Диагностика уровня освоения программы по образовательным областям в контексте федеральных государственных требований

Разделы: Работа с дошкольниками


В связи с введением в действие федеральных государственных требований к структуре образовательной программы наибольшую сложность педагогические коллективы детских садов испытывают при организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. На современном этапе при изобилии диагностических методик отмечается их узкая, специфическая направленность, большие временные, материальные и трудовые затраты при использовании их в комплексе, несоответствие их направленности критериям основной общеобразовательной программы учреждения по разделу “Планируемые результаты”.

При организации мониторинга логично обеспечить координацию деятельности всех педагогов, работающих с ребенком, через распределение сфер исследования в соответствии с компетенцией специалистов. Так, в прогимназии № 14 “Журавушка” образовательную область “Художественное творчество” диагностируют воспитатели по изодеятельности, “Музыка” – музыкальные руководители, “Физическая культура” – инструктор по физическому воспитанию. При переходе на автономию во многих детских садах ставки специалистов сокращаются. Таким образом, основной объем мониторинга ложится на плечи воспитателя.

Значит, надо выработать такой механизм, который бы обеспечил минимум усилий воспитателя при проведении мониторинга и оформлении диагностической документации.

Мы считаем, что диагностика не должна быть самоцелью, специальным мероприятием, требующим для себя отдельное время. Она должна интегрироваться в образовательный процесс.

Мы уверены, что оптимальная периодичность мониторинга – 2 раза в год: октябрь, апрель.

Практика показывает, что в группе воспитателю наиболее удобны низко формализованные методики, в которых выводы делаются на основе визуальных наблюдений, текущих бесед с ребенком, родителями, специалистами, анализа продуктов детской деятельности. Высоко формализованные диагностические методики (тесты, пробы и т.п.) применяют специалисты, например, педагог – психолог.

На каждую образовательную область оформляется протокол:

Образовательная область “___________”

Группа _____________________________ 2010 – 2011 уч.год

№№

ФИО ребенка

Критерии оценки

Итого:

1

2

3

4

5

10

04

10

04

10

04

10

04

10

04

10

04

1

Алена Петрова

2

2

3

3

2

3

3

3

3

3

2,6

2,8

2

Вася Сидоров

3

3

4

4

4

4

3

4

4

4

3,6

3,8

3

Паша Иванов

1

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2,2

2,4

ИТОГО:

                       
Средний балл группы по критерию

2

2,3

3,3

3,3

2,7

3,0

2,7

3,0

3,3

3,3

2,8

3,0

Идеальный уровень (дет. / %)

-

-

1/ 33,3

1/ 33,3

1/ 33,3

1/ 33,3

-

1/ 33,3

1/ 33,3

1/ 33,3

1/ 33,3

1/ 33,3

Высокий уровень (детей / %)

1/ 33,3

1/ 33,3

2/ 66,7

2/ 66,7

-

1/ 33,3

2/ 66,7

1/ 33,3

2/ 66,7

2/ 66,7

1/ 33,3

2/ 66,7

Средний уровень (детей / %)

1/ 33,3

2/ 66,7

-

-

2/ 66,7

1/ 33,3

1/ 33,3

1/ 33,3

-

-

1/ 33,3

-

Низкий уровень (детей / %)

1/ 33,3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Примечание: 1, 2, 3… – номера вопросов по образовательным областям и возрастным группам, которые даются к протоколу ниже; 10 – месяц октябрь, 04 – месяц апрель.

Балловая оценка:

4 – критерий выполняется самостоятельно, не требуется поддержка со стороны взрослого.

3 – критерий выполняется при незначительной поддержке взрослого.

2 – критерий выполняется непостоянно, требуется участие взрослых.

1 – критерий выполняется только вместе со взрослым или не выполняется.

Уровни:

Идеальный (красный) – от 3,5 до 4 баллов.

Высокий (синий) – от 2,4 до 3,4 балла.

Средний (зеленый) – от 1,3 до 2,3 балла.

Низкий (желтый) – до 1,2 балла.

Цветовое оформление помогает воспитателю быстро сориентироваться в целях, методах и средствах индивидуальной работы с детьми, подсказывает, какое направление надо “подтянуть”. Цифровые обозначения демонстрируют динамику продвижения в работе. Например, по цвету показатели могут в течение года оставаться на среднем уровне, но цифры будут демонстрировать положительную динамику уровня усвоения программы ребенком и группой в целом.

Образовательная область “Познание”

(Образовательная система “Школа 2100”)

Критерии оценки:

Младший дошкольный возраст.

1. Сенсорное развитие.

Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Устанавливает тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

2. Развитие конструктивной деятельности.

Создает и обыгрывает постройки, объединяя их по сюжету. Владеет приемами создания вариантов конструкций путем накладывания, приставления, прикладывания деталей, заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину, добавляя другие детали.

3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Окружающий мир” для дошкольников (учебное пособие по ознакомлению с окружающим “Здравствуй, мир!” для самых маленьких).

4. Формирование элементарных математических представлений.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Математика для дошкольников” (учебное пособие “Игралочка” часть 1).

5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Участвует в играх – экспериментированиях (с песком и снегом, водой и мыльной пеной, бумагой и тенью). Задает много констатирующих вопросов взрослым.

Средний дошкольный возраст.

1. Сенсорное развитие.

Владеет навыками обследования предметов путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние), использует эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и пр.).

2. Развитие конструктивной деятельности.

Создает, преобразовывает и обыгрывает постройки и поделки из разнообразных конструкторов, использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Окружающий мир” для дошкольников (учебное пособие по ознакомлению с окружающим “Здравствуй, мир!” часть 1).

4. Формирование элементарных математических представлений.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Математика для дошкольников” (учебное пособие “Игралочка” часть 2).

5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Участвует в играх – экспериментированиях с песком, снегом, льдом, водой, мыльной пеной, тенью, зеркалом, оптическими стеклами, звуками. Задает много поисковых вопросов взрослым.

Старший дошкольный возраст

1. Сенсорное развитие

Владеет навыками обследования предметов разной формы с движением рук по предмету, выделяет разнообразные свойства и отношения, использует в качестве эталонов плоскостные и объемные формы, ахроматические и хроматические цвета и их оттенки .

2. Развитие конструктивной деятельности.

Создает, преобразовывает и обыгрывает постройки и поделки из разнообразных конструкторов, находит творческие конструктивные решения и планирует этапы создания собственной постройки, использует и заменяет разнообразные по форме и величине детали.

3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Окружающий мир” для дошкольников (учебное пособие по ознакомлению с окружающим “Здравствуй, мир!” часть 2).

4. Формирование элементарных математических представлений.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Математика для дошкольников” (учебное пособие “Раз – ступенька, два – ступенька…”” часть 1).

5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Активно экспериментирует с жидкими и сыпучими телами, зеркалом, оптическими стеклами, магнитами, резиной, звуками, нетрадиционными изобразительными средствами. Задает много поисковых и проблемных вопросов взрослым.

Подготовительная к школе группа

1. Сенсорное развитие.

Использует в практической деятельности эталоны на все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние), при восприятии предметов выделяет характерные качества, основные части и дополнительные детали.

2. Развитие конструктивной деятельности.

Сооружает и обыгрывает различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением, подбирая и комбинируя детали, из разнообразных конструкторов создает модели по рисунку, словесной инструкции, собственному замыслу.

3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Информатика для дошкольников” (учебное пособие “Все по полочкам”).

4. Формирование элементарных математических представлений

Представления, знания и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса “Математика для дошкольников” (учебное пособие “Раз – ступенька, два – ступенька…” часть 2.

5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Активно экспериментирует с семенами, растениями, жидкими и сыпучими телами, свойствами предметов (устойчивость, масса, твердость и пр.), нетрадиционными изобразительными средствами. Задает много поисковых и проблемных вопросов взрослым, делает самостоятельные выводы и умозаключения.

Образовательная область “Безопасность”

(Образовательная система “Школа 2100”, пособие “Здравствуй, мир!”)

Критерии оценки:

Младший дошкольный возраст

  1. Свободно ориентируется в группе (приемной, спальне), знает назначение этих помещений, помнит места хранения личных вещей, свое место за столом, свою кровать.
  2. Понимает слова “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, “можно”” “нужно” и действует в соответствии с их значением.
  3. По разделу “Безопасность дома”:

  4. Имеет первичные представления о последствиях нарушения правил поведения, об опасности предметов бытовой техники и опасных ситуациях в ближайшем окружении, огне, некоторых опасных жидкостях, газообразных веществах, недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов.
  5. По разделу “Безопасность на природе”:

  6. Имеет первичные представления о ядовитых растениях.
  7. Осторожен при встрече с животными.
  8. По разделу “Ребенок и другие люди”:

  9. Адекватен в различных неожиданных ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми.
  10. По разделу “Безопасность на улице и дороге”:

  11. Имеет представления о правилах поведения на дороге в соответствии с возрастными критериями, предложенными Региональным стандартом обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах Республики Татарстан.

Средний дошкольный возраст от 4 лет до 5 лет

По разделу “Безопасность дома”:

  1. Имеет элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях, опасных для здоровья, способах их предотвращения, об опасности предметов бытовой техники и опасных ситуациях в ближайшем окружении, основных группах пожароопасных предметов, некоторых опасных жидкостях, газообразных веществах, недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов.
  2. По разделу “Безопасность на природе”:

  3. Имеет первичные представления о ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах.
  4. Имеет представление, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
  5. По разделу “Ребенок и другие люди”:

  6. Имеет элементарные представления о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми, адекватно ведет себя в таких ситуациях.
  7. По разделу “Безопасность на улице и дороге”:

  8. Имеет представления о правилах поведения на дороге в соответствии с возрастными критериями, предложенными Региональным стандартом обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах Республики Татарстан.
  9. Имеет элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях во дворе, опасных для здоровья, способах их предотвращения.

Старший дошкольный возраст от 5 лет до 6 лет

По разделу “Безопасность дома”:

  1. Имеет четкие представления об опасности предметов бытовой техники, основных группах пожароопасных предметов, некоторых опасных жидкостях, газообразных веществах, недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов. Может в случае необходимости позвать на помощь, вызвать по телефону “01” пожарную службу.
  2. По разделу “Безопасность на природе”:

  3. Имеет представления о ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах, ягодах. Адекватно ведет себя при встрече с животными.
  4. По разделу “Ребенок и другие люди”:

  5. Адекватно ведет себя, если в дом приходит незнакомец. Адекватно реагирует на различные жизненные, в том числе опасные и экстремальные ситуации. Может вызвать по телефону “02” службу безопасности.
  6. По разделу “Безопасность на улице и дороге”:

  7. Имеет представления о правилах этичного и безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте в соответствии с возрастными критериями, предложенными Региональным стандартом обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах Республики Татарстан.
  8. Имеет четкие представления о возможных травмирующих ситуациях во дворе, опасных для здоровья, способах их предотвращения.
  9. Знает свой домашний адрес и телефон.

Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет

По разделу “Безопасность дома”:

  1. Имеет активную позицию при выполнении правил безопасного поведения. Развиты навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Имеет расширенное представление о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
  2. По разделу “Безопасность на природе”:

  3. Имеет представления о ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах, ягодах, правилах безопасного поведения в лесу, у воды, во время грозы и т.п. Адекватно ведет себя при встрече с животными.
  4. По разделу “Ребенок и другие люди”:

  5. Адекватно ведет себя, если в дом приходит незнакомец. Имеет представления о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
  6. По разделу “Безопасность на улице и дороге”:

  7. Имеет развитое чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах, на дороге и в городском транспорте в соответствии с возрастными критериями, предложенными Региональным стандартом обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах Республики Татарстан.
  8. Имеет развитое чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах.
  9. Знает маршрут до детского сада, свой домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей, место их работы, свободно ориентируется в своем микрорайоне.

Образовательная область “Здоровье”

Критерии оценки:

Младший дошкольный возраст.

1. Культурно-гигиенические навыки.

Правильно пользуется мылом, аккуратно моет руки, лицо, уши; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расческой и носовым платком.

2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Имеет элементарные представления о правилах сохранения здоровья (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде и др.), пользе для здоровья закаливающих процедур, правильного питания. Обращается к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказывает о том, что именно и как его беспокоит.

3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Средний дошкольный возраст от 4 лет до 5 лет.

1. Культурно-гигиенические навыки.

Самостоятельно умывается, моет руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Пользуется расческой, носовым платком. Пользуется только личными предметами гигиены, одежды. При кашле и чихании отворачивается, прикрывает рот и нос носовым платком.

2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Имеет представления о пользе занятий физическими упражнениями и играми, пользе закаливания.

3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Старший дошкольный возраст от 5 лет до 6 лет.

1. Культурно-гигиенические навыки.

Следит за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистит зубы, следит за чистотой ногтей. Пользуется только личными предметами гигиены, одежды. При кашле и чихании закрывает рот и нос платком, отворачивается в сторону.

2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Имеет представление о своем теле, значении органов, необходимости и способах сохранения своего здоровья (режим, питание, движение, гигиена, свежий воздух). Имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Использует хорошо знакомые виды и способы закаливания дома и в детском саду.

Может вызвать скорую медицинскую помощь по телефону “03”.

3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет.

1. Культурно-гигиенические навыки.

Владеет навыками личной гигиены по уходу за своим телом.

2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Имеет развитые представления о строении собственного тела, полезном и вредном для организма, некоторых болезнях и их профилактики, оказании элементарной первой медицинской помощи. Развита устойчивая привычка постоянно заботиться о своем здоровье, потребность в регулярных занятиях физической культурой. Использует хорошо знакомые виды и способы закаливания дома и в детском саду.

3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Балловая оценка критерия “Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей”

Отсутствие случаев заболеваемости за 6 месяцев – 4 балла.

1-2 случая заболеваемости за 6 месяцев длительностью не более 5 дней каждый – 3 балла.

1-2 случая заболеваемости длительностью более 5 дней за 6 месяцев – 2 балла.

Более 2 случаев заболеваемости за 6 месяцев – 1 балл.

По итогам всей работы выводится сводная таблица:

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы детьми ________________________________ группы

2010 – 2011 учебный год (начало таблицы)

№ п/п

ФИО ребенка

Образовательные области

Физическая культура

Здо-ровье

Безо-пасность

Социа-лизация

Труд

10

04

10

04

10

04

10

04

10

04

                       
                       
                       
Средний балл по критерию                    
Идеальный уровень (дет. / %)                    
Высокий уровень (детей / %)                    
Средний уровень (детей / %)                    
Низкий уровень (детей / %)                    

Продолжение таблицы

№ п/п

ФИО ребенка

Образовательные области

Позна-ние

Комму-никация

Чтение худ. ли-терату-ры

Худож. твор-чество

Музыка

Итого

10

04

10

04

10

04

10

04

10

04

10

04

                           
                           
                           
Средний балл по критерию                        
Идеальный уровень (детей / %)                        
Высокий уровень (детей / %)                        
Средний уровень (детей / %)                        
Низкий уровень (детей / %)