Экологические задачи на уроках математики в начальной школе

Разделы: Математика


Как показывают многочисленные исследования, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор познавательной деятельности учащихся, который качественно преобразует все ее компоненты.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Однако в настоящее время вопрос об использовании межпредметных связей математики с другими дисциплинами начальной школы является недостаточно методически разработанным. Это касается и такого важного учебного материала, как нумерация многозначных чисел.

Все выше сказанное определило цель данного исследования: выявить возможности использования межпредметных связей в процессе изучения нумерации многозначных чисел.

Объект исследования: процесс изучения нумерации многозначных чисел в начальном курсе математики.

Предмет исследования: межпредметные связи в процессе изучения нумерации многозначных чисел

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть содержание понятий “межпредметные связи”, “нумерация”.

3. Выяснить целесообразность использования межпредметных связей в обучении младших школьников.

4. Составить подборку заданий межпредметного содержания по теме “Нумерация многозначных чисел” и проверить эффективность их использования.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; наблюдение, статистическая обработка результатов.

В ходе решения поставленных в исследовании задач получены следующие результаты.

1. Изучена психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по теме исследования таких ученых, как М.Н. Скаткин, П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин.

2. Раскрыто содержание понятия “межпредметные связи” - это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.

3. Установлено, что для успешной организации работы по ознакомлению и усвоению нумерации многозначных чисел в начальной школе учитель должен владеть понятиями “разряд”, “класс”, “разрядная единица”, “десятичная запись натурального числа”, знать свойства натурального ряда чисел, владеть алгоритмом сравнения натуральных чисел.

4. Выяснена целесообразность использования межпредметных связей в обучении младших школьников. Она обуславливается природой мышления учащихся, диктуется объективными законами их высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии, а также самой организацией обучения в начальной школе, когда уроки почти по всем предметам ведет один и тот же учитель.

Экология и нумерация многозначных чисел

Особое место в начальной школе должны занимать задания экологического характера, так как именно в младших классах целенаправленно закладываются начала экологической культуры.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании школьников на межпредметной основе были получены в процессе использования в практике обучения таких приемов и методов, как межредметные задания и задачи, текстовые задачи и задания по математике.

Задача 1

Баировский республиканский государственный комплексный заказник – один из старейших в Омской области. Он был создан в 1959 году для охраны, лебедей, гусей, уток, журавлей, болотной и полевой дичи, а также лосей, косуль и зайцев – беляков. Сколько полных веков заповеднику?

Задача 2

Сотни тысяч птиц гнездятся на территории “Птичьей гавани”. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит за день около 300 гусениц; дятлы – 900 гусениц, а скворцы 1500 гусениц. Выпиши числа в порядке возрастания и убывания.

Задача 3

На Земле обнаружено и описано 19056 видов рыб, 9040 птиц и 4010 видов зверей. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Для изучения нумерации многозначных чисел в устный счет можно включить задания для записи чисел с помощью цифр под диктовку учителя:

1. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв. м.

2. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.

3. Вся растительность на планете “выдыхает” 175 млн. тонн биологически активных веществ.

4. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км. 12 млн. кв. км приходится на зону тропиков, из них 10 млн. кв. км занимают широколиственные леса

5. Ежегодно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.

6. В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет 4 млн. 500 тыс. дождевых червей. За 200 суток они “перепахивают” 450 тонн грунта.

Во время экскурсий в лес, где растут сосны, можно научить школьников определять приблизительный возраст молодых сосен. У сосен ежегодно вырастает по одному вершинному побегу. Подсчитав число побегов от мутовки до мутовки по всему стволу, и прибавив к этому количеству еще некоторое число, определяют возраст сосен. Можно также предложить решить задачи, на сколько одно деревце старше или моложе другого.

При проведении экскурсий в лес детям постепенно сообщаются различные сведения: о продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

Ель До 500 лет
Сосна До 350 лет
Береза До 150 лет
Рябина До 80 лет
Ясень До 100 лет
Дуб До 2000 лет
Липа До 500 лет
Кедр До 850 лет
Вяз До 400 лет
Осина До 100 лет

О высоте отдельных пород деревьев:

Береза До 20 м
Дуб До 40 м
Ель До 30-40 м
Вяз До 35 м
Липа До 45 м
Сосна До 45 м
Кедр До 36 м

Некоторую информацию о жизни птиц, насекомых.

Дятел – это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Один дятел за день съедает до 750–900 короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают свои дупла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнезд ночлега маленькие птички.

Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух комаров.

Семиточечная божья коровка – за свою жизнь съедает 4000 тлей.

Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500–4500 различных насекомых.

Эти числовые данные учащиеся могут оформить в виде таблиц и использовать для составления задач.

История и нумерация многозначных чисел

Использование на уроках математики элементов истории способствует развитию интереса у учащихся к предмету, имеет познавательное и воспитательное значение, а также способствуют реализации межпредметных связей.

При изучении темы “Нумерация римских чисел” можно предложить детям такие задания:

1) На памятнике великому немецкому ученому и писателю Иогану Вольфгангу Гете имеется такая надпись: “Гете родился в MDCCIL году” Когда родился Гете?

2) Запишите в римской нумерации числа: 1510, 498, 1917.

3) Александр Сергеевич Пушкин родился в MDCCCIХ году, а умер в VDCCXXXVII году. Запишите арабскими цифрами годы жизни А.С. Пушкина.

Римская нумерация, которая применяется и в наше время, несколько похожа на египетскую. В ней имеются особые знаки для обозначения следующих узловых чисел:

1-I, 5-V, 10-X, 50-L, 100-C, 500-D, 1000-M.

Как видим, в римской нумерации наряду с десятичной употребляется и пятеричная система нумерации (т.е. счет “пятками”), о чем свидетельствует наличие особых знаков для чисел 5, 50, 500.

Одним из эффективных методов проведения такой работы служит решение на уроках исторических задач.

Задача 1

Красная площадь появилась в 1493 году. На ней возвышается самая красивая и стройная башня Кремля – Спасская. Высота этой башни 71 м вместе с пятиконечной рубиновой звездой. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Задача 2

В самом центре Кремля находится многоэтажная колокольня Ивана Великого. Эта колокольня явилась главной сторожевой и сигнальной башней Кремля. У подножья колокольни стоит знаменитый Царь – колокол, отлитый из бронзы. Его масса 500 тонн. Запиши это число римскими цифрами.

Задача 3

Царь – колокол был отлит из бронзы в 1733–1735 годах отцом и сыном Моториными. Высота колокола 614 см, масса была 200000 кг. Во время пожара колокол треснул и от него откололся кусок в 11500 кг. Выпиши числа в порядке возрастания.

Занятия, на которых учащихся знакомятся с историческим материалом и одновременно решают математические задачи на данную тему, не только развивают воображение, логическое мышление, способствуют формированию вычислительных навыков, но и пробуждает интерес к отечественной истории, воспитывают уважение к достижениям предков.

Литературное чтение и нумерация

Еще одним примером межпредметной связи служит взаимосвязь математики и литературного чтения. Проблему литературного развития можно и нужно решать на любом материале по чтению. Мне же представляется весьма ценным фольклорный материал, например, русские пословицы.

При изучении темы “Нумерация многозначных чисел”, например, детям можно предложить такие задания. Задания выполняются на перфокартах.

Задание 1

  1. Вставь пропущенные числа.
  2. Используя полученные числа, составь пословицу.
  3. Выбери из данных ниже пословиц ту, которая раскрывает смысл составленной тобой пословицы. Напиши соответствующую цифру на перфокарте.
6 – в 200 – лоб 20 – мох
5000 – велик 8000 – голове
300 – то 80 – да

Пословицы.

  1. Посади свинью за стол, она ноги на стол.
  2. В пустой бочке и шуму много.
  3. В одно ухо влетает, а в другое вылетает.

Задание на перфокарте:

5000+200+__+6=5286

8000 +300+20+__ =8325 7000+ __+50+3=7153

На листе бумаги учащиеся пишут числа:

5000 200 80 6 8000 300 20
велик лоб да в голове то мох

К этой пословице учащиеся выбрали пословицу: “В пустой бочке и шуму много”.

Можно предложить такие математические цепочки.

Вставь нужное число вместо пустого “окошка”:

1. Этот русский ученый родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. Кто он?

5000 Менделеев

300 Ломоносов

40 Попов

5340=5000+ __ +40

2. Кто из великих музыкантов в 28 лет начал глохнуть, в 48 лет окончательно потерял слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?

80 Моцарт

600 Чайковский

9000 Бетховен

9680=__ +600+80

Рациональное применение пословиц и математических цепочек на уроках математики развивает творческое воображение, концентрирует и увеличивает объем внимания, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся с разным уровнем способностей.

Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять экологические знания учащихся. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных Красную книгу.