Эстрадный вокал у дошкольников 3–7 лет в системе дополнительного образования (из опыта работы вокально-хореографической студии "Бусинки")

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Почти все явления окружающего мира малыши видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их ярко и неповторимо. Единство познавательной и эмоциональной сферы – неоценимое качество дошкольника. Возраст дошкольника представляет собой самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования – это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Обостренность эмоционального отклика на все, что воспринимают органы чувств, делает малыша предрасположенным к творчеству. Система дополнительного образования позволяет широко использовать фактор творчества в развитии ребенка, в формировании его познавательных мотиваций, стремлении к самореализации. Это важный ресурс необходимо использовать в формировании воспитательно-образовательного пространства детского творческого объединения, в нашем случае – вокально-хореографической студии “Бусинки”.

Процесс разностороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться задатки к определенному виду деятельности, которые могут перерасти в способности или одаренность. Задача педагога дополнительного образования – моделировать образовательный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов. В настоящее время разработанных методик обучения детей дошкольного возраста эстрадному пению недостаточно. Не существует государственного стандарта в работе по этому виду творчества.

Цель педагогической деятельности с обучающимися вокально-хореографической студии “Бусинки”: создать условия для развития творческой личности ребенка и реализации вокально-музыкальных способностей и одаренности.

В вокально-хореографической студии “Бусинки” обучаются эстрадному пению и хореографии дети дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Курс обучения классу вокала – это часть комплексной, образовательной программы вокально-хореографической студии “Бусинки”, которая способствует:

– развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству в музыкальном искусстве;

– развитию индивидуальности, личной культуры, детской одаренности;

– получению дополнительных знаний к занятиям по музыке в образовательном учреждении.

Вокально-хореографическая студия обладает широким спектром возможностей для развития творческих и вокально-музыкальных способностей. Одна часть этих возможностей заключается в специфике дополнительного образования, другая – в особенностях организации образовательно-воспитательного процесса студии. Добровольностью, ориентацией учебного процесса на интересы детей, гуманным отношением к ребенку, уважением к его индивидуальности, стремлением понять его сложный духовный мир характеризуется система дополнительного образования. Потребность заниматься пением, выступать перед зрителями, среди детей очень высока. Многие родители хотят, чтобы их дети проявили свои способности в вокально-музыкальном виде творчества.

Основной формой организации учебной деятельности в вокально-хореографической студии является учебное занятие, в содержание которого включаются понятия разных разделов, в зависимости от цели и задач.

В результате получаем схему занятия, состоящего из 4–х составляющих:

  • простейшая теория музыкальной грамоты;
  • распевание (включая терапевтический раздел);
  • пение с микрофоном (разучивание песен и отрабатывание навыков исполнения);
  • музыкальная игра.

Особенности проведения занятий:

  1. Обязательная постановка цели перед каждым занятием.
  2. На каждом занятии даются необходимые для автоматического запоминания знания и умения.
  3. Поэтапное изучение: дошкольник и младший школьник не может запомнить и уяснить большой объем информации за один раз, поэтому рассказывается новый материал поэтапно, делится на маленькие подтемы, за одно занятие объясняется не более одной подтемы (редко две, в зависимости от сложности).
  4. Постепенное включение детей в творческий процесс. Ребенок изучает на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике.
  5. Обязательное включение каждого ребенка в обучающую деятельность на каждом занятии.

Рекомендуемый состав учебной группы – 10 человек.

Занятия проводятся групповые и индивидуальные. На индивидуальных занятиях обучаются более способные дети каждой ступени обучения. Термин “ступень” обучения введен из-за необходимости различия времени занятий каждого обучающегося, т.к. не каждый ребенок занимается полный учебный год. В зависимости от его успехов в вокальной деятельности, переход со ступени на ступень может быть ускоренным или стать более продолжительным. Таким образом, одаренные и неуспевающие обучающиеся получают более широкие возможности для своего развития, повышается уровень комфортности обучения, мотивация познавательной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в вокально-хореографичекой студии выстраивается с учетом ступени обучения со следующей примерной градацией возрастов:

1 ступень – 3,5 – 4 года;
2 ступень – 4 – 5 лет;
3 ступень – 5 – 6 лет;
4 ступень – 6 – 7 лет.