Знакомство с дробями

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В презентации использовалось несколько слайдов из работы Савченко Елены Михайловны http://le-savchen.ucoz.ru/load/13-1-0-129

Тип урока: Урок первичного получения знаний.

Цели и задачи урока:

  • Сформировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя.
  • Сформировать способность к чтению, записи и графическому изображению дробей.
  • Содействовать формированию интереса к математике.

Цели:

  • Образовательная: формировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя; формировать способность к чтению, записи дробей.
  • Развивающая: развитие мыслительных и вычислительных навыков, операций, творческих способностей, развитие учебно-познавательной мотивации.
  • Воспитывающая: воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения.

Ход урока

Организационный момент. Встали дети. У нас сегодня необычный день, к нам на урок пришли гости. Поздоровались с ними. Садитесь.

Перед вами листочки. Возьмите и внимательно читайте. Отгадайте загадку, обоснуйте свой ответ с точки зрения математики.

Старик-годовик (Сказка-загадка)

Владимир Даль

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный    ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

Это сказка загадка. Отгадали загадку? (Круглый год, 12 месяцев)  Слайд

Обоснуйте свой ответ. Почему вы так думаете? (Потому что он махнул 4 раза)

Первый раз махнул это какие месяцы, а вторая тройка какие месяцы, теперь назовите летние месяцы и остались 3 какие, осенние, назовите). Мы сказали, что зима начинается с декабря. А сегодня, какое число? (Тридцатое)

А на дворе зима или осень? (Зима) Мы живем в холодной стране – в Якутии, поэтому с середины ноября начинаются зимние дни.

Мы на прошлом уроке разговаривали о части, о какой-то доле целой величины. А перед вами целая величина – год. Какую часть занимают зимние месяцы от целой величины? (3/12) Правильно, потому что в году 12 месяцев. А как это мы запишем? Давайте открыли тетради, написали число, классная работа, а теперь запишите 3/12. (Пишут в тетрадях) Вот сравните с этой записью. У кого так? Поднимите руки. А как читаем эту запись? Правильно. Послушайте. (Нажимаю Голос) А кто знает, что это за математическая запись? (Доли, части).

Правильно, только в математике у них есть специальное название, учёные придумали их называть дробями. Дробь. (Слайд – Дробь) Вот сегодня мы должны узнать об этих дробях?

Перед вами словари, возьмите, найдите слово дробь и прочитайте значение этого слова. Как вы увидели, это слово имеет 3 значения. Какое из них подходит к теме нашего урока к математике? (Второе) Прочитай ________.Мы узнали, что это какая-то часть целого. (Закрыли словари). А знаем ли мы как называется число, которое стоит внизу? (Знаменатель) Вот Маша сказала знаменатель. А теперь проверьте, послушайте. (Нажимаю Знаменатель)

А число, которое стоит сверху? (Не знаете, тогда послушайте). Повторите это слово. (Числитель) (Нажимаю Числитель)

Так что же показывает знаменатель? (На сколько равных частей разделили целое), а числитель? (Сколько взяли) (Показываю слайд)

Тогда как скажем, если я возьму вот эту половину? (Вертикально) (6/12), а если так (Горизонтально) (6/12)

Теперь давайте сделаем самопроверку, умеем ли мы читать дроби.

(Слайд с Узорами)  Правильно, молодцы.

Посмотрите на эти рисунки, на что тони похожи. (Разные узоры). А вот это? Всемирный знак службы такси. Пешеходная дорожка (Зебра). А для чего она нужна? (Правильно). Вот обязательное правило для нас.

Конечно все мастера, мастерицы которые что-то делают, чтобы работы получились красивые, симметричные, ровные и равные их делят на части. (Показываю Картинки).

Вернемся к заданию Старика-годовика.  

Какой месяц начнется завтра? (Декабрь). Назовите дробью, какую часть занимают выходные дни в декабре? Возьмите календари и определите. (Четыре тридцать первых)

Какой праздник приближается? (Новый год). Вот первая тройка птиц – спрашивает, чем пахнет новый год? Какой аромат у Нового года? (Ёлкой, и мандаринами). А я ещё хочу добавить мандаринами.

  • Ребята, старик-Годовик заранее угощает вас мандаринами. (Раздаю). Ваша задача разделить вот этот мандарин между с собой и сказать, какая доля досталось каждому. А как будем работать? Можете посмотреть вот на этот алгоритм. (Слайд – Алгоритм). (Работают)

Все закончили да?  Вот в вашей группе сколько долек? А тебе сколько досталось из __ долек? Значит, какая часть этого мандарина досталось тебе? (Отвечают) 

Молодцы, вы можете скушать.

Итак, провожаем нашу зиму. А какой праздник нас ждёт по окончании зимы? (Провожая зиму и встречая весну?) (Проводы зимы) В народе называют этот праздник Масленица. (Слайд – Блины)

Главный символ этого праздника? (Чем угощают друг друга на этом празднике?) (Блины) Почему? Потому что блины это символ солнца. Блины бывают такие круглые и тонкие.

  • Следующее задание второй тройки птиц. Вот  представим, что перед вами блины. Мы их должны правильно сложить по заданию. Какая команда быстрее сложит их на тарелку по две восьмых. Для решения этой задачи нам поможет вот этот алгоритм. (Слайд – Алгоритм 2)  (Работают).

Покажите, вот такая часть у кого  получилось? Давайте, проверим все по алгоритму. Что означает знаменатель – 8 (На сколько равных частей мы разделили этот целый блинчик), а что означает числитель – 2? (Сколько таких частей взяли из 8 частей). Все отложите эти блинчики.

Внимание,  задание третьей тройки птиц. Наступило лето. Какой праздник является символом якутского лета? (Ысыах). Каким национальным напитком угощают на ысыахе. (Кумысом)

  • Допустим вот это 1 литр кумыса. Традиционно кумыс пьют из чорона, вместо чоронов у нас сегодня стаканы. Вот раздаю каждой команде по 5 стаканов. Ваша задача, первое – написать дробью какая часть  досталась каждому? Второе – сколько граммов досталось, и показать дробью. Обычно жидкость обозначают литром. А в одном литре 1000 граммов. Давайте проверим.
  • И вы должны угостить гостей равным количеством кумыса. Чтобы получилось поровну, я сделала отметку, видно да? Ваша задача, первое – написать дробью какая часть  досталась каждому? Второе – сколько граммов досталось и показать дробью. Обычно жидкость обозначают литром. А в одном литре 1000 граммов. Давайте проверим.

Значит 1000 разделяем на пять получается 200 грамм, значит каждому досталось по 200 грамм. 200/1000 (Двести тысячных). (Проверка)

И последнее – задание четвертой тройки птиц. После лета наступает золотая осень. У кого из вас ребята, осенью день рождение? (Отвечают). В такой праздник на столе что бывает? (Торт). Есть такая задача (Слайд – Торт)

Читайте. Подумайте и найдите ключевое слово в этой задаче где? (Только три разреза). Вот эта  задача довольно трудная и для вас старик – Годовик приготовил подарок. Вам подскажет, как это сделать правильно. (Слайд Разреза). Кто догадался решить таким способом? (молодец). Запомните вот этот очень умный способ.

Итог урока.

– Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (Что такое дроби)

– Как записываются дроби? Что пишем в знаменателе, а что в числителе?

– В жизни нужно ли знание и использование дроби?

Домашнее задание: Придумать задачу на нахождение дроби.

На следующих уроках мы будем дальше изучать дроби. Урок окончен, спасибо всем.