"Нам детство изувечила война"

Разделы: Литература, Информатика, Технология


Ведущий 1.

Мы знаем по сбивчивым
трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен
хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли,
что мир перенес.
Конечно, мы смотрим
иными глазами –
Такими же,
полными слез. (Ю. Поляков)

Ведущий 2.

Дети и война… Что может быть ужаснее, чем сочетание этих двух слов? Детство – самое, казалось бы, беззаботное, радостное время в жизни каждого человека для детей военных лет закончилось 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия внезапно и вероломно напала на нашу страну. Началась страшная по своему масштабу война, унесшая более 26 миллионов жизней советских людей, немало среди них и детей, убитых во время бомбёжек, измученных в концлагерях, сожжённых заживо в печах крематория, умерших от голода, холода. Многие лишились родителей, дома, семьи.

Ученик.

Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!

Ведущий 1.

Война внесла свои изменения в жизнь  всей страны, не говоря уже о детях. Узнав, что началась война, многие ваши сверстники – пионеры – мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для наших солдат. На плечи детей легла нелёгкая обязанность – освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой. Именно к пионерам  в самом начале Великой Отечественной войны обратился наш земляк, любимый детьми писатель Аркадий Петрович Гайдар.
(На слайде – портрет А.П.Гайдара. Звучит фонограмма с обращением писателя к пионерам: «Ты говоришь: я ненавижу врага, я презираю смерть. Всё это верно… Но твой долг — знать военное дело, быть всегда готовым к боям. Без умения, без сноровки твоё горячее сердце вспыхнет на поле боя, как яркая сигнальная ракета, выпущенная без дела и смысла, и тотчас же погаснет, ничего не показав, истраченная зря».)

Ведущий 2.

Сегодня дети войны в своих монологах из прошлого обратятся к вам, детям XXI века, чтобы вы никогда не забывали, какой ценой досталась нашему народу Победа.

Ученик.

Что мы пережили, расскажет историк,
Был сон нам тревожен, и хлеб наш был горек.
Да что там! Сравнения ввек не найти,
Чтоб путь описать, где пришлось нам пройти...

Ведущий 1.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Ведущий 2.

Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ведущий 1.

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

(На экране – портреты пионеров – Героев Советского Союза.)

Ученик 1.

Я – Валя Котик  родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка  Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки. Когда в Шепетовку ворвались фашисты,  вместе с друзьями решил бороться с врагами. Был связным и разведчиком в  подпольной организации партизан, узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.  Когда в городе начались аресты, вместе с мамой и братом  ушел к партизанам, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На моём счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.  Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

Ведущий 2.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Ученик 2.

Я – Марат Казей. Осенью 1941 года мне уже не пришлось идти в школу в пятый класс – в деревню, где я жил, ворвались фашисты. Школьное здание они превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена моя мама Анна Александровна Казей, и вскоре я узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, ушел к партизанам в Станьковский лес и стал разведчиком  штаба  партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон. Участвовал в боях,  вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
За смелость и отвагу  награждён орденом Отечественной войны  I степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».

Ведущий 1.

Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат  погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученица.

Я – Зина Портнова,  ленинградская пионерка. Война застала меня в деревне Зуя, куда приехала на каникулы, – это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и меня избрали членом ее комитета. По заданию партизан  расклеивала листовки, училась метко стрелять, вела разведку.  Поступив на работу в столовую  курсов переподготовки немецких офицеров,  передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, по указанию подполья  отравила большую группу фашистов. В  декабре 1943 года возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Затем долго пытали фашисты. Ответом врагу было моё молчание, презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Пыталась бежать, но фашисты настигли меня...

Ведущий 2.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Ученик 3.

Я – Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда моё родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз  ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Используя эти данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Всего мной уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
Был в моей жизни бой, который я вёл один на один с фашистским генералом. Подбил гранатой машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Я – за ним. Почти километр преследовал врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было и еще боев в моей недолгой жизни.

Ведущий 1.

И ни разу не дрогнул юный герой Лёня Голиков, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик.

Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою:
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!

Ученица.

Умирая, не умрёт герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своё борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

(Звучит Седьмая симфония Д.Шостаковича. На экране – портреты героев-пионеров, награждённых орденами и медалями за отвагу и мужество, изображения этих наград и пионерского значка.)

Ученик.

Награждены орденами и медалями за отвагу и мужество пионеры-герои: Юта Бондаровская, Галя Комлева, Костя Кравчук, Лара Михеенко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Надя Богданова, Валя Зенкина, Нина Куковерова, Аркадий Каманин, Лида Вашкевич, Володя Дубинин.

(На фоне музыки ученики читают стихотворение Р.Рождественского.)

Ученица.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.

 (На экране – фотографии блокадного Ленинграда. Звучит фрагмент «Сонаты № 2» Бетховена.)

Ведущий 1.

Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город. Началась блокада. Фашисты пытали ленинградцев холодом, голодом, артиллерийским огнем и бомбардировками. Несмотря на это, город продолжал жить и не просто жить, а бороться.
Жители блокадного Ленинграда всячески помогали фронту. Все, что надо было для фронта, давали заводы, работавшие днем и ночью. У станков день и ночь работали женщины, дети, старики. Борьба велась везде: на земле, воде и воздухе

Ведущий 2.

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Вместе со взрослыми сражались с врагом и дети. С каждым днем в Ленинграде таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием.

Ведущий 1.

Зимой 1941-1942 гг. в городе не было топлива. Люди жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопроводы и канализации. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.

Ведущий 2.

Смерть входила в дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

(На экране демонстрируется портрет Тани Савичевой.)

В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

 (Исполняется первый куплет «Баллады о Тане Савичевой» композитора Е. Доги, слова В.Гина: «Таня, Таня…твоё имя  – как набат на всех наречьях…». В ходе исполнения песни на экране иллюстрируются страницы дневника Т. Савичевой.)

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 янв. В З ч дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 ч. Утра в 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апр. 1942 г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.»
«Савичевы умерли»
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».

Ведущий 1.

При первой же возможности Таню Савичеву вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми  эвакуировали в  нашу Горьковскую (ныне – Нижегородскую) область, в поселок Шатки, недалеко от Арзамаса. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла.

(Пауза. Стук метронома.)

Ученица читает стихотворение от имени Тани Савичевой.

Таню Савичеву похоронили на кладбище посёлка Шатки,  где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни». Крымские астрономы Николай и Людмила Черных назвали именем Тани Савичевой открытую ими малую планету № 2 127.

Ведущий 2.

Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Ученица.

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.

Ученик.

Дорогой героев, дорогой отцов
Шагают бесстрашные люди.
И в час испытания каждый готов
Закрыть свою Родину грудью.

(Звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная...». На её фоне ученик читает стихотворение).

Ведущий 1.

Сыновья полков – так называли юных героев, которые прошли с нашей армией по дорогам войны.  Один из них – Володя Бобрищев-Пушкин, которому было 13 лет. Он сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемет, находящийся в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемет умолк.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев-Пушкин получил орден Отечественной войны II степени.

Ведущий 2.А как тяжело приходилось детям  под пятой врага, на оккупированных территориях …

Ученица.

Были зори кровавые, ранние.
Словно ранены пулями в грудь...
Угоняли мальчишек в Германию,
Не давали на близких взглянуть.
Свозь луга и лощины туманные
Под конвоем мальчишек вели…

Ученик.

Еще недавно дым струился над трубой,
Пекла хозяйка хлеб и бегали ребята...
За этот детский труп в траве перед избой
Любая казнь – дешевая расплата!

Ведущий 1.

Навеки останется в истории войны подвиг пионерского отряда Ляпичевской семилетней школы, действовавшего нелегально в придонских хуторах. В пионерском «гарнизоне» было 17 ребят. Старшему из них Аксёну Тимонину, председателю совета отряда, было 14 лет, младшему, Сёмке Манжину, минуло всего 9 лет. Галстуки пионеры хранили в потайном месте, о котором знал только командир «гарнизона» Аксён.
Мальчики в тайне от взрослых занимались военным делом в займище. Там нашли боеприпасы, таскали их в село и прятали за речкой, чтобы оказать помощь красноармейцам. Обучались стрельбе. Фашистам, когда они пришли в село, вредили как могли. Четверо из них (Аксён и Тимоша Тимонины, Серёжа Соколов и Федя Силкин) знали о раненом советском офицере, спрятанном в займище. Не раз пробирались к амбарам, где фашисты хранили посылки. Добытые продукты переправляли офицеру.

Ведущий 2.

Чтобы выкрасть оружие, Максим Церковников забрался в автомашину, выбрасывая из неё автоматы. Немцы заметили его, но Максиму удалось скрыться. Мальчики всё же были раскрыты фашистами. Ваня Махин, на квартире у родителей которого стоял немецкий офицер, решил стащить пачку сигарет, чтобы через Аксёна передать раненому советскому командиру. Но случилось непоправимое… В ночь на 7 ноября 1942 года арестованных мальчишек побросали в машину, в которой возили мясо. Уже стояли морозы. Дети были избиты, разуты, раздеты, все в крови, их швыряли в кузов, как поленья. Их родителей немцы погнали рыть яму.  Мальчиков разделили на группы по пять человек. И поочерёдно группами отводили за стену, где их расстреливали. Один из очевидцев, житель хутора М.Д.Попов, посвятил памяти замученных пионеров стихи «Аверинская драма».

(На экране – фотографии детей военных лет)

Ведущий 1.

Дети войны! Им  и в тылу приходилось не сладко. Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и... учились! Учились, несмотря ни на что. Римма Казакова написала изумительные стихи о детском героизме во время войны:

Не со школьным фартучком,
С взрослыми обидами,
Словно бы по карточкам,
Детство было выдано.
Радость пересчитана каждой новой книжкой.
Даже небо дразнится лунною коврижкой.
Маленькие-маленькие не могли знать боя мы,
Но тогда за партами были мы героями.
На пустой желудок лишь герой так сможет:
Апельсины с яблоками складывать да множить,
Да ещё и правильно, да ещё и на пять,
Да ещё при этом даже не заплакать.

(Звучит вокализ «В ритме сердца» Андрея Петрова.)

Ученик.

Да, в десять лет мы были дети,
но –
жесткий, в горьких складках рот:
Я жил на Волге
в сорок третьем,
бежал не с фронта,
а на фронт...
Я скорбь свою умело прятал,
я видел скорбную страну,
и только в мае, в сорок пятом,
наплакался
за всю войну...

Ведущий 2.

«Нам детство изувечила война», – так может сказать каждый, кто пережил это страшное время. Вот что о своём поколении детей войны пишет поэт Евгений Евтушенко.

(Ученик читает отрывок из воспоминаний поэта Е. Евтушенко. На экране – фотографии  детей военных лет.)

Ведущий 1.

Да, не только взрослые помогали приблизить победу, но и дети. Так, арзамасские школьники собирали макулатуру и металлолом, после окончания учебы выходили на поля и выполняли все работы, которые им были поручены. На полях района в 1944-1945 годах работали 2500 школьников. Они выработали 132 тысячи трудодней и собрали 160 тысяч рублей на постройку самолета «Арзамасский школьник».

(На экране – фотография лётчика А.И.Максименко и самолёта ЛА-5 «Арзамасский школьник».)

Ведущий 2.

И не было конца радости, когда узнали юные арзамасцы, что их желание осуществлено. Самолет принял боевой летчик Алексей Иосифович Максименко. За два месяца он сделал 110 боевых вылетов и уничтожил 7 самолетов противника. Всего на боевом счету самолета ЛА-5 «Арзамасский школьник» – 20 уничтоженных фашистских самолетов.

Ведущий 1.

Ещё в 1942 году Корней Иванович Чуковский писал: «И когда кончится война и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей».

Ведущий 2.

Да не сотрутся в нашей памяти имена юных патриотов!