Игра по теме "Информация. Кодирование информации"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели мероприятия:

  • обобщить знания учащихся о действиях с информацией, кодировании информации, способах кодирования информации;
  • обратить внимание учащихся на особенности кодирования как действия с информацией: при кодировании меняется форма представления информации, но ее смысл остается неизмененным;
  • закрепить умение решать простые информационные задачи на кодирование.

Задачи:

  • инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
  • совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на кодирование;
  • развивать информационную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету

Компетенции:

  • иметь представление о кодировании информации;
  • знать различные способы кодирования информации;
  • уметь приводить примеры правил кодирования информации;
  • владеть приемами кодирования с помощью кодовых таблиц.

Ключевые понятия: кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, криптография.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: действия с информацией, передача информации, хранение информации, сообщение, смысл, форма представления информации, устройство компьютера.

Материальное обеспечение мероприятия: демонстрационный ПК, проектор, презентация к уроку, кодовая таблица КОИ-8, диагностическая карта, презентация к уроку, компьютерные тесты.

Минимальные требования к программным ресурсам: ОС Windows, программа Macromedia Flash 8 , Excel 97, Power Point.

Правила игры: Класс делится на две команды + счетная комиссия. В каждой команде выбирается капитан, придумывается название команды, связанное с информатикой. Вопросы игры делятся на три раздела: информация, системы счисления, кодирование информации. За правильные ответы команде присуждаются баллы. Счетная комиссия ведет подсчет баллов с использованием электронной таблицы. Подводятся итоги игры. Выбирается лучшая команда-знаток данной темы.

План мероприятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация необходимых знаний.

3. Выполнение заданий.

3.1. Компьютерный практикум. Повторим, что знаем?

3.1.1. Компьютерное тестирование.

Тест 1 “Единицы измерения информации”

Тест 2 “Системы счисления”

3.1.2. Найди соответствие.

3.2. Кодирование числовой информации.

  • Посчитай-ка!
  • В мире цифр.

3.2.1. Кодирование текстовой информации.

3.2.2. Кодирование графической информации.

4. Обобщение и подведение итогов игры.

Ход игры

1. Организационный этап. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами повторим знания, полученные по информатике за первое полугодие учебного года. Для этого нам нужно разбиться на две команды и выбрать капитанов команд. А помогать нам сегодня будут герои знакомого вам мультипликационного фильма. Появляется первый слайд презентации “Информация. Кодирование информации”.

Слайд 1

2. Этап актуализации. Однажды Ёжик нашёл странный листок. А странным он ему показался именно потому, что он был заполнен цифрами, а под ними почему то было фото Нюши. Давайте посмотрим на это листок. Как вы думаете, что это? Ответы детей.

Слайд 2

- Да, это зашифрованная информация! Мы должны помочь Ёжику прочитать странный листок, а значит вспомнить всё, что мы с вами изучали на уроках. Согласны? И чтобы помочь Ёжику нам следует вспомнить науку, которая носит название криптография. Но прежде, мы пройдём компьютерное тестирование.

3. Выполнение заданий.

3.1. Компьютерное тестирование. Повторим, что знаем? На работу с тестами вам отводится 15 минут. Мой консультант запишет количество баллов, которые вы наберете.

На рабочем столе находится папка “Игра”, в которой два теста.

А. В первом тесте “Системы счисления” вы должны выбрать нужный вариант ответа и компьютер сам оценит вас.

Тест (приложение 1)

Б. Во втором тесте “Единицы измерения информации” вы должны вписать в поле правильный ответ, нажать на кнопку проверки, чтобы увидеть верно вы ответили или нет, а в конце теста компьютер покажет вам количество правильных ответов. При правильном ответе начисляется 1 балл.

Тест (приложение 2)

Учитель. Молодцы! Сядьте за парты. После проведения тестирования обсудим ошибки, допущенные вами. А теперь мы перейдем к загадочному листку.

Итак, Ёжик решил обратиться за помощью к Барашу и Копатычу. Но те были заняты своим делом. Поможем им?

3.1.2. Найди соответствие. Вспомним основы, с которых мы начали работу в 6 классе. Даны две колонки со словами. Вам нужно установить соответствие между словами, проведя стрелки. Предлагаются распечатки для обеих команд. Первая команда, правильно выполнившая работу, получает 1 балл поощрительный.

Правильные варианты. 

Слайд 5, 6

Учитель. Молодцы ребята! Я думаю, что Бараш и Копатыч остались довольны.

- Копатыч, не сможешь ли ты помочь Ёжику. У него листок со странными цифрами. Мы хотим его расшифровать. Помоги!

- Да, такие клубнички я уже собирал. Ой, постойте, я хотел сказать нолики и единички. А было это так…

Кодирование числовой информации

  • Посчитай-ка!

Учитель. Ребята, переведите двоичные числа в десятичные и посчитайте, сколько ягод собрал в тот день Копатыч.

Слайд 7

Той команде, чей ответ окажется верным, добавляем 6 баллов.

Ответ: 61 ягода.

Посмотрите внимательно на листок Ёжика, может что то уже стало вам понятно? Правильно, часть информации зашифрована двоичным кодом. Расшифруйте её!

Ответ: 15 июля 2010

  • В мире цифр. Итак, одно и то же число может быть по-разному представлено в различных системах счисления. Да, сейчас вы использовали разные системы счисления, но мы их можем назвать…позиционными.

Назовите непозиционную систему счисления, известную вам.

Ответ: римская. А вот вам и задание.

Слайд 8, 9

Кодирование текстовой информации

  • В мире кодов.

Учитель. Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, в виде жеста, движения, слова, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется код.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2” — плохих).

С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.

А чтобы расшифровать листочек Ёжика, мы воспользуемся таблицей кодов КОИ-8. На столах у вас лежат таблицы. Чья же команда быстрее и правильнее расшифрует информацию? Время пошло…

За правильную расшифровку – командам присуждается по 5 баллов, а первым, справившимся с заданием, добавляется 3 балла!

Слайд 13, 14

Учитель. Замечательно! Мы смогли помочь Ёжику и теперь он со своими друзьями обязательно отправиться на праздник к Нюше. Но вот незадача, а какие цветы нравятся Нюше? Ёжик об этом решил спросить у Кроша.

Слайд 10, 11

Кодирование графической информации

Учитель. Ну что же листок почти расшифрован. Вот только осталась табличка с нулями и единичками. Думаю, мы сами справимся. Ведь мы, умеем восстанавливать рисунок по коду. Цифра “0” кодирует пустую клеточку, а цифра “1” кодирует закрашенную клеточку.

Команды должны получить следующий результат:

Учитель. Хорошо, когда есть друзья! Они и подскажут и помогут. Наши сказочные персонажи собрались дружной компанией на праздник. У них есть несказочные и нешуточные вопросы к капитанам команд. Приглашаем наших капитанов. У них есть шанс заработать по 5 баллов для своей команде. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если набранные баллы у обеих команд окажутся равными, есть запасной вопрос. Продолжите предложение…

Слайд 16-26

Обобщение и подведение итогов игры

Учитель. Итак, помогая мультипликационному герою, мы с вами повторили кодирование числовой информации, кодирование текстовой информации, кодирование графической информации. Предоставляем слово счётной комиссии.

- Всем спасибо!

Слайд 27

Литература

  1. Учебник. Л.Л.Босова “Информатика и ИКТ”, 6 класс.
  2. Рабочая тетрадь. Л.Л.Босова “Информатика и ИКТ”.
  3. Н.А.Югова “Поурочные разработки по информатике”, 6 класс.
  4. Интернет-ресурсы.