Элективный курс "Изложение и сочинение в 9-м классе"

Разделы: Русский язык


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. За основу данного элективного курса были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы.

Цель данного элективного курса состоит в том, чтобы помочь учителю сделать подготовку к государственной итоговой аттестации максимально эффективной.

Содержание данного элективного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении;
  • адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)

После изучения предлагаемого элективного курса обучающиеся должны:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • обрабатывать информацию звучащего текста;
  • понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в тексте проблем;
  • использовать информацию, содержащуюся в тексте, в качестве аргумента;
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическим, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

Данный курс будет способствовать повышению уровня филологической подготовки учащихся, самоопределению в выборе профиля обучения, уточнению готовности и способности ученика осваивать выбранный курс на повышенном уровне.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Изложение как один из видов связной речи (в письменной или устной форме)

1

2

Подробное изложение текста

1

3

Сжатое изложение текста

2

4

Критерии оценивания изложения

2

5

Тестовые задания

3

6

Структура сочинения-рассуждения

1

7

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

1

8

Грамотность и фактическая точность речи

1

9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

3

10

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста

2

Итого

 

17

Содержание курса

  1. Изложение как один из видов связной речи
  2. Проверка умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Понимание и верная передача основной мысли исходного текста. Выделение макро– и микротемы. Передача исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдением речевых норм. Ведущий тип речи и элементы других типов. Стилистическое единство. Первое и второе прослушивание текста

  3. Подробное изложение текста
  4. Особенности подробного изложения. Сохранение подробностей, деталей, стиля предложенного текста. Сохранение 70% исходного текста (слова, обороты речи, синтаксические конструкции). Сохранение авторских средств художественной, эмоциональной выразительности

  5. Сжатое изложение текста
  6. Особенности сжатого изложения. Отбор существенной информации. Вычленение в тексте основных микротем. Обобщение содержания исходного текста. Исключение подробностей и обобщение однородных явлений, сохранение основных микротем. Использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Объем сжатого изложения

  7. Критерии оценивания изложения
  8. Содержание изложения. Сжатие исходного текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

  9. Тестовые задания
  10. Закрытые (с выбором ответа из предложенных вариантов) и открытые (с дописыванием ответа) тестовые задания. Рекомендации по выполнению тестовых заданий.

  11. Структура сочинения-рассуждения
  12. Тезис, аргументы, вывод. Способы введения аргументации. Объем сочинения-рассуждения

  13. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
  14. Понимание смысла фрагмента текста. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность работы.

  15. Грамотность и фактическая точность речи
  16. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Речевые нормы. Фактическая точность.

  17. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
  18. Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Приведение аргументов из текста. Смысловая цельность, структурная связность, композиционные части. Речевое оформление. Последовательность работы.

  19. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста

Понимание смысла фрагмента текста. Гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Композиция сочинения. Абзацное членение. Смысловая и структурная связность. Точность, богатство и выразительность речи. Цитирование. Последовательность работы.