нам всех веселым представлением?

Солоха. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?!

Звучит страшная музыка, влетает Баба Яга и по пути срывает звезду.

Солоха. А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать.

Баба Яга. Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на Васильев день гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам) посоревнуемся кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну…

Солоха. Что делать придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться, ведь на Васильев день варят самую вкусную кашу. Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края - знать, быть беде.

Баба Яга. Так что, играть со мной придется.

Тай, тай, налетай,
В игру со мною поиграй!
Я – Бабка Ежка,
Костяная ножка!
Буду вас развлекать,
Буду с вами играть!

Дети встают в круг. В центре – Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети ходят вокруг Бабы Яги.

Бабка Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом говорит:
- У меня нога болит.

Баба Яга помелом старается дотронуться до детей – “заколдовать”: как только коснется, ребенка он застывает в любой позе.

Солоха. Переиграла ты нас. А гадать-то умеешь? Или, может, обманываешь?

Баба Яга. О, это для меня раз плюнуть (раскидывает зернышки). Кому какое зернышко попадет тому то и будет:

Мельхиор, латунь и злато,
Серебро, чугун и … вата,
Особняк, дворец, шалаш,
Хлев, пятнадцатый этаж…
“Форд”, “Тойота” напрокат,
“Мерседес” и самокат,
“Вольво”, “Шкода”, “Запорожец”…
Что тебе всего дороже?

Солоха. Вот это гадание… Насмешила, старая!

Баба Яга. Ничего, ничего. Еще все впереди. Больше всего под Новый год девицы гадали, чтобы узнать, выйдут ли замуж, да за кого. Девицы! Кто хочет про своего суженого узнать, айда ко мне. Я вот предлагаю пойти кур в сарае ловить. Как раз темнота нужна. Кто в темноте петуха поймает — тот замуж выйдет. Кур ловить! Кур ловить!

Девочки выбегают, ловят петуха.

Солоха. Вижу, хитра ты, все обмануть норовишь, а вот сможешь ли ты с нами кашу сварить, да не просто так, а при этом еще бегать прыгать веселиться, одним словом, новогодние святки праздновать?

Баба Яга. Объявляю спортивные эстафеты на Васильев день и предсказываю, что кто будет веселиться и бегать не лениться, тот проживет сто лет без ангины и аптек! Итак, спортивные соревнования на Васильев день. Представляю команды: “Куриные ножки” и “Свиные ушки”! Спорю, что ни одна из команд с моими заданиями не справится.

Солоха. А если справится?

Баба Яга. Если справится - верну звезду. (Соревнования)

1. Эстафета “Как на Васильев день кашу варили”.

1а. Готовим воду для каши. У одной стены комнаты стоят команды, у противоположной стены - два стула (для каждой команды - свой). На каждом стуле - два стакана, один с водой, другой - пустой и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.

1б. Варим кашу. Исходное положение - то же. Возле команд - тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по фасолине, кладет в ложку несет к стулу, бросает в стакан с водой при этом, приговаривая слова “Варись кашка на Васильев день!”, затем возвращается к команде.

2. Гадание.

Метание валенка в корзину. Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды.

3. Игра “Бабы Ёжкина метелка”.

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму разгадывать.

Летом спят, а зимой бегут. (Cани)

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Cани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Hука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка. (Cнег)

Глянули в оконце - лежит белое суконце. (Cнег)

Трескуч, ядрен, намостил мостен

По дворам пробежал, все окна расписал. (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

4. Игра “Снежки”.

Каждой команде дается корзина со “снежками”. Дети по очереди прыгают с “снежком” к линии, метают “снежок” вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой.

5. Игра “Курочки и петушки”.

Дети собирают зерна пальцами ног (карандаши и ручки), разбросанные на полу. Побеждает та команда, которая больше соберет.

Солоха. Хорошо мы повеселились, а сейчас все приглашаются к столу (вареники с сюрпризами).