Семинар-тренинг "Профилактика стресса у педагогов, работающих в детском доме"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: снижение психоэмоционального напряжение педагогов

Задачи:

  • выявление степени стрессогенного состояния.
  • способов управления своим эмоциональным состоянием

Участники: педагоги (10–12 человек)

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия

1. Вводная беседа

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: думаю”, слушать друг друга внимательно.

Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

Принцип нашего занятия: “ Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

2. Что такое стресс, причины его возникновения (теоретическая часть; Г. Селье.)

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 - 2 1 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызывать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

“Групп риска” составляют три профессиональные: здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях на их отношении к детскому дому, к процессу обучения и воспитания.

3. Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т.Ю., Трусь А.А.)

Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть сове понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

  1. материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;
  2. поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;
  3. определим показатели (маркеры), показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

Сделаем это следующим образом: в течение 10 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение. понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

Перед тем, как обсуждать подученные результаты, тренер просит участников по часовой стрелке передать друг другу свои работы, чтобы каждый мог ознакомиться с рисунками своих коллег и задать интересующие вопросы:

  1. Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стрем? На что он похож?
  2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится). вы его боитесь и
  3. Где вы на рисунке? Как вы взаимодействует со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?
  4. Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?
  5. Изображены ли на рисунке показатели (маркера), по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?
  6. Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

Тренер спрашивает, какие есть вопросы у участников к своему коллеге, подводит итоги всего сказанного (факторы стресса, способы преодоления стресса).

4. Способы борьбы со стрессом

  1. Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  2. Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  3. Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания. некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  4. Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание. ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  5. Лекарственные настои.
  6. б.. Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  7. Цветотерапия (Цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим психоэмоциональным состоянием).
  8. Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

5. Подведение итогов. Рефлексия занятия

14.06.2011